Приветствие «Здравствуйте!»
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
желаю (соприкасаемся большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Гость нашего урока
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А.Вяземский
И.А.Крылов
Активизация опорных знаний;
Орфографический диктант
Проверь себя
В пр Е красный день, с Ы грать квартет, к О с О лапый Мишка, на ц Ы почках подходит, от Ы щет уг О лок, какая вещ Ь пустая, лиш Ь были б ж Ё луди, глаза и зубы разг О релись, п О пасть в б О льш И е забияки.
Забияка
?
?
Изучение нового материала
Определим род выделенных имён существительных:
ж.р. ж.р.
« Умница », - сказала мама Вере.
ж.р.
«Что же ты за непоседа !» - воскликнула бабушка, глядя на внучку.
ж.р . ж.р.
«Ну и копуша же ты, Варя», - не выдержал отец.
Тема урока:
Имена существительные общего рода
Находить имена существительные общего рода в тексте;
Определять их род;
Развивать орфографическую зоркость, внимание
Коллективно, дружно
работать
Работа с учебником
Правило !
Некоторые существительные с окончанием –а (-я), обозначающее качество людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюшка , такая задира Ира . Это существительные общего рода. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде.
Физкультминутка.
Выборочный диктант
Забияку
Невежды
Обжора
Невежа
Работа со словарями
1 группа
2 группа
Невежа – это
Невежда – это
С какой целью употребляются данные слова?
С таким сердитым
шутки бросьте,
он тигру
не уступит в злости.
Злюка
Владимир Матвеев,
кузбасский поэт
И сам не знает,
плачет о чём,
но льются и льются
слёзы ручьём.
Плакса
Владимир Матвеев,
кузбасский поэт
Не станет делить
еду пополам:
- Блюдо - моё!
Никому не отдам!
Жадина
Владимир Матвеев,
кузбасский поэт
Не унывает
чумазый пострел:
- Я вовсе не грязный,
я загорел.
Грязнуля
Владимир Матвеев,
кузбасский поэт
Скучно, ребята,
котёнок живёт –
целыми днями
жуёт и жуёт.
Обжора
Владимир Матвеев,
кузбасский поэт
Фыркать на всех
без разбора привык,
фыркнет и – тут же
покажет язык.
Грубиян
Владимир Матвеев,
кузбасский поэт
На каждый случай
выдумка находится:
-Кот в сапогах
мне дядюшкой приходится!
Лгун
Владимир Матвеев,
кузбасский поэт
А вы никогда не встречали ребят,
Чем-то похожих на этих котят?
Владимир Матвеев,
кузбасский поэт
- Назовите существительные общего рода, характеризующие положительные черты характера человека.
- Приведите примеры дразнилок, пословиц.
- Для чего служат существительные общего рода?
Вывод: сфера употребления существительных общего рода – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека),
а в быту, в разговорной речи – это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику
8
Исследование в группах
Предложения для анализа
Вопросы
Дежурный врач Иванов выписал рецепт.
Дежурный врач Иванова выписала рецепт.
Кого называют выделенные существительные?
Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы.
Какого они рода?
Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы.
Лиц какого пола они обозначают?
В каком роде употреблено с ним прилагательное?
В каком роде употреблён глагол прошедшего времени?
Выделенные существительные - это существительные общего рода?
Карточка-подсказка:
- Существительные мужского рода, называющие лиц по _____________, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц _________________пола, так и лиц _____________пола.
- Глагол – сказуемое в __________времени при таком подлежащем-существительном ставится в ____________роде, если речь идёт о мужчине, и в ____________роде, если речь идёт о женщине.
- Определение – прилагательное с таким существительным употребляется всегда в _____________роде.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных.
1. Доктор пригласил в кабинет очередного больного.
2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор понял что проект принят.
3. Наташа какая ты сегодня растрёпа сказал Саша .
4. Молодой агроном сортировала семена.
5. Наш сынишка такой непоседа !
Правильный ответ
Укажите пример с ошибкой в согласовании определения с именем существительным:
а) лечащий врач Иванова уехала;
б) лечащая врач Иванова уехала;
в) наш врач очень внимательна.
« Попробуй, сочини!»
Сочинил стишок Незнайка,
Просто так, рифмуя всё...
Получилось, догадайся,
И скажи всем громко, - что?
......торопыжка ....... плакса ....непоседа
......книжка ...... клякса ......беседа
Подведём итоги
1. Сегодня мы познакомились с именами существительными
общего рода.
2. Если существительное обозначает лицо мужского пола, то оно
если обозначает лицо женского пола, то –
м. р.,
ж.р.
3. Существительные общего рода употребляются чаще в речи,
но могут употребляться и в
разговорной
художественной литературе.
мужчине,
4. Глагол-сказуемое ставится в м.р., если речь идёт о
в ж.р ., если речь идёт о
женщине .
Домашнее задание
- § 41, упр. 231 на «4», 232 на «5»
- Творческое задание: придумать небольшой рассказ, в который включить имена существительные общего рода.
- Всем мальчикам записать в тетрадь все воинские звания, начиная с рядового и заканчивая маршалом , а девочкам – названия профессий, которые могут выбрать и мужчины и женщины.
И нтерес – Что интересно было на
уроке ?
Т ворчество – Какие творческие
работы вы выполняли ?
О бучение – Чему вы научились?
Г лавное – Что сегодняшний урок
принес мне?
Источники информации:
- http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm
- http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200701512
- http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/2rod_s.shtml
- Кудрявцева Е.Л. Имя существительное за 11 уроков. Нюрнберг, 2009. – 204 с.