kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода». Тип урока: открытия новых знаний. 

Цель  урока:
– познакомить обучающихся с существительными общего рода, с их оценочной и стилистической окраской;
– научить определять род, коммуникативную роль, сферу употребления имен существительных общего рода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект, технологическая карта урока»

ФИО автора работы: Попова Светлана Сергеевна

Должность, место работы: учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шугурская средняя общеобразовательная школа

Название работы: Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода»

Предметная область: русский язык (филология)

Цели и задачи:

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с существительными общего рода, с их оценочной и стилистической окраской;

  • сформировать умение определять род, коммуникативную роль, сферу употребления имен существительных общего рода.

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;

  • развивающие:

  • развивать умение детей самостоятельно получать знания;

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление;

  • развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности. 

  • воспитательные:

  • вызвать интерес к урокам русского языка;

  • воспитать коммуникативные отношения, навыки самостоятельной деятельности.

Аннотация (краткое описание работы): Данный урок проводится во 2 четверти учебного года, является 53-им уроком русского языка согласно рабочей программе. Тип урока: открытия новых знаний. По виду урок комбинированный. По типу познавательной деятельности, в качестве ведущих выбраны частично-поисковый, проблемно-диалогический методы работы. На уроке использовались все формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая. Применялись личностно ориентированная, здоровьесберегающая и информационно-коммуникационная технологии. Для проведения урока требуются компьютер, словари, проектор, карточки, жетоны со словами «Молодец» и «Умница», ноутбук. На всех этапах урока время было распределено рационально.

Структурные компоненты урока:
1.Организационный этап (мотивированный). (3 мин);
2. Этап актуализации знаний, умения и навыков (7 мин);
3. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока (5 мин);
4. Этап освоения нового (исследовательский этап) (15 мин);
5. Этап закрепления знаний, умения и навыков (этап фиксации УУД) (7 мин).
6. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование) (3 мин).
7. Этап диагностики и рефлексии (5 мин).

Начало деятельности – это оргпсихологический момент. Организационный (мотивационный) момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. Результатами данного приема является соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке, а также осознание самого себя как движущей силы своего научения. На уроке русского языка осуществляется межпредметная связь с уроками литературы. С помощью виртуального гостя Ивана Андреевича Крылова обучающиеся обнаруживают и исправляют орфографические ошибки; соблюдают орфографические нормы в процессе письма; используют знания по литературе. Показывают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, решаюи поставленную проблему, выдвигают свои гипотезы и в результате определяют тему урока. Самостоятельно формулируя цели, учащиеся ясно видят, что должны освоить в течение урока и к какому результату должны прийти. Обучающиеся при работе с учебником сумеют найти пробелы в информации. Высокая работоспособность на уроке обеспечивается сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). На этапе освоения нового (исследовательский этап) используется частично-поисковый метод. Формируются навыки решения практической задачи (определение рода сущ. общего рода). Знания не предлагаются учащимся в готовом виде, их надо добывать самостоятельно. Например, для определения значения слов невежа и невежда 1 группа работает с электронным словарем, 2 группа – с толковым словарем Ожегова. Данное задание позволяет установить рабочие отношения в группах, тем самым развивается эффективное сотрудничество, что в свою очередь способствует продуктивной кооперации. Анализируя художественные произведения, обучающиеся определяют сферу употребления имен существительных общего рода. Учащиеся рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают вывод, тем самым формируют осознанные знания. Данные задания способствуют устойчивому познавательному интересу, становлению смыслообразующих функций познавательного, исследовательского и аналитического мотива. Для закрепления материала используют следующие формы работы, которые чередуются между собой:

- коллективная работа;

- исследовательская работа в группах

- индивидуальное творческое задание.

