Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Имя числительное"»
ГУ « Борис-Романовская средняя школа»
Урок русского языка в 4-м классе "Имя числительное. "
Провела: учитель начальных классов Жумагулова Г.К.
Цель: познакомить с именем числительным как частью речи. Задачи:
Образовательные:
познакомить с новой частью речи - именем числительным;
Учить правильному написанию числительных, различению количественных и порядковых числительных, определению морфологических признаков этой части речи
Развивающая:
Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления.
Воспитательные:
Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Учить создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: .Таблицы « Вопросник», корзина с овощами, мотив песни В.Шаинского « Дважды два –четыре», ребусы, кружки красного, синего, зелёного цвета,тесты.
План урока:
1.Оргмомент. 2. Этап подготовки к изучению нового материала. 3. Этап первичного усвоения 4. Этап информации о домашнем задании. 5 Этап подведения итогов урока. 6.Этап рефлексии.
Ход урока:
1 Организационный момент
Дружно встали, подтянулись,
-Гостям мило улыбнулись,
-Посмотрели на меня
-- Работать готовы?- Да.
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы покажете гостям, как умеете работать.
2 Этап подготовки к изучению нового материала.
Запишите число. Десятое декабря.
Классная работа.
Подчеркните орфограммы.
1.Словарно-орфографическая работа (словарные слова- названия овощей)
Овощи.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: Капусту,
Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!!!
-Составьте словосочетания со словами: морковь, капуста, горох, петрушка, свекла.
Свежая капуста (безударная гласная в корне слова).
Большая морковь (безударная гласная, сущ. 3 скл.).
Вкусный горох (сочетание оро; сн пишется без т).
Зеленая петрушка (безударная гласная в корне ).
Сахарная свекла (ударение падает на ё).
-Сколько овощей я достала из корзинки? (пять).
- Какой вопрос я задала? (сколько?)
- Какой по счету я достала капусту? (первой)
-Петрушку? (четвертой)
- Какой вопрос я задала? (какой по счету?)
-Как вы думаете, с какой частью речи мы сегодня будем знакомиться?
Тема нашего урока «Имя числительное». -А от какого слова образовано слово «числительное»?
- В разделе «Имя числительное» мы с вами будем изучать слова, обозначающие количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, какую цель мы должны сегодня достичь
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
(П. Чесноков)
- На уроках математики, литературы, познании мира и других предметов, а также в быту все вы сталкиваетесь с огромным количеством различных чисел.
- Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже.
- Вопрос: «Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?» (Ответы учащихся)
- Как видите, без цифр люди не смогли бы нормально жить и работать. Вы знаете, что чисел существует огромное количество, а как вы думаете, какие из всего этого многообразия являются самыми важными, без которых нельзя обойтись. Это цифры первого десятка, от одного до десяти. Ведь без них не было бы и остальных чисел. Так как они все образованы из этих цифр первого десятка.
Ведь если бы их не было, то не придумали бы математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии. Вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку лишние полчаса поспать?
Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания. И только скажи, что я не прав! Язык не повернется..
Сообщение учащихся(2 сообщения.)
1) Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (пять), в этом случае их называют количественными, они могут считать по порядку (пятый). И тогда это порядковые числительные.
Числительное счет любит!
Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Всех слов, называющих числительные, чуть больше 50. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.
-Обратите внимание на таблицу "Вопросник" и ответьте на вопросы обоих столбиков письменно.
Таблица " Вопросник"
1. Сколько тебе лет?
1. В каком году ты родился?
2. Сколько лет ты учишься в этой школе?
2. Какой год ты посещаешь школу?
3. Сколько предметов вы изучаете?
3. На каком этаже ты учишься?
4. Сколько этажей имеет здание твоей школы?
4. Какой год был для тебя удачным и памятным?
5. Сколько человек учится в твоем классе?
5. Когда начинается первый урок?
6. Из скольких человек состоит ваша семья?
6. В каком году ты поступил в четвёртый класс?
7. Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу?
7. Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?
(Запишите в тетрадь ответы таким же образом: в два столбика).
-Итак, ребята, какие ответы у вас? -Вы использовали имена числительные. В первом столбике - количественные, во втором - порядковые числительные. -В чём же отличие числительных друг от друга? -На какой вопрос отвечают количественные числительные? ( Сколько?). -На какие вопросы отвечают порядковые числительные? ( Какой? Который?). -Сверьте свои ответы с учебником теории. ( параграф 31)
– Допишите предложения, которые лежат на столе у вас на карточках.
