1.2.Актуализация знаний (4 минуты) 1.3. Постановка учебной задачи. (1минута) 2. Фаза урока «Осмысление» 2.1. Закрепление опорных знаний (10минут) | На экране слайд с записанным предложением: Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах. Вопрос учителя: - Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки. Вопрос учителя: -Чем же они отличаются друг от друга? Учащиеся понимают, что слово сорванные – это какая- то новая часть речи, и на доске и в тетрадях записывается тема урока – «Причастие как часть речи». Учитель раздает школьникам графическую таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал (а)» (приложение №1) , предлагает разделиться на две группы и самостоятельно познакомиться с материалом параграфа «Причастие как часть речи» и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2) и заполнить две первые графы по теме урока. | Предполагаемый ответ: - Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на вопрос: какие? -В предложении эти слова являются определениями. - Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой) , по родам ( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам (большая – большую). Предполагаемый ответ: Ответы учащихся: -Больших указывает на признак предмета по размеру. -А слово сорванные указывает на признак действия (их кто-то сорвал). Запись учащимися числа, темы урока. - Цель урока – «Причастие как часть речи» Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах, и представитель 1-й группы заполняет эту таблицу на компьютере учителя и выводит её на экран. Представители 2-й группы корректируют его выводы. Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) | 1.Причастие – это часть речи. 2.Причастие изучается в разделе «Морфология». 3.Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении). 4.Причастие по смыслу схоже с глаголом. | 1.Что именно обозначает причастие? 2.Как изменяется причастие? 3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным? 4.Какими членами предложения бывают причастия? 5.Как и от чего образуются причастия? | | Категория информации:роль причастия в предложении, отличие причастия от схожих частей речи, образование причастий, грамматические признаки | Источник информации: прочитал в учебнике, слышал раньше от учителя, узнал от одноклассника и др. | | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3. Фаза урока «Рефлексия» 3.1.Закрепление знаний. (7 минут) Итог урока и домашнее задание. 4.1.Рефлексия деятельности ( 12 минут) 4.2. Домашнее задание (2 минуты) | Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы «Знаю», «Хочу узнать» по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графы «Категория информации» и «Источники информации», после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации станет текст (приложение№2), с которым будут работать учащиеся.
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме «Причастие».
Работа с текстом. Найдите в тексте причастия. По каким признакам вы определили эту часть речи? Сделайте вывод об этой части речи. Юмореска Это было давно. Путник т…щился по пустыне шесть суток. Адски х…телось пить. То и дело ему м…рещился т…рчащий из п…ска в…допроводный кран с пр…хладной, осв…жающей водой. Но, увы! Это была то выт…нувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Вс…вышнему: – О, Всемилостивейший! Ум…ляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось ч…до. Св…ркнула молния, п…днялся стол… песка, а когда он ра…еялся, несчас…ный увидел кран. Но,увы, кран был не в…допроводный, а подъемный... (И. Верзилин.) Учитель, подводя итоги урок, предлагает вместе составить «СИНКВЕЙН» по теме урока.(пустая табличка для работы выводится на экран). 1 | Часть речи | 1существительное | Причастие | 2 | Какая? | 2 прилагательных | Самостоятельная часть речи Особая форма глагола | 3 | Чтоделает? | 3 глагола | Имеет признаки глагола Изменяется по числам, по падежам Зависит от существительного | 4 | Синтаксическая функция? | Вывод о Синтаксическаяроль | Может быть и главными, и второстепенными членами предложения | 5 | Новое для звучания темы. | Существительное | Причастие совместило в себе «силу имени и глагола» и стало образным художественным средством - эпитетом | Учитель благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся и задаёт домашнее задание. Домашнее задание (дифференцированный подход): 1.Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы-кластеры (для всех учащихся). 2.Выполнить упражнение №56 (для слабых детей). 3. Всем желающим сочинить сказку или рассказ «Рождение причастия», «В гостях у причастия», « Спор двух частей речи» и др. | Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – «Узнал(а)». Напротив каждого вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали) записывают ниже. Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) | | | 1.Причастие обозначает признак предмета по действию. 2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе). 3.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст.ипрош. времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении. 4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр.ф.). 5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов. Новая информация (которую не запрашивали) 1.Начальная форма причастия – И.П. единственного числа мужского рода. 2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках. 3.В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи. | Учащиеся в парах работают над созданием структурно – логических схем-кластеров. Такая работа формирует коммуникативную компетенцию учащихся, так как умение работать в группе показывает уровень способности вести конструктивный диалог: умение слушать и слышать друг друга, брать на себя ответственность за результат общей деятельности, высказывать свою точку зрения и уметь её отстаивать. В процессе работы в группах ученики активно используют средства ИКТ – ноутбуки или планшеты – для создания кластеров, стараясь выполнить свою работу не только грамотно, но и эстетически оформлено. Подобная работа мотивируется чувством соперничества, что заставляет ребят творчески подходить к выполнению задания. Таким образом, самостоятельное изучение материала превращается в увлекательный исследовательский процесс, формирующий регулятивные и познавательные компетенции. (Варианты схем – кластеров в приложении) Учащиеся пишут текст, редактируют его, находят причастия, определяют признаки этой части речи. Запись учащимися задания в дневники. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Регулятивные: ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности. Познавательные: умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование). УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества) Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |