Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя числительное"»
Цель урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.
Целеполагающие задачи:
предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное»,» и выявлять отличия между ними.
метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.
личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Основной подход: системно-деятельностный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: учебник, карточки с текстами и заданиями для групповой и работы в парах
Этапы урока
I.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
-Добрый день!- тебе сказали.
-Добрый день,- ответил ты.
Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.
Запишем в тетради, какое сегодня число.
II.СТАДИЯ ВЫЗОВА
Разминка. Выход на тему урока
У нас новая тема. Посмотрите на доску. Для изучения материала подобраны пословицы, прочитаем их.
Один в поле не воин.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Семеро одного не ждут.
- Какой смысл (подтекст) мы можем увидеть в этих пословицах? Что объединяет эти пословицы? (имеются слова с числовым значением мы можем ).
- Можем ли мы записать некоторые слова цифрами? На какие вопросы отвечают эти слова? (Сколько?).
- Какой можно сделать вывод? (Эти слова с числовым значением мы можем записать как словом, так и цифрой).
Посмотрите, а случайно ли подобраны пословицы, которые изобилует словами-числами. Как вы думаете, к какой части речи они относятся? (К числительному).
Правильно! Тему урока «Имя числительное».
III.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
Работа с эпиграфом
А теперь давайте посмотрим на эпиграф нашего урока.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен
И ты с числительным будь дружен!
- Какова основная мысль эпиграфа? (Числительные необходимы в нашей жизни).
Работа по карточкам
- Обратимся к тексту, который у вас на карточках. Прочитаем его.
Храм Христа Спасителя.
Торжественная закладка состоялась 10 сентября 1839 года. От закладки Храма до его освещения 26 мая 1883 года прошло 44 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (ушло 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет.
В 1860 году завершили все наружные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти?
Вопросы к тексту:
1.Какова основная мысль текста?
2.Опрделите особенность текста, что помогает автору обозначить время начала строительства Храма?
3.Проанализируйте, для чего автором употребляются числа? (Чтобы показать длительность, продолжительность строительства ).
4.Назовите числа, используемые в тексте.
- На какие 2 группы эти числительные мы могли бы разделить по строению? Чем они отличаются? (Простые и составные). Какие относятся к простым, а какие к составным?
- Посмотрите внимательно: нет ли в тексте ошибки безударную гласную. Найдите это слово (с подменой значения). Верно ли дано значение: дали свет в Храм, или сделали его святым?
Задание на карточках по вариантам (Работа в группах)
Вариант 1
1). Как вы понимаете смысл последнего предложения?
2).Объясните орфограммы в словах: торжественная, закладка, памятник.
Вариант 2.
Раскройте содержание предложения: «В 1860 году завершили…»
Объясните орфограммы в словах: каменные, уложено, ценнее.
Вариант 3
1)Как вы понимаете содержание предложения: «Его главное богатство…»?
2)Объясните пунктуацию этого же предложения.
Физминутка
Работа с таблицей. Введение понятий(порядковые и количественные числительные)
- Выпишите все числительные из текста, но не цифрами, а словами. Обратите внимание на составные числительные, которые записаны на доске: тысяча восемьсот тридцать девятого года; тысяча восемьсот восемьдесят третьего года; в тысяча восемьсот шест десятом.
- Итак, как могут записываться числительные? (Числительные можно записать и цифрами и словами).
- Это главная отличительная особенность числительных от других частей речи.
- Зададим вопросы к этим числительным (Какого? Сколько? В каком?).
- Как вы думаете, что эти числительные обозначают? (Количество, порядок при счете).
Вывод: числительные делятся на две группы: количественные и порядковые.
- Как вы полагаете, какие числительные относятся к количественным, а какие к порядковым? Посмотрите, это говорящие термины. Количественные числительные обозначают количество, а порядковые – порядок при счете.
Составление таблицы
Разряды числительных
Работа с учебным текстом
- Откройте в учебнике (теория) параграф 108, прочитайте до определения, что нового узнали?
- Как вы знаете, каждая часть речи рассматривается по трем признакам. - - ---- - Расскажите об этих признаках (общее значение, морфологические признаки, синтаксические функция в предложении).
Работа по карточкам в группах
- Запишите предложения в тетрадь, определите разряд числительных. Кто автор этих строк?
С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка вышибло ум у старика.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой.
Сообщение учащегося (1)
Своеобразие числительных как часть речи
Везде и во всем человека окружают числа Везде и во всём человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.
Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло всё многообразие числительных, позволяющих вести счет. Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающие своими грамматическими признаками. Название «числительное» является производным от слова число, образованным по аналогии с наименованиями других частей (существительное, прилагательное).
По частоте употребления числительные занимают восьмое место. Среди девяти тысяч частотных слов 55 числительных, самыми частотными из них являются 1,2,3,4,5,10,7,6.
- Числительные и слова с числовым значением
- Давайте попробуем образовать слова. Возьмем корень слова один и образуем от него слова. (Одиночка, одиночество, одиночный, однажды, одинарный…)
- Подводя итог уже изученному, проанализируем слова.
- Проверим, все ли слова с числовым значением являются числительными. По каким критериям проверки мы можем при этом воспользоваться? (Числительные можно записать и словом и цифрой).
Начинаем проверять:
Двойка, два, двойной, удвоить, вдвое.
- Значит, какой вывод мы можем сделать? (Числительным является только два).
- Давайте определим, какой частью речи являются другие слова.
Распределительный диктант
- Мысленно разделите лист на две части. В первый столбик будете писать числительные, а в другой – др. части речи с числовым значением.
Игра «Третий лишний» . В строчках есть лишнее слово, найдите его.
Трижды, втроем, третий, в-третьих.
Одиннадцать, три, сорок, тройка.
Мы с вами нашли числительные в пословицах, в тексте. Можете вспомнить фразеологизмы с числительными? Кстати, что такое фразеологизмы? (Как свои пять пальцев; между двух огней и т.д.)
- Как мы с вами уже говорили, числительное очень часто употребляется в речи. Частность подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых есть числительные. Послушаем еще одно сообщение, где вам будут представлены фразеологизмы. Вам нужно объяснить их значения.
Сообщение учащегося (2)
Употребление числительных во фразеологизмах.
Частота употребления числительных подтверждается и большим количеством фразеологизмов, содержащих эти же числительные: все как один (единодушно), в один голос (согласно, единодушно), ставить на одну доску (приравнивать к кому-либо), стричь под одну гребенку (уравнивать всех), за один присест (сразу), один как перст (одинок); в два счета (очень быстро), палка о двух концах (может кончиться хорошо или плохо), как дважды два (очень просто), ни два ни полтора (весьма неопределенно), как две капли воды (очень похожи), убить двух зайцев (сделать одновременно два дела); наговорить с три короба (много), заблудиться в трех соснах (не суметь разобраться в чем-либо простом);
Вывод
Работа по карточкам в группах
- Работая в группах, запишите цифры словами- числительными.
- Прочитайте фразеологизмы и поясните смысл каждого из них с помощью слов-синонимов, определите разряд.
Вариант 1 Вариант2
В(3) соснах заблудиться-… В (4) стенах жить-…
В(3) погибели гнуться-… (10) спица в колеснице-…
В (3) ручья плакать-… Драть (3) шкуры-…
Творческая работа
- Запишите фразеологизмы, используя вместо цифр слова.
- Включите фразеологизм в небольшой рассказ, который составьте сами, так чтобы было понятно значение фразеологизмов.
В (2) счета, в (2) шагах, в (1) миг, в (1) минуту, гнаться за (2) зайцами, как дважды (2)
РЕФЛЕКСИЯ.
Личные итоги урока:
- Что нового вы открыли на уроке?
- Что осталось непонятным??
- О чем вы расскажете родителям?
Домашнее задание Письменное задание на выбор:
а) упражнение 345;
б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.