Урок по русскому языку в 8 классе:"Назывные предложения".
Цели урока:"Формирование понятия о назывных предложениях; обратить внимание на его признаки: значение, наличие одного главного члена - подлежащего, возможность распространения подлежащего определениями; развитие речи учащихся.
Ход урока.
1. Объяснение новой темы.
Назывными называются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления.
Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Славная осень. Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит. Шум, хохот, беготня, поклон, галоп, мазурка, вальс.
Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Называется предмет, указывая на место и время, они вводят читателя в обстановку действия.
Земская больница. Утро. Большая пригородная слобода. Изба фельдшера Кузьмы Егорова.
Интонации при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения: при нескольких - продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
В назывных предложениях подлежащие может распространяться только определениями ( согдасованными и несогласованными)
Речку у деревни (= деревенская речка)
Возласы ребят (= ребячьи возгласы)
Предложения, включающие подлежащее и дополнение, подлежащее и обстоятельство, являются двусоставными, даже если у них отсутствует сказуемое.
Позади- река, впереди - поля и луга, а у горизонта - таинственные горы.
II. Упражнение на повторение.
1. Запишите как можно больше предложений, выраженных:
Только именем существительным: Зима!
Существительным с прилагательным: Поздний вечер.
Существительным с причастием: Смеющиеся лица.
Существительное с числительным: Девять часов.
Существительное с частицами вот, вон: Вот мельница.
Существительное с другими существительными: Начало января.
2. Спишите, подчеркивая в назывных предложениях главный член и определения, а в дусоставных - грамматические основы.
Тяжкий плотный занавес у входа, за ночным окном - туман. Тишина и свет. Вогруг песок.
Теплый вечер. Дымчатые дали.
Ржавые осколки на траве.
Веет древней гордою печалью.
От развалин скорбных деревень.
3. Упражнение 176.
III. Творческая работа. Составить небольшой текст (4-5 предложений), используя назывные предложения ( наряду с другими) для краткой обрисовки времени, места, обстановки дейчтвия ("Улица", "Вокхал", "В лесу").
Для сильных учащихся - поэтическая зарисовка "День чудесный", "Зимний лес", "Весна в городе".
Перед выполнением задания читается стихотворение А.А.Фета "Шепот, робкое дыхание" и отзыв о нем Л.Н.Толстого: "В нем нет ни одного глагола. Квждое выражение - картина".
IV. Задания по занимательной грамматике.
1. Какие известные стихотворения русских поэтов начинаются назывными предложениями?
2.Почему в произведениях А.П.Чехова много назывных предложений?
3. Можно ли, не меняя смысла назывого предложения (т.е. утверждения о наличии, существовании предмета, явления), превратить предложения Ночь. Дождь и др. в обычные двусоставные?
4. Определить члены предложения в следующих назывных предложениях: Глухая окраина сибирского города. Кривые улочки. Узкие переулки. Ветхие деревянные домишки. Дворы, заросшие травой и бурьяном. Рытвины, пустыри, огороды.
V. Задание на дом: п.184, упражнение 177, 178.