Урок русского языка 2 класс "Изменение имен существительных по числам"
Урок русского языка 2 класс "Изменение имен существительных по числам"
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов, а именно второклассников. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: коллективная, индивидуальная, групповая. Один вид деятельности сменялся другим. А также использовано оборудование: презентации, опорные схемы, карточки с заданиями.
На уроке были использованы следующие методы обучения: контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический. Выбранные мною методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс "Изменение имен существительных по числам"»
Русский язык 2 класс
Урок 71
Тема: Число имён существительных .
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока:формирование знаний у учащихся об изменении имён существительных по числам; повторение изученного материала об имени существительном; одушевленные и неодушевленные; имена собственные и нарицательные.
Задачи урока:
познакомить детей с грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам; показать, что имена существительные могут иметь формы множественного и единственного числа;
развивать монологическую речь учащихся, умение работать в группе; в парах;
воспитывать чувства коллективизма, толерантности; любви к родной земле и к животным.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание практической важности определения морфологических признаков имени существительного;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умения находить способы решения поставленной цели по изменению имён существительных по числам.
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках имён существительных;
- умения применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять число и изменять по числам имена существительные.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Организация класса
-Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе. Игра «Я желаю тебе сегодня…»
II. Актуализация знаний учащихся
«Горячий стул»
1)Что такое фонетика?
Сколько гласных букв?
Как переносим слова?
2)Что такое корень?
Что такое окончание?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
3)Назови части речи?
Что такое существительное?
Как определить род существительного?
2.Индивидуальная работа (дифференцированная)
1уровень Подчеркни существительные мужского рода: солнце, пенал, книга, мир, мальчик.
2уровень Определить род (м.р, ж.р., ср.р.)Поле, книга, брат, облако, малина.
3 уровень Запиши по два слова: мужского, женского, среднего рода .
- Сделайте вывод о числе имён существительных. (Имена существительные изменяются по числам)
- - Откройте учебник стр. 156, прочитайте про себя правило.
- Что Вы можете сказать? (Вывод сделали правильно)
- Число имён существительных – это постоянный или непостоянный признак имён существительных? Почему?
IV. Первичное закрепление.
Физминутка
- Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа. Если назову существительное в единственном числе, вы поднимаетесь на цыпочки, делаете потягивание, руки вверх на ширине плеч, чуть заводите за голову, а если существительное во множественном числе – делаете приседание, руки вперед перед собой.
ПРОВЕРКА 1ученик читает, все пары проверяют. Оценивают: всё без ошибок-«5», 1ошибка-«4», 2ошибки-«3»
РР –Составьте предложение из этих слов.
Физ.минутка
Физминутка Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
- Почему птицам зимой трудно? (Холодно, нет пищи, насекомых нет, растений нет, семян не осталось на деревьях, только рябина да семена клена кое -где остались.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Выступление Сони. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
Что за стол среди берёз Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом
- В нашей школе традиционно проходит акция «Помоги птицам». Ребята вместе с родителями делают кормушки, развешивают их , подкармливают птиц.
- Не оставайтесь равнодушными к братьям нашим меньшим. Спешите делать добро!
- Сделайте вывод
5.Самостоятельная работа. 1-вариант: преобразуй из единственного числа во множественное. Лес-------,дерево--------,кормушка------, птица------------------,снегирь------------.
2-вариант: преобразуй из множественного в единственное число. Соловьи----------,ели------,морозы---,семечки---, книги------
Творческая работа.
- Вставьте в текст имена существительные в единственном и множественном числе.
Вот и пришла ________. Дует холодный___________. Стоят сильные __________. Трудно теперь __________. Целый день ищут они ___________.
- Прочитайте текст. Назовите имена существительные в единственном и множественном числе.
V. Рефлексия красная птица- все понял, научился определять и изменять существительные по числам; зеленая- понял, но затрудняюсь, голубая- ничего не понял, нужна помощь.
ИТОГ
-Какое открытие сделали сегодня на уроке? (Имена существительные изменяются по числам).
- К каким признакам (постоянным или непостоянным) относится число имён существительных?
VI. Д.З. с. 156, учить правило, упр. 443 или записать 5 существительных-изменить по числам.
-
Имена существительные, употребляющиеся только в единственном или только во множественном числе . Правила
Некоторые имена существительные имеют только форму единственного или только форму множественного числа.
Только единственное: названия веществ (железо, сахар, мёд, масло, пыль, вода, нефть);
названия признаков и действий (голубизна, чистота, гордость, гнев, смех);
названия совокупности предметов (листва, мошкара, посуда, зверьё).
Только множественное: названия веществ (дрожжи, румяна, чернила);
названия игр, действий, процессов (жмурки, шахматы, шашки, хлопоты, выборы);
названия парных (составных) предметов (ножницы, брюки, очки);
названия природных явлений, отрезков времени (заморозки, сумерки, будни, каникулы).
собственные имена существительные (Альпы, Карпаты).