Групповая работа даёт экономию времени и имеет большой воспитательный эффект, так как создаёт условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости. Групповая работа снимает тревожность и нерешительность. Обучающиеся делают умозаключения и выводы на основе аргументации. Также на уроке идет целенаправленная подготовка к единому государственному экзамену. Индивидуальное творческое задание создает ситуацию успеха для каждой категории учащихся. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания осуществляется на основе дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»). Цель домашнего задания – сформировать умение обучающихся самостоятельно контролировать свое время и управлять им; формирование умений самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. Приёмы подведения итогов, рефлексия способствовали развитию мыслительных операций: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке. Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществляется посредством контроля знаний учащихся со стороны учителя и самих учащихся. Работоспособность учащихся в течение урока обеспечивается за счёт заинтересованности каждого из участников в положительной оценке. Жетоны носят соревновательный характер. На уроке используются информационно-коммуникационные технологии для повышения качества образования учащихся. Все это позволяет ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий на уроке.

Говоря о дидактических целях, урок способствует

- формированию компетентности в сфере познавательной деятельности;
- умению творчески мыслить и вести аналитическую деятельность;
- навыкам индивидуальной и коллективной деятельности.



Технологическая карта

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: «Имена существительные общего рода».

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с существительными общего рода, с их оценочной и стилистической окраской;

  • сформировать умение определять род, коммуникативную роль, сферу употребления имен существительных общего рода.

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;

  • развивающие:

  • развивать умение детей самостоятельно получать знания;

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление;

  • развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности. 

  • воспитательные:

  • вызвать интерес к урокам русского языка;

  • воспитать коммуникативные отношения, навыки самостоятельной деятельности.


Методы работы:
частично-поисковый, проблемно-диалогический.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.
Технологии: личностно - ориентированное обучение, здоровьесбережение.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, словари, проектор, карточки, жетоны со словами «Молодец» и «Умница», ноутбук.

До урока: При планировании урока были учтены особенности отдельных групп ребят (с невысоким уровнем развития мыслительных операций и с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития). В связи с вышесказанным обучающиеся разделены на 2 группы.

Виды деятельности на уроке

Содержание

Компетенции учителя

УУД

Результаты

  1. Организационный этап (мотивационный) урока

  1. Приветствие учащихся

(слайд 1)

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);

  2. успеха (указательными);

  3. большого (средними);

  4. во всём (безымянными);

  5. и везде (мизинцами);

  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Организационная: уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание учиться»)

Личностные: умение мобилизовать свои качества и способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностно-регулятивные:

- соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

- осознание самого себя как движущей силы своего научения

  1. Проверка готовности обучающихся к уроку (рабочие тетради, карточки, учебник)

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!



Сегодня мы работаем по группам и за правильный ответ каждый получает жетон.

Коммуникативно – образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества

Личностно-регулятивные: установление целевых приоритетов

Личностно-регулятивные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива

  1. Этап актуализации опорных знаний

Систематизация сведений о русской литературе (межпредметная связь)
























Индивидуальная работа





Орфографический диктант. «Проверь себя»


Сегодня на уроке у нас виртуальный гость. Угадайте, кто он?

Внимание на экран (слайд 2). Известный поэт П.Вяземский о нём сказал так:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И эта слава – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.


Кто же наш гость? (появляется портрет И.А.Крылова)


Вспомните названия басен, которые читали, изучали.


Мы продолжаем изучение темы «Имя существительное». А какова тема сегодняшнего урока и её связь с нашим гостем, мы определим, выполнив ряд заданий.

4 чел. получают инд. карточки (раздать)


Записываем под диктовку сочетания слов из произведений И. Крылова, вспоминаем правописание, подчёркиваем изученные орфограммы.

В прекрасный день, сыграть квартет, косолапый Мишка, на цыпочках подходит, отыщет уголок, какая вещь пустая, лишь были б жёлуди, глаза и зубы разгорелись, попасть в большие забияки.

-Из каких басен взяты слова?

-Проверяем сами себя (Слайд 3). Если нашли ошибку, то аккуратно зачеркиваем, наверху записываем правильный вариант, на поля выносим палочку.

-Кто не допустил ни одной ошибки? Поставьте себе «5»

-Кто допустил 1-2 ошибки, то поставьте «4»

-Кто допустил 3 и более ошибок, вам необходимо повторить данные орфограммы.

-Задание: указать род существительных (вместе)

-Род какого слова вы не определили? Почему? Можно сказать о мальчике, что он забияка? А о девочке? Так какого же рода это слово? (слайд 4)

Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе.

Коммуникативная: установление правил продуктивной самостоятельной работы обучающихся и учебных действий на их основе.

Рефлексивная: умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых обучающимися компетенций в разных видах деятельности и оценивать их по определенным критериям.

Познавательные: формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по орфографии; по творчеству И.А.Крылова.

Коммуникативные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

Личностно-регулятивные: умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.






Познавательные: обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; использовать знания по литературе.


Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностно-регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

  1. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока

1.Работа с понятием «имя существительное общего рода»



























2.Определение цели и задач.




  1. Изучение содержания учебника, комментирование содержания

Чтобы определить, какого рода (м.р, ж.р., с.р) подобные существительные, выполним следующее задание (слайд 5).

Прочитайте, определите род выделенных слов. Что помогло вам его определить? (ключевые слова или контекст)

-Как вы думаете, можно ли употребить данные слова, говоря о мальчиках?

-Попробуйте заменить (устно), чтобы данные существительные стали мужского рода.

-Запишите любое предложение в тетрадь, обратите внимание на постановку знаков препинания при прямой речи.

-С какими существительными мы сегодня познакомились? В чём их особенность? Как определить их род? Можно их род назвать общим?

Итак, вот мы и определили тему нашего урока (записать в тетрадь) (слайд 6).


















Давайте теперь мы конкретно скажем, чему должны научиться на уроке. Задачи? (слайд 7) 



Прочитайте правило на стр. 96 п.41 (вверху страницы) и убедитесь, что в результате наблюдения и рассуждения мы с вами правильно определили признаки существительных общего рода. (слайд 8)

Методическая: уметь включать обучающихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные особенности

Личностно-регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.


Познавательные: определение основной и второстепенной информации.


Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка


Личностно-регулятивные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества.


Познавательные: находить пробелы в информации и пути восполнения пробелов; использовать приемы работы с учебником.


Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

  1. Физминутка (слайд 9)

  1. Этап освоения нового (исследовательский этап)


1.Нахождение имен существительных общего рода, определение их рода.







2. Работа с электронным словарём, простыми словарями
















  1. Связь с устным народным творчеством.










  1. Вывод о сфере употребления имен существительных общего рода





  1. Работа с литературным произведением Определение качеств сушествительными общего рода

(слайд 10).    Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. «Ах ты обжора! Ах, злодей!»- тут Ваську повар укоряет.«Как расшумелся здесь! Какой невежа!»- про дождик говорит на ниве камень лежа. Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.

  - Скажите: вам трудно было определить род существительных общего рода? (Нет.)

- Почему? (Помог контекст.)   

Нам встретились два слова почти одинаковых. Нужно узнать, в чём разница. 1 группа работает с электронным словарем на ноутбуке, а 2 группа ищет слова в толковом словаре. (слайд 11).

Выпишите кратко значение (невежа – невоспитанный, невежда – необразованный).

Вывод. Как мы видели, существительные общего рода встречаются в баснях И.А. Крылова. С какой целью они употребляются? (Дать характеристику герою точно, лаконично, метко.) 

- А какую оценку дают именно эти существительные отрицательную или положительную? (отрицательную)

- Назовите примеры положительных (трудяга, умница)

-  А в разговорной речи употребляются такие существительные? (Да.)

Приведите пример из УНТ (дразнилки). В старину  и сейчас про людей придумывали дразнилки

 а) Плакса, вакса, гуталин

     На носу горячий блин

     Плакать не годится

     Можно простудиться

б) Жадина - говядина

     Три копейки дадено

     За четвертую копейку

     Расшибется об скамейку.

- Вспомните, а какие дразнилки знаете вы?

Вывод: сфера употребления  существительных общего рода – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), а  в быту, в разговорной речи - это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику

А теперь мы с вами обратимся к творчеству кузбасского поэта Владимира Матвеева, выпустивший в 1992 году в Кемеровском книжном издательстве замечательную детскую книжечку «Ах! Какие котята!». Понаблюдаем за некоторыми из них и попробуем назвать их существительными общего рода, обозначающими качества людей (слайды 12- 19).

Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами; учитывать индивидуальные способности обучающихся.



Образовательная: формировать навыки самостоятельной работы с различными словарями.


Коммуникативная: умение устанавливать правила продуктивной самостоятельной работы обучающихся и




споучебных действий на их основе

Личностно-регулятивные: умение редактировать текст ответа; умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия.

Познавательные: формирование навыков решения практической задачи (определение рода сущ.общего рода); поиск информации.

Коммуникативные: установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации.



Личностно-регулятивные: устойчивый познавательный интерес, становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского и аналитического мотива.


Познавательные: откликаться на содержание текста – связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными из других источников.


Коммуникативные: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче; строить монологическое контекстное высказывание; инициативно сотрудничать в поиске и сборе, обработке информации.

  1. Этап закрепления знаний, умений и навыков (этап фиксации УУД)

1.Исследование в группах








2. Подготовка к ЕГЭ






3. Творческое задание (индивидуальное, парное по выбору)




4. Обобщение учениками по вопросам учителя материала, изученного на уроке

(слайд 20 - 21).Рассмотрите карточку с заданием и карточку-подсказку. Сделайте вывод.

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола. Например, врач, доктор, биолог, профессор, архитектор и мн.др.


(слайд 23-25). Укажите пример с ошибкой в согласовании определения с именем существительным:

а) лечащий врач Иванова уехала;

б) лечащая врач Иванова уехала;

в) наш врач очень внимательна.



(слайд 26) «Попробуй, сочини!» - нужно сочинить стихотворение из двух строк на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода. Например, как Незнайка из сказки Николая Носова:

У подножия ромашки

Я лежал, задрав тормашки.


(слайд 27). Подведем итоги урока. Вручаются жетоны

Образовательная: способствовать актуализации ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности обучающихся во всех формах действия.

Методическая: включать обучающихся в учебную деятельность по составлению и реализации устного и письменного ответа.


Организационно-рефлексивная: создавать условия для индивидуальной и коллективной работы обучающихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон)

Личностно-регулятивные: умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их; самостоятельное применение знаний в новой ситуации.

Познавательные: умение исследовать текст.

Коммуникативные: формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнером.

Личностно-регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ.

Познавательные: делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание

  1. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование)

Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»)

(слайд 28)

  • § 41, упр. 231 на «4», 232 на «5»

  • Творческое задание: придумать небольшой рассказ, в который включить имена существительные общего рода.

  • Всем мальчикам записать в тетрадь все воинские звания, начиная с рядового и заканчивая маршалом, а девочкам – названия профессий, которые могут выбрать и мужчины и женщины.


Образовательная: формирование навыков составления лингвистического (предметного) портфолио обучающимися с целью накопления ими материала об именах существительных общего рода.

Методическая: ориентировать обучающихся на применение памяток к выполнению дифференцированного домашнего задания.

Рефлексивная: формировать умение рефлексии учебных действий и результатов обучения обучающимися

Личностно-регулятивные: умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; формирование умений самоанализа результатов и самооценки готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

Познавательные: формирование и реализация навыков составления предметного портфолио с цель накопления вспомогательного материала.

Коммуникативные: отображение в речи (повествование) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Личностно-регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные: создавать и преобразовывать алгоритмы для решения предметной задачи.

