Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»
Причастие как часть речи
- Сдайте, пожалуйста, тетради с ДЗ – сочинением.
- Давайте прочитаем текст, который лежит перед вами:
После небольших заморозков прошелестел последний золотой дождь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, которые покачивают корявыми лапищами.
В эту пору предзимья природа готовится к длительному покою. Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато», да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чем-то залюбовалась внизу. Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно из-под земли, бледно-сиреневыми лепестками?
- Давайте вспомним наши уроки развития речи. К какому стилю и типу относится этот текст? (…) – художественный стиль, тип – описание.
-Вы видите выделенные фразы в тексте, как вы думаете, почему они выделены? (…) – это повторы, в худ. Тексте такого быть не должно. Давайте это исправим. (…) – покачивающие, свесившаяся, брызнувшие.
-Выписываем в тетради второе предложение: Оголилисьв парках и сразустали беззащитнымипожелтевшие стройныеберезки.
Давайте выделим грамматическую основу. Какое определение дано подлежащему березки? Выделите группу подлежащего. Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные? – прилагательное. Каково его значение? – признак. А пожелтевшие тоже отвечает на вопрос Какой? и обозначает признак? – да. Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и пожелтевшие? – да, прилагательные.
Теперь посмотрим на слова пожелтевшие и пожелтели. Что обозначает пожелтели, к какой части речи относится слово?
Давайте выделим основы в этих словах: она одна пожелте + формообразующие суффиксы-вш- и -л-. А значение пожелтели? – действие.
Так к какой части речи относиться слово пожелтевшие, ведь у него есть признаки прилагательного и глагола? – это причастие. Записываем тему урока – причастие как часть речи.
Открываем теорию пп. 132 и читаем вслух. Итак, повторим, что же такое причастие? (…) – это самостоятельная часть речи, кот. обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. На какие вопросы отвечает причастие? – (…) – какой? что делающий? что сделавший?
- Приступим к упражнениям. Под мою диктовку записываем словосочетания, ищем в нем причастия и прилагательные, доказываем, что это причастия и прилагательные:
а) выглянувший солнечный луч; (луч, кот. выглянул и тд)
б) серебристые сверкающие снежинки;
в) холодное бушующее море;
г) освещённая уютная комната.
- Следующее упражнение вы делаете в тетрадях самостоятельно: на листочках под текстом вы видите три словосочетания. Замените словосочетания причастиями.
Небо, которое светлеет; голос, который звенит; задача, которую решили.
/// упр. 53 делаем устно вместе.
- Следующее упражнение - выборочный диктант. Вы делаете в тетради два столбика: причастие и прилагательное. Я читаю отрывок из романа А.С. Пушкина, а вы выписываете причастия и прилагательные в два столбика. Читаю два раза.
Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.
- Теперь вы в своих тетрадях записываете слова: снег, солнце, море. К каждому их них вы должны подобрать характеризующие их слова – по два прилагательных и и по два причастия. Потом проверим.