1. Имена числительные делятся на…
2. Количественные числительные отвечают на вопрос…
3. Порядковые числительные отвечают на вопрос…
На доске таблица (напечатана для детей)
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
1. Часть речи.
1. Часть речи.
2. Обозначает предмет.
2. Обозначает признак.
З. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Отвечает на вопросы, какой? чей?
Задания:
- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец.
- Назовите сходства и отличия между этими частями речи.
3.Этап первичного усвоения
Итак, числительные могут назвать точное количество предметов –« считать»: один, два, три. Но имена числительные могут пересчитывать предметы по порядку: первый, второй, третий.
Выполним упражнение 269 на странице 88.( у доски работают два ученика)
1 ученик выписывает -количественные числительные, другой ученик -порядковые числительные.
Какие слова не выписали и почему?
А ещё имена числительные можно встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в поговорках и в устойчивые сочетания слов.( на доске)
1….раз отмерь,…раз отрежь.
2.За …..зайцами погонишься- и …..не поймаешь.
3…..ум хорошо, а …-лучше.
4…..пятниц на неделе.
5.Знать, как свои ….пальцев.
6.Наговорить с …короба.
7. Идти на все …стороны.
Какие слова с одинаковым значением вы нашли в поговорках, фразеологизмах?
(слова со значением числа, количества)
Физминутка Раз – прогнуться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?
- Какие это числительные?
- Почему? Как определили?
Работа с числительным «семь». (2 сообщения.) - Узнали ли вы что-нибудь интересное об отдельных числительных? Сообщение, сделанное учеником: «Семь в старину считалось особенным, волшебным числом; оно часто встречается в русских пословицах. Если человек часто меняет свои решения, непостоянен, о таком говорят, что у него «семь пятниц на неделе». Об умном – что он «семи пядей во лбу».
Особенности числительного «сорок». - А знаете, почему четыре десятка называют словом «сорок»? Ведь оно так не похоже на «тридцать» (три десятка) или «пятьдесят» (пять десятков)! Сообщение, сделанное учеником: «Слово сорок вначале было существительным и обозначало мешок (старинная единица счёта на Руси, в основе которой число 40); этот мешок вмещал четыре десятка собольих шкурок, которые раньше заменяли деньги. «Дать сорок» означало «датьчетыре десятка собольих шкурок». Постепенно слово сорок стало числительным, обозначающим 4 десятка.» (Как мы знаем все числительные первоначально были именами существительными или прилагательными, таким образом пошло выражение «сорок сороков».)
Работа с ребусами.С числительными можно даже ребусы составить. Давайте попробуем “расшифровать” подобную запись. Разгадайте, какие слова прячутся за этими буквами и цифрами :
Зашифруйте запись на доске: « Прежде чем вся семья опять сядет за стол предварительно вытри его».
Прежде чем вся 7я о5 сядет за100 пре2рительно вы3 его.
Упражнение «Различай числительные и другие части речи» - Теперь наша задача – научиться выделять числительные среди других частей речи. Послушайте известную песню В. Шаинского «Дважды два – четыре », выписывайте в тетрадь все числительные, которые вы услышите. ( два, четыре, три, пять, девять, шесть, тридцать шесть, восемь, сорок восемь) - Какие числительные вы выписали? Количественные или порядковые?
Какие профессии тесно связаны с именем числительным? (бухгалтер, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец) А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именем числительным? Телеведущий должен быть коммуникабельным, эрудированным, собранным.Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите перед вами стихотворение, прочитайте его с « поэтической» интонацией
Какими достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд.
Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретические знания по изученной теме. С этой целью я предлагаю вам тестовые задания. Тест для проверки осознанности знаний определений и правил.
Тест «+» «-»
Задания (распечатаны).
Числительное может обозначать количество предметов.
Числительное может отвечать на вопрос ЧТО?
Все числительные могут отвечать на вопрос КАКОЙ?
Количественные числительные обозначают номер по порядку.
Числительные изменяются по падежам.
Ключ (1+, 2-, 3-, 4-, 5+) Взаимопроверка.
4.Этап информации о домашнем задании. Составить прогноз погоды на завтрашний день, используя имена числительные
5.Этап подведения итогов урока. Подведём итоги. -Какие тайны языка мы раскрыли? Чему учились на уроке? - Сегодня на уроке мы узнали всё, что об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. Оценка результатов работы.
6.Этап рефлексии.-Ребята, перед вами лежат кружки красного, зелёного и синего цвета. Если урок вам понравился, поднимите кружок красного цвета, если не очень, то зелёного, а если все задания показались скучными и неинтересными, поднимите кружок синего цвета..
Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен. Сегодня все молодцы, работали активно, с интересом.