Коммуникативные: ясно строить письменное высказывание.

  1. Этап диагностики и рефлексии

1.Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений обучающихся.

2. Рефлексия. Выбирая начало фразы, сделать вывод одним предложением

(слайд 29)

Интерес – Что интересно было на уроке?

Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что сегодняшний урок принес мне?

(слайд 30)

Организационно-методическая: проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений

Личностно-регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Личностно-регулятивные: формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

  2. http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200701512

  3. http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/2rod_s.shtml

  4. Кудрявцева Е.Л. Имя существительное за 11 уроков. Нюрнберг, 2009. – 204 с.




Просмотр содержимого презентации
«Мультимедийная презентация Попова СС»

Приветствие «Здравствуйте!» Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте! желаю  (соприкасаемся большими пальцами); успеха  (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствие «Здравствуйте!»

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

желаю (соприкасаемся большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Гость нашего урока Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.  П.А.Вяземский  И.А.Крылов

Гость нашего урока

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.А.Вяземский

И.А.Крылов

Активизация опорных знаний; Орфографический диктант   Проверь себя  В пр Е красный день, с Ы грать квартет, к О с О лапый Мишка, на ц Ы почках подходит, от Ы щет уг О лок, какая вещ Ь пустая, лиш Ь были б ж Ё луди, глаза и зубы разг О релись, п О пасть в б О льш И е забияки.

Активизация опорных знаний;

Орфографический диктант

Проверь себя

В пр Е красный день, с Ы грать квартет, к О с О лапый Мишка, на ц Ы почках подходит, от Ы щет уг О лок, какая вещ Ь пустая, лиш Ь были б ж Ё луди, глаза и зубы разг О релись, п О пасть в б О льш И е забияки.

Забияка ? ?

Забияка

?

?

Изучение нового материала Определим род выделенных имён существительных:  ж.р. ж.р. « Умница », - сказала мама Вере.  ж.р. «Что же ты за непоседа !» - воскликнула бабушка, глядя на внучку.  ж.р . ж.р. «Ну и копуша же ты, Варя», - не выдержал отец.

Изучение нового материала

Определим род выделенных имён существительных:

ж.р. ж.р.

« Умница », - сказала мама Вере.

ж.р.

«Что же ты за непоседа !» - воскликнула бабушка, глядя на внучку.

ж.р . ж.р.

«Ну и копуша же ты, Варя», - не выдержал отец.

Тема урока: Имена существительные общего рода

Тема урока:

Имена существительные общего рода

Находить имена существительные общего рода в тексте; Определять их род; Развивать орфографическую зоркость, внимание Коллективно, дружно  работать

Находить имена существительные общего рода в тексте;

Определять их род;

Развивать орфографическую зоркость, внимание

Коллективно, дружно

работать

Работа с учебником Правило !  Некоторые существительные с окончанием –а (-я), обозначающее качество людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюшка , такая задира Ира . Это существительные общего рода. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде.

Работа с учебником

Правило !

Некоторые существительные с окончанием –а (-я), обозначающее качество людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюшка , такая задира Ира . Это существительные общего рода. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде.

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Выборочный диктант Забияку Невежды Обжора Невежа

Выборочный диктант

Забияку

Невежды

Обжора

Невежа

Работа со словарями 1 группа 2 группа Невежа – это Невежда – это С какой целью употребляются данные слова?

Работа со словарями

1 группа

2 группа

Невежа – это

Невежда – это

С какой целью употребляются данные слова?

С таким сердитым шутки бросьте, он тигру не уступит в злости. Злюка Владимир Матвеев, кузбасский поэт

С таким сердитым

шутки бросьте,

он тигру

не уступит в злости.

Злюка

Владимир Матвеев,

кузбасский поэт

И сам не знает, плачет о чём, но льются и льются слёзы ручьём. Плакса Владимир Матвеев, кузбасский поэт

И сам не знает,

плачет о чём,

но льются и льются

слёзы ручьём.

