Сообщение темы и целей урока. Сегодня, ребята, мы будем писать, Думать, работать и лени не знать, Имя существительное повторять, Чтоб дружбу народов здесь доказать. 1. Задание на развитие мышление «Собрать слово». Флипчарт № 1. РДИАОН (Родина) - Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Отчизна, республика, Казахстан. - К какой части относятся эти слова? Имя существительное. 2. Беседа. Флипчарт № 2. - Наша Родина – Казахстан. Казахстан – многонациональная страна, где сегодня в дружбе и согласии проживают представители более 130 наций и народностей. На казахском, русском, немецком, татарском, корейском, белорусском языках говорят и пишут у нас в стране. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее, имеющее одно из важнейших значений: мы – народ Казахстана. - Каждому человеку бывает приятно, когда люди других национальностей приветствуют его на родном языке. - Русские, казахи, немцы, украинцы и татары произнесут слова приветствия на родном языке: Гутен таг – по-немецки. Сәлеметсіз бе! Қайырлы таң! – по-казахски Исэнмесез – по-татарски Здоровенькі були! Доброго ранку! – по-украински Здравствуйте, доброе утро! – по-русски Как хорошо тебе и мне, Мы родились в такой стране. Где люди все – одна семья, Куда ни глянь – кругом друзья. Казахи мы и русские, Немцы и уйгуры, Мы дети нашей Родины, Ее мы очень любим. - На уроке русского языка мы проведём фестиваль дружбы народов Казахстана. Представители разных национальностей прислали вам задания. 1. Задания от казахского народа. Флипчарт №4. а) Орфографическая пятиминутка. - Как проверить безударный гласный? Парный согласный? Стр..на, з,,рно, р.дные, доро..ки, сосе..ка, берё..ка, з..мля, Аст..на. - На какие группы можно разделить слова? - Назовите «лишнее слово». (Астана – т.к. словарное слово, родные – т.к. имя прилагательное). б) Работа по опорной схеме «Имя существительное». Вопросы задаёт ученик. - Какая часть речи называется именем существительным? - Какие имена существительные называются одушевлёнными? Неодушевлёнными? - Какие имена существительные называются собственными? Нарицательными? 2. Задание от представителей немецкого народа. Флипчарт № 5. а) Комментированное письмо. - Какие существительные относятся с собственным именам существительным? К нарицательным? - Прочитать предложения. Найти имена существительные собственные и нарицательные. ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ. НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ. Вывод: Какие имена существительные относятся к именам собственным? б) Работа в парах. Флипчарт № 6. - Как изменяется имя существительное? Назвать имя существительное в единственном и множественном числе. 1. Задания от представителей татарского народа. Флипчарт № 7. - Какого рода бывают имена существительные? - Какие слова нужно подставить к существительным мужского рода? Женского рода? Среднего рода? Проговаривание стихотворного правила хором. Женский род запомню я И скажу: она, моя И запомню род мужской И опять скажу: он, мой Средний род – оно моё Это правило моё! а) Флипчарт № 8. Распределить имена существительные по родам в три столбика: Пшеница, Родина, добро, дружба, друг, мир, солнце, флаг, небо. Вывод: имена существительные имеют род. б) Флипчарт № 9. Комментированное письмо. - Прочитать и объяснить пословицы. (О Родине). - Определить род имён существительных. Родная земля – золотая колыбель. Родина – мать, умей за неё постоять. Каждому родная земля – рай. В своём ауле и собака что-то значит. Вывод: что нужно сделать, чтобы определить род имён существительных. |