Тема урока: Сочинение по картине Б.Ф. Домашникова "Зимка" (описание природы) в 6 классе.
Цели урока: 1.Подготовить учащихся к сочинению по картине Б.Ф. Домашникова "Зимка"
2. Дать представление о художественном своеобразии творчества Домашникова
3. Активизировать лексику по теме "Зима"
4. Ввести в активный словарь искусствоведческие термины (пейзаж,живопись,изображено,холст,полотно)
5.Воспитание чувства родины, любви к родной природе.
Оборудование: репродукции картины художника Б.Ф. Домашникова
Ход урока.
I Рассказ учителя о художнике и его картинах.
Борис Федорович Домашников - народный художник СССР, заслуженный деятель искусств БАССР. На его живописных полотнах запечетлена красота родного края. Главная тема - любовь к своей земле, Отечеству. На вопрос, что питает его творчество, Борис Федорович ответил: "Родина".
А начиналось Родина для художника с маленькой деревни Кригоузово в Ивановской области. Здесь прошло его детство. В трицатые годы семья переехала в Уфу. Заветная мечта в юности - стать художником. В начале пятидесятых годов, после окончания Уфимского театрального - художественного училища, Домашников живет на Цыганской поляне. Работая в течение пяти лет в школе преподавателем черчения и рисования, он использует свободные минуты для творчества.
В 1953 году Домашников написал пейзаж "Зимка". С этого пейзажа, выполненного из окна родного дома на Цыганской поляне, начинается новый этап в его творчестве. Художника интересуют тихие уголки природы, он изображает на холстах маленькие деревянные домики, деревья, цветы.
Красота малой родины (Цыганской поляны) показана во многих картинах Бориса Федоровича: "Осокори.Цыганская поляна" (1947 г.), "Моя Цыганская" (1950 г.). С чувством особой гордости мы, жители этого района, смотрим на эти полотна талантливого художника, в которых великолепно передана поэзия нашей жизни.
Лучшие произведения живописца хранятся в крупнейших отечественных и зарубежных коллекциях.
II Беседа по картине "Зимка".
1. Что изображено на картине?
(Заснеженный дворик, маленькая избушка, дощатый забор, низкое зимнее солнце. На переднем плане - старое дерево с изогнутым стволом, на заднем плане - далекий темный лес.)
2. Какие чувства хотел выразить художник?
( Своей картиной художник хотел выразить восхищение красотой зимней природы.)
3. Какие краски выбрал Домашников, чтобы показать атмосферу чудесного морозного дня?
( Господствует белый цвет, он сочетается с голубым, который пронизывает все изображенные детали; особая желтизна солнца и отсвета вокруг него создали атмосферу зимнего дня.)
4. Почему картина называется "Зимка"?
5. О чем бы вы хотели написать в сочинении? Что вы будете описывать?
( Художник изображает жизнь старого района города - родной Цыганской поляны. Низенький деревянный домик, деревья с могучими стволами, тихие зимние сумерки, скупые лучи солнца, запорошенная снегом земля. Фигурки детей, играющих во дворе, придают картине особую теплоту. "Зимка" покоряет задушевностью изображений.)
6. Ваше первое предложение сочинения?
Что бы вы написали после вступления?
( Перед нами картина русского живописца Бориса Федоровича Домашникова "Зимка". После вступления можно начать подробно описывать предметы, изображенные на холсте)
7. Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
( Картина произвела на меня большое впечатление и запомнилась. Хотелось бы посетить Государственный музей имени М. В. Нестерова и увидеть подлинник.)
III Словарно - стилическая работа.
1. Опорные слова Новые слова
Небо Свинцово-серое, темно-синее, бесконечное.
Солнце Тусклое, низкое, зимнее, желтое.
День Морозный, чудесный, ясный, солнечный.
Снег Белый, чистый, мягкий, мокрый, глубокий, пушистый, Избушка сверкающий.
Низенькая, маленькая, деревянная.
2. Объяснить с помощью словаря значение слов.
(Живопись, пейзаж, холст, полотно)
3. Образуйте от имен существительных "пейзаж", "живопись" слова, обозначающие лицо.
IV Домашнее задание. Написать сочинение по картине Б.Ф. Домашникова "Зимка".