Плакса

Владимир Матвеев,

кузбасский поэт

Не станет делить еду пополам: - Блюдо - моё! Никому не отдам! Жадина Владимир Матвеев, кузбасский поэт

Не станет делить

еду пополам:

- Блюдо - моё!

Никому не отдам!

Жадина

Владимир Матвеев,

кузбасский поэт

Не унывает чумазый пострел: - Я вовсе не грязный, я загорел. Грязнуля Владимир Матвеев, кузбасский поэт

Не унывает

чумазый пострел:

- Я вовсе не грязный,

я загорел.

Грязнуля

Владимир Матвеев,

кузбасский поэт

Скучно, ребята, котёнок живёт – целыми днями жуёт и жуёт. Обжора Владимир Матвеев, кузбасский поэт

Скучно, ребята,

котёнок живёт –

целыми днями

жуёт и жуёт.

Обжора

Владимир Матвеев,

кузбасский поэт

Фыркать на всех без разбора привык, фыркнет и – тут же покажет язык. Грубиян Владимир Матвеев, кузбасский поэт

Фыркать на всех

без разбора привык,

фыркнет и – тут же

покажет язык.

Грубиян

Владимир Матвеев,

кузбасский поэт

На каждый случай выдумка находится: -Кот в сапогах мне дядюшкой приходится! Лгун Владимир Матвеев, кузбасский поэт

На каждый случай

выдумка находится:

-Кот в сапогах

мне дядюшкой приходится!

Лгун

Владимир Матвеев,

кузбасский поэт

А вы никогда не встречали ребят, Чем-то похожих на этих котят? Владимир Матвеев, кузбасский поэт

А вы никогда не встречали ребят,

Чем-то похожих на этих котят?

Владимир Матвеев,

кузбасский поэт

Назовите существительные общего рода, характеризующие положительные черты характера человека. Приведите примеры дразнилок, пословиц. Для чего служат существительные общего рода?
  • Назовите существительные общего рода, характеризующие положительные черты характера человека.
  • Приведите примеры дразнилок, пословиц.
  • Для чего служат существительные общего рода?
Вывод: сфера употребления существительных общего рода – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека),  а в быту, в разговорной речи – это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику 8

Вывод: сфера употребления существительных общего рода – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека),

а в быту, в разговорной речи – это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику

8

Исследование в группах Предложения для анализа Вопросы Дежурный врач  Иванов выписал рецепт. Дежурный врач  Иванова выписала рецепт. Кого называют выделенные существительные? Строгий тренер  Свиридов выжал из нас все силы. Какого они рода? Строгий  тренер  Свиридова выжала из нас все силы. Лиц какого пола они обозначают?  В каком роде употреблено с ним прилагательное? В каком роде употреблён глагол прошедшего времени? Выделенные существительные - это существительные общего рода?

Исследование в группах

Предложения для анализа

Вопросы

Дежурный врач  Иванов выписал рецепт.

Дежурный врач  Иванова выписала рецепт.

Кого называют выделенные существительные?

Строгий тренер  Свиридов выжал из нас все силы.

Какого они рода?

Строгий  тренер  Свиридова выжала из нас все силы.

Лиц какого пола они обозначают?

В каком роде употреблено с ним прилагательное?

В каком роде употреблён глагол прошедшего времени?

Выделенные существительные - это существительные общего рода?

Карточка-подсказка:

Карточка-подсказка:

  • Существительные мужского рода, называющие лиц по _____________, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц _________________пола, так и лиц _____________пола.
  • Глагол – сказуемое в __________времени  при таком подлежащем-существительном ставится в ____________роде, если речь идёт о мужчине, и в ____________роде, если речь идёт о женщине.
  • Определение – прилагательное с таким существительным употребляется всегда в _____________роде.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных.  1. Доктор  пригласил в кабинет очередного больного.  2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор  понял что проект принят.  3. Наташа какая ты сегодня  растрёпа  сказал Саша .  4. Молодой агроном  сортировала семена.  5. Наш сынишка такой непоседа !    Правильный ответ

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных.

