Открытый урок русского языка в 8-м классе по теме "Предложения с обособленными членами".
Цель урока:
Образовательная: Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Предложения с обособленными членами». Проверить умение учащихся выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения. Проверить умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Повторить тему «Однородные члены предложений».
Развивающая цель: Развивать мышление, умение объяснять, анализировать,сравнивать, делать выводы.
Воспитательная цель: Воспитывать общую культуру, интерес к изучению русского языка. Формировать познавательный интерес к личности А.С. Пушкина. Создавать условия для реальной самооценки знаний учащихся.
Наглядность: презентация «Пушкинские места».
Эпиграф урока.
«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»
( К.Г. Паустовский)
Ход урока
- Организационный этап.
- Постановка цели.
-Ребята, вы в течение нескольких уроков изучали раздел «Предложения с обособленными членами».Сегодня урок обобщения изученного. Попытайтесь определить образовательные цели урока
- Оперирование знаниями.
- Беседа с учащимися:
- Какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?
- Какие члены предложения называются обособленными? (Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми, реже- с помощью тире).
(Обратить внимание учащихся на эпиграф урока - высказывание А.С.Пушкина о знаках препинания)
- На какие две группы делятся обособленные члены предложения? (обособленные второстепенные члены ; уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения )
2. Работа с текстом упражнения 494.
1.Прочитайте, озаглавьте текст. Почему эти предложения, вместе взятые, можно назвать текстом? О чём он?
2. Определите тему этого текста. Стиль текста.
(Тема : Могила Пушкина. Пушкинские места. Последний приют поэта)
Стиль текста : публицистический.
3.Перескажите текст, дополняя свой пересказ известными вам сведениями о пушкинских местах. (Работа с презентацией «Пушкинские места»)
4.Выпишите из текста предложения с уточняющими членами, расставьте знаки препинания, определите способ выражени
…В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. Вокруг монастыря поселок Пушкинские горы.
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма к обветшалым стенам собора.
Под этими стенами над крутым обрывом в тени лип на земле засыпанной пожелтевшими лепестками белеет могила Пушкина.
Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин» безлюдье стук телег внизу под косогором и облака задумавшиеся в высоком - это всё. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила известная всему человечеству здесь тот «милый предел», о котором Пушкин говорил еще при жизни.
И здесь на этой простой могиле куда долетают крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым народным поэтом.
(По К.Паустовскому)
…В нескольких километрах от Михайловского, на высоком бугре, стоит Святогорский монастырь. (…осложнено обособленным уточняющим обстоятельством места) Под стеной монастыря похоронен Пушкин. Вокруг монастыря поселок-Пушкинские горы. (…осложнено обособленным распространенным приложением)
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора. (…осложнено обособленным уточняющим обстоятельством места)
Под этими стенами,над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. (…осложнено обособленным уточняющим обстоятельством места; обособленным определением,выраженным причастным оборотом)
Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в высоком,- это всё. (…осложнено однородными подлежащими ; обособленным уточняющим обстоятельством места ;обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству, здесь тот «милый предел», о котором Пушкин говорил еще при жизни. (…осложнено обособленным определением, выраженным прилагательным с зависимым словом)
И здесь, на этой простой могиле, куда долетают крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым народным поэтом. (… первое простое предложение осложнено обособленным уточняющим обстоятельством места)
(По К.Паустовскому)
- Подведение итогов.
-Ребята, что удалось сделать на уроке. Довольны ли вы своим участием на уроке? Все ли понятно?
- Разъяснение домашнего задания.
На следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу по данной теме. Так что вы должны еще раз внимательно повторить все правила стр 202-237.
- Оценивание знаний учащихся.