Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по русскому языку "Имя числительное"»
Практическая работа
Тема 5.4. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы:
Имя числительное — часть речи, которая включает слова, обозначающие число, количество (отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают на вопросы который? какой?), например: четыре, пять(человек),вторая(бригада). В зависимости от лексико-грамматических свойств имена числительные делятся на следующиеразряды: количественные и порядковые. Количественныечислительные обозначают отвлеченное число или количество предметов (один, десять, двадцать пять, триста шестьдесят четыреи т. д.). Порядковыечислительные обозначают порядок предметов при счете (первый, десятый, двадцать пятый, триста шестьдесят четвертыйи т. д.). Количественные числительные могут обозначать не только целые, но и дробные числа, например: две десятых, семь восьмых. Это дробные числительные. Среди количественных выделяется также группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно целое, например: двоесаней, их было четверо.Собирательных числительных немного: двое, трое... — десятеро, оба (обе). Посоставу числительныеделятся на: 1) простые, которые имеют один корень, например: один, два, пять... — десять, сорок,сто;
2) сложные, которые состоят из двух (иногда и более) корней, слившихся в одно слово, например: пятьдесят — семьдесят, девяносто, двести, триста, четыреста, пятьсот — восемьсот, пятидесятый, трехсотый,пятисотый,сорокапятитысячный;
3) составные,которые состоят из двух и более слов, например: двадцать один, девяносто три, пятьдесят четыре, пятьсот пятьдесят пять; двадцать первый, девяносто третий, пятьсот пятьдесят пятый. Примечание.Дробные числительные являются составными: они образуются из количественного и порядкового числительного, например:две седьмых(доли), четыре двадцать пятых(доли).Исключение: полтора — полторы. Числительные выступают в предложении в качестве главных и второстепенных членов, часто образуя синтаксически цельные словосочетания.
Например: 1. Дважды два – четыре. 2. Шли два приятеля вечернею порой.
( И.Крылов) 3. Почта работает с десяти часов утра.
Морфологический разбор имени числительного
Порядок разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II.Начальная форма (именительный падеж). III. Морфологические признаки: 1. Постоянные признаки:
а) лексико-грамматический разряд (количественное или порядковое);
б) тип по структуре (простое, сложное или составное);
в) для количественных — разряд по значению (целые, дробные, собирательные). 2. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число (если есть);
в) род (если есть). IV. Синтаксическая роль.
Образец разбора Десять3днейосталосьдо начала Олимпийских игр. I. Десять —числительное (обозначает количество предметов, отвечает на вопрос сколько?).
II. Н. ф. десять
III. Морфологические признаки: 1. Постоянные признаки: количественное, простое, обозначает целое число. 2. Непостоянные признаки: и. п. IV. Что? десять дней(входит в состав подлежащего).
Ход работы
Задание 1.Прочитайте текст и выполните задания, расположенные после текста.
Однажды Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) опубликовала имеющиеся в ее распоряжении данные: в мире существует две тысячи семьсот девяносто шесть3 языков. Ученые предпочитают называть числа покруглее: одни говорят, что языков две тысячи пятьсот, другие насчитывают около трех тысяч, третьи рискуют указать четыре тысячи языков. Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорит одна тридцатая3 часть всего населения планеты. По степени распространенности русский язык занимает четвертое3 место в мире — на первом месте находится китайский (на нем говорит почти полтора миллиарда человек), второе и третье места занимают английский и испанский языки.
(Из книги «Что? Где? Когда?»)
1. Выпишите числительные с относящимися к ним словами. Укажите падеж числительных. 2. Определите разряд числительных (количественное, порядковое). Какие из них обозначают целые числа, какие — дробные? Есть ли собирательные числительные? 3. Определите синтаксическую функцию числительных. 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Вопросы и задания для закрепления теоретического материала:
1. Что такое числительные, на какие вопросы они отвечают?
2. Какими грамматическими признаками обладают имена числительные?
3. На какие разряды делятся числительные в зависимости от лексико-грамматических свойств?
4. По составу какие бывают числительные?
5. Какую синтаксическую функцию могут выполнять числительные?