kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Использование синонимов, антонимов в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирует у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализует коррекционные нормы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Использование синонимов, антонимов в речи"»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Использование синонимов, антонимов в речи».

Тип урока – урок отработки умений и рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов ( антонимы, синонимы, омонимы, устаревшие слова).

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: формировать умения находить синонимы, антонимы, устаревшие слова.

  2. Регулятивные УУД: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

  3. 3. Коммуникативные УУД: формировать умения передавать свои мысли и чувства, умения формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

  4. Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.



Планируемые результаты урока: развивать умения находить в тексте синонимы, подбирать к словам антонимы, обогатить словарный запас слов.



Оборудование: проектор, раздаточный материал, учебник С.В. Иванова «Русский язык» 2 класс.







Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 

На уроке я сижу,

Не шумлю, не кричу.

Руку тихо поднимаю

Если спросят, отвечаю.

(сделаем гимнастику для рук)

- Откройте тетради, запишите число классная работа.

Проговаривают, повторяют движения

Регулятивные УД: формируют целевую установку к учебной деятельности .

Личностные УД: воспринимают речь учителя

Коммуникативные УД: воспринимают текст с поставленной задачей.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Мин.чистописания

Охи-охи, ахи-ахи -
Пряли Пряжу Прялкой Пряхи.
Пряди Пряли, Прялки Пели,
Пряхи Попросту Пыхтели

- Какой вы услышали часто повторяющийся звук? (П)

Какой буквой на письме покажем этот звук? (Пэ)

- Напишите букву Пэ

Запишите слова, отметьте орфограммы.

Отгадайте слово

Поездка или передвижение пешком, на транспорте по каким –нибудь местам.

(Путешествие)

Запишите слово разделив его для переноса.

Пу - те –шест –вие.


Отвечают на вопросы, записывают буквы, слова.









путешествие

РУД: выполняют запись

КУД :воспринимают текст с поставленной задачей

ЛУД :воспринимают речь учителя


ПУД: выбирают решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывают выбор (отвечают на вопрос «почему выбрал именно этот


3.Этап локализации индивидуальных затруднений

На уроке мы отправимся путешествовать по стране – ЛЕКСИКОЛОГИЯ, на остров лексика.



- Что такое остров?

На острове лексика много городов по этим городам мы и будем путешествовать. Нам в этом помогут сказочные персонажи.

- Что такое лексикология?

(Лексикология – это раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка)

Лексика изучает словарный состав языка.


В первом городе живут слова, которые перестали употребляться в современном языке.

- Что это за слова.?


- Если мы не знаем значения таких слов, где мы можем узнать?


Найдите в толковом словаре устаревшее слово и запишите в тетрадь.

Учащимся с повышенной учебной мотивацией работа по карточкам.

Дифференцированная работа


Найди в тексте устаревшие слова.

Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в доме не было. Что делать? Пошла старуха в амбар, по коробу помела, по сусеку поскребла и набрала муки.


(самостоятельная работа)

Поднимите руку те, кто не справился с заданием.


Запишите слова: амбар, короб, сусек.

Прочитайте его толкование.



Ответы детей



Остров часть суши, окруженная со всех сторон водой.








устаревшие




В толковом словаре.



Находят слово в толковом словарике и записывают слова в тетрадь, зачитывают.




РУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата


КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи,

находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;


ЛУД: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной

страны;



ПУД: отражают

методы познания окружающего мира:


4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.




_ Молодцы ребята, мы двигаемся дальше, и на нашем пути следующий город ,в нем живут слова, имеющие близкое значение это - …? (СИНОНИМЫ)

Физ.минутка.


Я буду называть пары слов, если это синонимы хлопайте в ладоши, если нет приседайте.

Травка – травяной,

Приятель-друг,

Рыдать-плакать,

холод- прохлада,

фантазия –мечта,

бег-бежать.


Работа в группах

(задания на карточках)

К фразеологизмам подбери слова синонимы.





отвечают

СИНОНИМ


Работают в группах, отвечают.

Устно отвечают.

