1.Знакомство с теоретическими сведениями и анализ предложений
Слово учителя: Причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения могут образовать синонимические конструкции, отсюда - возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание, где нужно, элементы книжного стиля, придает особую окраску. В ряде случаев использование причастных оборотов служит основным средством стилистической правки.
Это, прежде всего, способствует устранению скопления союзных слов, которые
возникают в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения.
Именно на замене придаточного определительного причастным оборотом построено
задание А6 ЕГЭ.
Рассмотрим на примерах.
— Попробуйте заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения
причастным оборотом.
1.Поисковая программа может выдать такие результаты, которые не имеют ничего
общего с запросом пользователя.
2.Мы обратили внимание на необычную пышную ель, за которой спрятался
небольшой белый домик.
— Скажите, что у вас получилось? Объясните, почему у вас не получилось?
Сложно объяснить?
/Да./
Существуют определѐнные правила замены придаточной части сложноподчиненного
предложения причастным оборотом.
Замена невозможна
1.Если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, кроме вин. п. без
предлога.
Я люблю город, в котором мы живем.
НО: Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают.
Многие животные, истребляемые человеком, постепенно вымирают.
2.Если союзное слово который + глагол в буд. времени:
Мы купили билет на матч, который состоится во вторник.
3.Если союзное слово который+ глагол в условн. накл.:
Редактор искал материал, который заинтересовал бы читателей.
4.Если союзное слово который соотносится с сочетанием указательного местоимения
то (тот, та, те)+ сущ.
Я выбрала ту книгу, которая нравилась моему отцу.
5.Если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным, а также, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение.
Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.
Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.
2.Тренировочные упражнения.
Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своѐм делала много изгибов, то и дело
круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.
(Придаточную часть сложноподчинѐнного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед
союзным словом есть предлог вдоль).
Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого
поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.
(1-ю придаточную часть сложноподчинѐнного предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным
словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинѐнного предложения
можно.)
3. Самостоятельная работа
Тест
Замена придаточной части сложноподчинѐнного предложения причастным оборотом
Задание: В каком предложении придаточную часть сложноподчинѐнного предложения
нельзя заменить причастным оборотом?
Вариант 1.
1. Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга.
2. Заканчивая свою речь, хочу особо отметить того гимнаста, который выступал первым.
3. Городок, из которого к нам пришло письмо, вскоре избавится от вредных выбросов.
4. Из письма, которое придѐт скоро, вы узнаете обо мне очень многое.
5. Почерк у него был чѐткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди.
6. Сегодня мы побывали всей семьѐй на выставке, которая посвящена памяти выдающегося художника.
7. Фотография, которая висит над телевизором, очень дорога мне.
8. Яркие звѐзды, которые сверкали бы ещѐ долго, закрылись тучками.
9. Мы познакомились с девушкой, которая была хозяйкой этого дома.
10. Мимо нас пронесли цветы, запах которых невозможно забыть и сейчас.
Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.
Вариант 2.
1. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам.
2. Я знаю край, в котором всѐ обильем дышит.
3. Мы свернули на дорогу, которая вела к реке.
4. Дети подошли к сосне, которую трудно было не заметить среди елей.
5. Возьми книгу, которая лежит на верхней полке.
6. Лесок, в котором долженствовало происходить побоище, находился в четверти мили от Ганау.
7. Картины, которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены, стопками положили на стол.
8. Она мечтала о том, какая у неѐ будет интересная жизнь после замужества.
9. За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море.
10. В лесу, который темнел вдалеке, росли только сосны.
Ответы: 1,2,4,6,7,8,9
Выполнять при наличии времени
4.Работа с текстом. Задание В5.Среди предложений найдите предложение с обособленным определением.
(1)Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени.(2) Прекрасна и таинственна была эта ночь. (3) Небольшая затененная рощей река чуть-чуть светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не встречающие преград воды.(4) Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.
А.Фадеев.
Физкультминутка
Учитель: Теперь поговорим о построении предложений с деепричастным оборотом.
1.Чтобы правильно выполнить задание А4, надо знать, что
тесная связь деепричастия с глаголом обуславливает правила его употребления в предложении
деепричастие, обозначая добавочное действие, относится к глаголу-сказуемому, следовательно, и глагол, и деепричастие должны обозначать действие одного и того же лица (подлежащего)
он читал сидя= он читал + он сидел
2.Как правильно построить предложение с деепричастным оборотом?
Внимательно прочтите все предложенные варианты
Найдите в каждом предложении подлежащее и сказуемое
Правильным вариантом будет продолжение предложения, в котором действие будет выполняться определённым лицом (подлежащим)
Правильным вариантом может быть определённо-личное предложение, т.к. подлежащее можно восстановить
Правильным вариантом может быть предложение, в котором употреблён глагол в повелительном наклонении
В современном русском языке нежелательно использование деепричастныхоборотов в безличных предложениях, поскольку обозначаемое деепричастием действие указывает на то, что его производит лицо, обозначаемое подлежащим, которого в безличном предложении нет
3. Комментарий Запись за доской (На листах – парами)
4.Контрольный тест
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Работа в парах
1.
Изучая историю своей страны,
летописи помогут вам в этом.
читайте мемуары очевидцев исторических событий.
в музеях хранится множество уникальных документов.
архивы играют огромную роль.
2.
Готовясь к написанию сочинения,
критическая литература современников вам необходима.
делаются выписки из критики.
нежелательно пользоваться готовыми образцами.
непременно прочитайте само произведение.
3.
Окончив школу,
нас направили в училище.
нам выдали аттестат.
многие поступают в институт.
учителя советовали учиться мне дальше.
4.
С головы до ног оглядев меня,
лицо его выражало полное разочарование.
мне показалось странным это молчание.
она попросила впредь предупреждать о приезде.
ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
5.
Готовясь к устному выступлению,
разберитесь в существе вопроса.
потребуется личная убеждённость автора.
у меня возникло своё видение проблемы.
стала понятна точка зрения оппонента
6.
Возвращаясь с работы,
я заглянул по пути к приятелю.
на дорогах была пробка.
внезапно погода испортилась и пошёл дождь.
магазины уже не работали.
7.
Читая параграф,
необходимо пользоваться словарём.
нужно не меньше часа.
не отвлекайтесь на телефонные разговоры.
внимательно обдумывается прочитанное
8. Разбивая виноградники,
1. крестьяне учитывали рельеф местности.
2. большое значение имеют географические факторы.
3. учитывается состав почвы.
4. торговцами определялись потребности в винограде.
Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки
9.
Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.
Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтверждены сравнительно-историческим анализом.
Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.
4. Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.
10.
Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.
Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на портрете.
Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться божественной красотой природы.
5.Проверь себя:
1-2 6-1
2-4 7-3
3-3 8-1
4-3 9-3
5-1 10-3
6. Подведение итогов урока
Оценки
7. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Достигли ли вы поставленной на уроке цели
Заключительное слово учителя.
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку.