Тема урока: «Использование синонимов, антонимов в речи».
Оборудование: проектор, раздаточный материал, учебник С.В. Иванова «Русский язык» 2 класс.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
| На уроке я сижу, Не шумлю, не кричу. Руку тихо поднимаю Если спросят, отвечаю. (сделаем гимнастику для рук) - Откройте тетради, запишите число классная работа. | Проговаривают, повторяют движения | Регулятивные УД: формируют целевую установку к учебной деятельности . Личностные УД: воспринимают речь учителя Коммуникативные УД: воспринимают текст с поставленной задачей. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.
| Мин.чистописания Охи-охи, ахи-ахи - Пряли Пряжу Прялкой Пряхи. Пряди Пряли, Прялки Пели, Пряхи Попросту Пыхтели - Какой вы услышали часто повторяющийся звук? (П) Какой буквой на письме покажем этот звук? (Пэ) - Напишите букву Пэ Запишите слова, отметьте орфограммы. Отгадайте слово Поездка или передвижение пешком, на транспорте по каким –нибудь местам. (Путешествие) Запишите слово разделив его для переноса. Пу - те –шест –вие. | Отвечают на вопросы, записывают буквы, слова. путешествие | РУД: выполняют запись КУД :воспринимают текст с поставленной задачей ЛУД :воспринимают речь учителя ПУД: выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор (отвечают на вопрос «почему выбрал именно этот |
3.Этап локализации индивидуальных затруднений | На уроке мы отправимся путешествовать по стране – ЛЕКСИКОЛОГИЯ, на остров лексика. - Что такое остров? На острове лексика много городов по этим городам мы и будем путешествовать. Нам в этом помогут сказочные персонажи. - Что такое лексикология? (Лексикология – это раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка) Лексика изучает словарный состав языка. В первом городе живут слова, которые перестали употребляться в современном языке. - Что это за слова.? - Если мы не знаем значения таких слов, где мы можем узнать? Найдите в толковом словаре устаревшее слово и запишите в тетрадь. Учащимся с повышенной учебной мотивацией работа по карточкам. Дифференцированная работа Найди в тексте устаревшие слова. Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в доме не было. Что делать? Пошла старуха в амбар, по коробу помела, по сусеку поскребла и набрала муки. (самостоятельная работа) Поднимите руку те, кто не справился с заданием. Запишите слова: амбар, короб, сусек. Прочитайте его толкование. | Ответы детей Остров часть суши, окруженная со всех сторон водой. устаревшие В толковом словаре. Находят слово в толковом словарике и записывают слова в тетрадь, зачитывают. | РУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; ЛУД: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; ПУД: отражают методы познания окружающего мира: |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | _ Молодцы ребята, мы двигаемся дальше, и на нашем пути следующий город ,в нем живут слова, имеющие близкое значение это - …? (СИНОНИМЫ) Физ.минутка. Я буду называть пары слов, если это синонимы хлопайте в ладоши, если нет приседайте. Травка – травяной, Приятель-друг, Рыдать-плакать, холод- прохлада, фантазия –мечта, бег-бежать. Работа в группах (задания на карточках) К фразеологизмам подбери слова синонимы. | отвечают СИНОНИМ Работают в группах, отвечают. Устно отвечают. Доказывают свою тоску зрения | РУД: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; ЛУД: выражают положительное отношение к процессу познания: Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать ПУД: выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечают на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); |
5. Этап реализации построенного проекта.
| Прибрать к рукам бездельничать Клевать носом присвоить Сидеть сложа руки дремать Повесить нос молчать Мозолить глаза загрустить Держать язык за зубами надоедать Водить за нос скрылся Витать в облаках обманывать След простыл мечтать Не показывать носа шалить Зарубить на носу не появляться Ходить на голове запомнить Составьте предложение используя фразеологизм. Пр | | РУД: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; ЛУД: выражают положительное отношение к процессу познания: Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать ПУД: выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечают на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); |
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи | Продолжаем путешествие по лексике. Чтобы узнать название города продолжите правило Антонимы- это слова, которые …… . (Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют противоположное значение это антонимы.) Следующий город АНТОНИМЫ | Произносят правило. . | РУД выстраивают последовательность необходимой операции ПУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи КУД: участвуют в учебном диалоге и строят монологические высказывания ЛУД: выражают положительное отношение к процессу познания |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Работают самостоятельно по карточкам (белые и зеленые) проверяют по образцу Самопроверка Подбери к словам антонимы. Если сложить первые буквы пропущенных слов по вертикали и добавить ь знак, то мы узнаем черту характера жителей живущих в этом городе. ФИ _________________________ грязный – искусственный – трусливый – мягкий – грубый – замкнутый - … слабый - … светлый - …. + Ь (чистый, естественный, смелый, твердый, нежный, открытый, сильный, темный – честность Возьмите карточки желтого цвета и проверьте по образцу правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку. Выполнено, верно-------- 5 1- 2 ошибки ----------------- 4 3 ошибки------------------- 3 - Запишите это слово, отметьте орфограмму, подберите проверочное слово. Честность – честь ( доп.материал. Пословица: Лучше горькая правда, чем сладкая лож.) | Самостоятельно работают, проверяют по образцу. | РУД: – оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности. КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; ЛУД: – оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; ПУД: сравнивают различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов; |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. | И так мы отправляемся дальше в путешествие. На нашем пути последний город. Кто угадает, какой город лежит на нашем пути? Какие еще слова из лексики вы знаете? (ОМОНИМЫ) Что такое омонимы? Работа по учебнику стр 68 упр 5 (комментируемое письмо) (доп.задание. Найдите слова, в которых гласная буква обозначает два звука. (жалея) сделайте транскрипцию (жилэйа) | Отвечают на поставленный вопрос. Омонимы Слова, одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению. Работа по учебнику. | ЛУД: – оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения РУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата; – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий) ПУД: сравнивают различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов; |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| Вот и подошло к концу наше путешествие по острову лексики. Давайте вспомним с жителями, каких городов мы встретились. (уст) Глаза –очи (Ант) медленно быстро (ОМОН) пушистый кот - сложный код, код к замку. (син). Высокий – длинный. Д.З. стр 69 упр 6. В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим передышку; После урока непременно Нужна ребятам перемена! | Отвечают Устаревшие слова, синонимы, антонимы, омонимы. | |