Доказывают свою тоску зрения

РУД: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения

КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи,

находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;



ЛУД: выражают положительное отношение к процессу познания:

Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

ПУД: выбирают решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечают на вопрос «почему выбрал именно этот

способ?»);


5. Этап реализации построенного проекта.

  1. Прибрать к рукам бездельничать

Клевать носом присвоить

Сидеть сложа руки дремать


  1. Повесить нос молчать

Мозолить глаза загрустить

Держать язык за зубами надоедать



  1. Водить за нос скрылся

Витать в облаках обманывать

След простыл мечтать


  1. Не показывать носа шалить

Зарубить на носу не появляться

Ходить на голове запомнить

Составьте предложение используя фразеологизм.

Пр




РУД: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения

КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи,

находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;



ЛУД: выражают положительное отношение к процессу познания:

Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

ПУД: выбирают решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечают на вопрос «почему выбрал именно этот

способ?»);


6.Этап обобщения затруднений во внешней речи

Продолжаем путешествие по лексике. Чтобы узнать название города продолжите правило

Антонимы- это слова, которые ……

.

(Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют противоположное значение это антонимы.)

Следующий город АНТОНИМЫ





Произносят правило.




.

РУД выстраивают

последовательность необходимой операции

ПУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи

КУД: участвуют в учебном диалоге и строят

монологические высказывания

ЛУД: выражают положительное отношение к процессу познания

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работают самостоятельно по карточкам (белые и зеленые) проверяют по образцу

Самопроверка

Подбери к словам антонимы.

Если сложить первые буквы пропущенных слов по вертикали и добавить ь знак, то мы узнаем черту характера жителей живущих в этом городе.




ФИ _________________________

грязный –

искусственный –

трусливый –

мягкий –

грубый –

замкнутый - …

слабый - …

светлый - ….

+ Ь

(чистый, естественный, смелый, твердый, нежный, открытый, сильный, темный – честность

Возьмите карточки желтого цвета и проверьте по образцу правильность выполнения задания.

Поставьте себе оценку.

Выполнено, верно-------- 5

1- 2 ошибки ----------------- 4

3 ошибки------------------- 3


- Запишите это слово, отметьте орфограмму, подберите проверочное слово.

Честность честь



( доп.материал. Пословица: Лучше горькая правда, чем сладкая лож.)


Самостоятельно работают, проверяют по образцу.

РУД:оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.



КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи,

находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;



ЛУД:оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения,

самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

ПУД: сравнивают различные объекты: выделять из множества один или

несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставляют

характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют

сходство и различия объектов;


8. Этап включения в систему знаний и повторения.

И так мы отправляемся дальше в путешествие. На нашем пути последний город. Кто угадает, какой город лежит на нашем пути? Какие еще слова из лексики вы знаете?

(ОМОНИМЫ)


Что такое омонимы?


Работа по учебнику стр 68 упр 5

(комментируемое письмо)


(доп.задание. Найдите слова, в которых гласная буква обозначает два звука.

(жалея) сделайте транскрипцию (жилэйа)

Отвечают на поставленный вопрос.

Омонимы


Слова, одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению.

Работа по учебнику.

ЛУД:оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения,

самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;


КУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи,

находят в тексте информацию, необходимую для ее решения

РУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата;

– планируют решение учебной задачи: выстраивают

последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

ПУД: сравнивают различные объекты: выделять из множества один или

несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставляют

характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют

сходство и различия объектов;


9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Вот и подошло к концу наше путешествие по острову лексики. Давайте вспомним с жителями, каких городов мы встретились.


(уст) Глаза –очи

(Ант) медленно быстро

(ОМОН) пушистый кот - сложный код, код к замку.

(син). Высокий – длинный.



Д.З. стр 69 упр 6.


В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим передышку;

После урока непременно

Нужна ребятам перемена!

Отвечают

Устаревшие слова, синонимы, антонимы, омонимы.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка "Использование синонимов, антонимов в речи"

Автор: Барсукова Марина Борисовна

Дата: 02.05.2017

Номер свидетельства: 412807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "172765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423852834"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  ЧЕРЕЗ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ "
    ["seo_title"] => string(90) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-russkogo-iazyka-chieriez-slovarnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "188514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426689337"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства