kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 2 класс по теме "Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • познакомить с понятием «род имени существительного», с приёмами определения рода; 
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение слушать и слышать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс по теме "Род имён существительных"»

Проект урока русского языка 2 класс (1 -4)


Тема. Род имён существительных.

Цели:

  • познакомить с понятием «род имени существительного», с приёмами определения рода;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;

  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение слушать и слышать.

Прогнозируемые результаты



Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов

   каждого этапа урока.



Метапредметные:

-  умение принимать и сохранять цель урока;

-  умение находить способы решения поставленной цели по определению  

    рода существительных;

-  умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

-  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку    

 зрения, правильно говорить;

-  умение провести рефлексию своих действий на уроке.



Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .



Тип урока: урок открытия новых знаний

Метод: частично- поисковый

Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, словарь русского языка, тест.


Ход урока

  1. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание:

Прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

Создание эмоционального настроения.

Учитель (настраивает детей на работу, раскрепощает их). Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!



II. Актуализация полученных знаний.

1. Словарная работа (под диктовку).

Ветер, заяц, зеркало, лопата, пальто, одежда.

Контроль. Самопроверка по словарю.


2. -Прочитайте слова.

-Поставьте знак ударения.

-Что объединяет эти слова? Докажите.

- Устно поставьте существительные во множественное число

Индивидуальная работа.

По перфокарточкам.


1 уч. Определить число имён существительных.

2 уч. Поставить существительные во множественное число. 3 уч. От существительных ед.ч. образовать существительные мн.ч.



- Что мы знаем об этой части речи?

Ответы детей.

  1. Имя существительное – это часть речи.

  2. Оно обозначает предмет, явление природы, событие.

  3. Отвечает на вопросы «кто?», «что?»

  4. Бывает одушевлённым и неодушевлённым.

  5. Имена собственные относятся к именам существительным.

  6. Изменяются по числам. Это первый грамматический признак существительных.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению признаков этой части речи.

III. Постановка учебной проблемы и «открытие» темы урока.

( Работа в парах).

Вам соседом вместе дружно

Поработать в паре нужно.

Вы заданье выполняйте,

Цель урока выясняйте.


- Посмотрите на группы букв и найдите в каждой из них лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ.

г о с т з (о- обозначает гласный звук, остальные – согласные)

п б з с р г к (р – обозначает звонкий непарный согласный звук, остальные - парные согласные)

р л м н д (д – обозначает парный согласный звук, остальные – непарные согласные)


- Посмотрите на выделенные нами буквы, какое слово можно составить из них? (РОД)

- Прочитайте это слово и вдумайтесь в его смысл. Что оно обозначает? (Мнения детей.)

- Это слово имеет несколько значений. Давайте обратимся к словарю. ( Слайд 1)

Род – основная общественная организация первобытно-общинного строя, объединённая кровным родством.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Род – разновидность чего-то, обладающая какими-нибудь свойствами, качествами (род войск, род оружия).


Род – грамматическое значение имён существительных, прилагательных, некоторых форм глагола, выражаемая с помощью системы окончаний.













- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( Слайд 2)

Род
имён существительных


- Какие цели можно поставить сегодня на уроке? ( Мнения детей.)

( Обобщаю.)

- Познакомимся с понятием «род имён существительных», с приёмами определения рода;

- будем учиться различать род имён существительных;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение

слушать и слышать.


IV. Физминутка (музыкальная)


V. Работа по теме урока.


1) - Послушайте загадку, отгадайте её.

Утром –

Так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар – птицей:

А стемнеет – он придёт:

Тоненький, смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт она

В пелене тумана, Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

Кто же он, оно, она?

( Месяц, солнце и луна.)


- К какой части речи относятся эти слова: он, она, оно? ( Местоимения.)

- Сегодня на уроке эти местоимения будут нашими помощниками.

2) Работа в парах.

- Используя наших помощников, разбейте слова на группы. (В тетрадях)

Лес, ёжик, берёза, зима, домик, окно, дупло.

Проверка: фронтальная

- Сколько групп получилось? (3)

- Да, у нас получилось 3 группы родов.

- Как их можно назвать?

- Все слова, к которым можно поставить местоимение он – м.р., она – ж.р.

-А как вы думаете, слова, к которым можно поставить местоимение оно – какого рода?

Я предлагаю группу слов поставить между словами м.р. и ж.р. посередине. Эти слова относятся к группе слов с.р.

-Какое местоимение нам помогает определить слова среднего рода? (Оно)

-Я предлагаю вам присвоить предметы, которые обозначены этими существительными.

-Как вы скажете, что домик принадлежит вам? (Он, мой)

- А берёза? (Она, моя) А окно? (Оно, моё) (Аналогичная работа проводится с другими существительными.)

- Давайте сделаем вывод. (Учащиеся делают вывод, что существительные бывают мужского, женского, среднего рода.)

- Да, это 2 признак существительных.

-А какой способ определения рода существительных в ед. числе мы выявили?

( Ответы детей.)

- Подумайте и скажите: могу я так сказать: существительные изменяются по родам?

- Докажите. (Выслушиваю разные мнения детей.)

- Вы согласны со мной, что род имён существительных – постоянный признак?

3) Работа с учебником (стр. 126-127)

-Давайте посмотрим, как об этом говорится в учебнике. Автор согласен с нашим выводом?

- Прочитайте правило. Какие ещё местоимения помогают в определении рода имени существительного?


3) Работа в группах (Вспоминаем правила работы в группе).

(1и 3 гр.-1 задание)

  1. Определите род имён существительных.

Девочка, трава, небо, солнце, стол, ветер, рёва, плакса, левша.

( 2- 4 гр. -2 задание)

  1. Прочитайте слова, определите род.

Яблоки, гуси, чашки, реки, зеркала, щипцы, ножницы.

Проверка. Коллективная.

1 задание.

- В чём проблема?

- К какому роду можно отнести существительные рёва, плакса, левша? Подставьте слова-

помощники, попробуйте определить род.

-Я открою вам ещё один секрет: оказывается, в русском языке есть слова, которые

относятся и к м.р. и ж.р. Хотите узнать, какой род будет у этих слов? ( Слайд 3)

М. Р.

Ж. Р.

СР. Р.

Общий род

он, мой, этот

она, моя, эта

оно, мое, это



-Оказывается, эти слова общего рода. А чтобы определить род таких существительных,

надо посмотреть, с каким словом они употребляются.

2 задание.

- Что общего в словах? ( Существительные множественного числа.)

- Каким местоимением можно заменить? (Они)

- Какого рода существительные? ( Нельзя определить.)

- Что же, у этих существительных совсем рода нет?

- Как быть? Может, кто-то уже догадался? (Поставить существительное в ед. ч.)

- Какие слова у вас остались? (Щипцы и ножницы.)

- Почему? ( Они употребляются только во множественном числе.)

- Сделайте вывод.

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, нужно

поставить в единственное число, а у тех слов, которые употребляются только

во множественном числе, род не определяется.

VI. Игра на внимание.

-Я называю существительные разного рода. Если оно м.р., то приседают мальчики,

если оно ж.р., то приседают девочки, если ср.р., то подпрыгивают все.

( Дождь, небо, снег, стол, яблоко, ученица, книга, урожай, стекло.)


VII.Самостоятельная работа.

- А теперь - внимание!

Выполним задание.

1) Упр. 238. Выписать слова: 1 ряд – м.р., 2 ряд – ж.р.. 3 ряд – ср.р.

2) Проверка. Взаимная.

- Прочитайте небольшое стихотворение, которое у вас написано на листочке.

(На партах лежат листочки. Читают хором.)

- Дома его выучите, оно поможет вам определять род существительных.


Женский род запомню я

И скажу « она, моя»,

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он, мой».

Средний род – «Оно, моё!»

Это правило твоё.

3)- Давайте составим алгоритм определения рода существительных. ( Слайд 4)

  1. Поставь существительное в единственное число.

  2. Найди вспомогательное слово.

  3. Укажи род существительного.





3) Тестирование.

- Я предлагаю вам тест. Проверим себя, как вы усвоили второй грамматический

признак существительных. Согласны поработать?

- Называю существительные, если есть существительные м.р. ставите +, если нет --.

( Малыш, тётя, дедушка, окно, стекло, ученик, тетрадь, девочка, книга, карандаш.)

4) Проверка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ - + - - + - - - +


VIII. Итог урока.

- Вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, какие секреты имени

существительного мы открыли на уроке.

О чём шла речь на уроке.

Попробуй теперь рассказать.

За что похвалить себя можешь,

Хотелось бы всем нам узнать

( Подводят итог.)




9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка 2 класс по теме "Род имён существительных"

Автор: Миллер Валентина Васильевна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 393752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка по теме:«Род имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672275"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(68) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_rod_imion_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "649140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1713376951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "139842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417801075"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация для урока русского языка "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "287042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454427077"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "нестандартный урок русского языка по теме "Род имён существительных", 2 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "niestandartnyi-urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210540"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431450788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства