Урок русского языка, 8 класс Тема урока: Обособленные члены предложения
Урок русского языка, 8 класс Тема урока: Обособленные члены предложения
Цели:
образовательная: организовать деятельность учащихся по знанию курса синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
развивающая: способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;
воспитательная: воспитыватьготовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.
Оборудование: презентации, дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 8 класс Тема урока: Обособленные члены предложения»
Урок русского языка , 8 класс
Тема урока: Обособленные члены предложения
Тип урока: урок получения и закрепления новых знаний.
Цели:
образовательная: организовать деятельность учащихся по знанию курса синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
развивающая: способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;
воспитательная: воспитыватьготовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.
Оборудование: презентации, дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).
Ход урока
I. Организационный момент. Деление на группы. (Тема урока)
II. Актуализация знаний в начале урока
- Начнём урок с традиционной разминки.
1)Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные.2) Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. 3) Очень портил её этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. 4) Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. 5) Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. 6) Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
7) До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни. М.Горький
(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).
III. Сообщение темы и цели урока ( Слова, по которым делились на группы)
- Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?
Формулировка темы: Получение и закрепление новых знаний по теме «Обособленные члены предложения». (Слайд 3)
Постановка целей:
1. повторить виды обособленных членов предложений;
2. научиться ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.
IV. Фронтальный опрос.
1. Какие члены предложения называются обособленными?
(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).
2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.
(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).
3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?
Класс делится на три группы по 5-6 человек (перед уроком каждому ученики были розданы рабочие тетради. Каждая группа выбирает консультанта).
- У каждой группы на столе распечатанные материалы и ниже даны задания.
Ваша задача – выполнить задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения». (Слайд 5)
Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.
Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:
- относятся к личному местоимению;
- стоят после определяемого слова;
- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.(Слайд 13)
Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.
1.Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм). (Слайд 14)
2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь.(Запятые перед союзом И и после него не нужны, однородные деепричастные обороты). (Слайд 15)
4. На другое утро несмотря на упрашивание хозяев Дарья Александровна
собралась ехать.
(Не хватает запятой после слова «утра» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на). (Слайд 17)
Вывод (Делает консультант группы) (Слайд 18)
Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:
- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.
Задание 3 группы:
Определите вид обособления, расставьте знаки препинания
1. Возобновилась тишина морозная и светлая.
2. Трава сгибаемая ударами ветра и дождя ложилась на землю.
3. Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению.
4. Журавли друг друга окликая осторожно тянутся гурьбой.
5. Несмотря на непогоду мы отправились в поход.
6. Грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах.
Физминутка
Задание для всех групп:
- Теперь попробуйте решить самостоятельно такие тестовые задания:
Задание 1: В каких предложениях не соблюдается требование к построению предложений с деепричастным оборотом? (Слайд 19)
1. Качнув берёзку, с неё посыпались жёлтые листья.
2. Взобравшись на гору, перед нами открылся чудесный вид.
3. Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего.
Вывод. Действие, обозначенное деепричастным оборотом, должно указывать на действие подлежащего.
Задание 2: В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (Слайд 20)
Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.
1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4
Взаимоконтроль (Слайд 21) по критериям
VII. Итог:
1. Вспомним высказывание А.П. Чехова. Прав ли писатель, «Знаки препинания служат нотами при чтении»? (Слайд 24)
(Несомненно! Обособляя, то есть, выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст).
2. Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?
(Выделяют и уточняют часть высказывания).
(Оценка работы учащихся на уроке).
IХ. Домашнее задание
Выписать из любого литературного произведения 8 предложений с обособленными членами предложения. (Слайд 25)