1. Доктор пригласил в кабинет очередного больного.

2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор понял что проект принят.

3. Наташа какая ты сегодня растрёпа сказал Саша .

4. Молодой агроном сортировала семена.

5. Наш сынишка такой непоседа !

Правильный ответ

Укажите пример с ошибкой в согласовании определения с именем существительным:  а) лечащий врач Иванова уехала;  б) лечащая врач Иванова уехала;  в) наш врач очень внимательна.

Укажите пример с ошибкой в согласовании определения с именем существительным:

а) лечащий врач Иванова уехала;

б) лечащая врач Иванова уехала;

в) наш врач очень внимательна.

« Попробуй, сочини!» Сочинил стишок Незнайка,  Просто так, рифмуя всё...  Получилось, догадайся,  И скажи всем громко, - что? ......торопыжка ....... плакса ....непоседа ......книжка ...... клякса ......беседа

« Попробуй, сочини!»

Сочинил стишок Незнайка,

Просто так, рифмуя всё...

Получилось, догадайся,

И скажи всем громко, - что?

......торопыжка ....... плакса ....непоседа

......книжка ...... клякса ......беседа

Подведём итоги 1. Сегодня мы познакомились с именами существительными общего рода. 2. Если существительное обозначает лицо мужского пола, то оно если обозначает лицо женского пола, то – м. р., ж.р. 3. Существительные общего рода употребляются чаще в речи, но могут употребляться и в разговорной художественной литературе. мужчине, 4. Глагол-сказуемое ставится в м.р., если речь идёт о в ж.р ., если речь идёт о женщине .

Подведём итоги

1. Сегодня мы познакомились с именами существительными

общего рода.

2. Если существительное обозначает лицо мужского пола, то оно

если обозначает лицо женского пола, то –

м. р.,

ж.р.

3. Существительные общего рода употребляются чаще в речи,

но могут употребляться и в

разговорной

художественной литературе.

мужчине,

4. Глагол-сказуемое ставится в м.р., если речь идёт о

в ж.р ., если речь идёт о

женщине .

Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 41, упр. 231 на «4», 232 на «5»
  • Творческое задание: придумать небольшой рассказ, в который включить имена существительные общего рода.
  • Всем мальчикам записать в тетрадь все воинские звания, начиная с  рядового  и заканчивая  маршалом , а девочкам – названия профессий, которые могут выбрать и мужчины и женщины.
И нтерес –  Что интересно было на  уроке ?  Т ворчество – Какие творческие  работы вы выполняли ?  О бучение – Чему вы научились?  Г лавное –  Что сегодняшний урок  принес  мне?

И нтерес – Что интересно было на

уроке ?

Т ворчество – Какие творческие

работы вы выполняли ?

О бучение – Чему вы научились?

Г лавное – Что сегодняшний урок

принес мне?

Источники информации:

Источники информации:

  • http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm
  • http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200701512
  • http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/2rod_s.shtml
  • Кудрявцева Е.Л. Имя существительное за 11 уроков. Нюрнберг, 2009. – 204 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода»

Автор: Попова Светлана Сергеевна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "222115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435854945"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок по русскому  языку в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "112900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408976964"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка "Имена существительные общего рода""
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_imiena_sushchiestvitiel_nyie_obshchiegho_roda"
    ["file_id"] => string(6) "351074"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477056934"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: § 35 Как употреблять в речи имена существительные общего рода."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_v_7_klasse_na_temu_ss_35_kak_upotrebliat_v_rech"
    ["file_id"] => string(6) "530777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1575776198"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку Существительные общего рода"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokaporusskomuiazykusushchiestvitielnyieobshchieghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "301170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456857826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства