kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка, 1 класс по теме" Буква Ч,ч".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: учить распознавать звук [ч'] и соответствующую бук­ву, писать буквы Ч, ч; познакомить с особенностями звука [ч'] как всегда мягкого согласного звука, с правилом написания буквосо­четаний ча, чу; упражнять в осознанном и выразительном чтении; развивать умения рассказывать о прочитанном, отвечать на во­просы учителя; совершенствовать технику письма; прививать трудолюбие, чувство ответственности за выполняемую работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 1 класс по теме" Буква Ч,ч".»

Буквы Ч, ч. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу

Задачи: учить распознавать звук [ч'] и соответствующую бук­ву, писать буквы Ч, ч; познакомить с особенностями звука [ч'] как всегда мягкого согласного звука, с правилом написания буквосо­четаний ча, чу; упражнять в осознанном и выразительном чтении; развивать умения рассказывать о прочитанном, отвечать на во­просы учителя; совершенствовать технику письма; прививать трудолюбие, чувство ответственности за выполняемую работу.

Формируемые УУД: распознавать звук [ч'] и соответствующую букву; правильно писать буквы Ч, ч; характеризовать звук [ч'] как всегда мягкий согласный звук; правильно писать буквосочетания ча, чу; читать и писать слоги, слова и предложения с изученными буквами; чётко отвечать на вопросы учителя; оперировать ранее полученными знаниями.

Ход уроков

  1. Организационный момент

  • Поэт М. Ивенсен сказал:

Всегда найдётся дело для умелых рук,

Если хорошенько поглядеть вокруг...

  • Какие дела можно найти, посмотрев вокруг?

  • Что может случиться, если ничего не делать?

    1. Эмоционально-волевая регуляция

(Учитель читает рассказ В. Голышкина «И незрячему видно».)

Шёл Боря домой из школы. Видит — идёт по улице слепой человек

и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился.Вроде как прислушивается к чему-то.

«Это он движение пережидает», догадался Боря. Подошёл к человеку и сказал:

  • Я вас через улицу переведу.

Слепой протянул Боре руку, и они перешли на другую сторону. Здесь слепой сказал:

  • Вижу, хороший ты мальчик.

  • Видите? — удивился Боря.

  • Это и незрячему видно, — улыбнулся человек.

  • Как вы объясните слова слепого человека?

  • Что ещё способен увидеть даже слепой?

  1. Развитие речевого аппарата

1. Артикуляционная разминка

(Рот широко открыт, губы втянуть внутрь, плотно прижав к зубам, затем рот закрыть. Упражнение повторить 5—6 раз.)

    1. Дыхательная гимнастика Упражнение «Воздушный шарик»

(Вдох носом, резкий, шумный выдох, как будто надуваем воз­душный шарик, губы сложены трубочкой. Упражнение повторить 7-9 раз.)

    1. Работа над дикцией

  • Произнесите скороговорку голосом Дюймовочки, Карабаса-Барабаса, сердитого первоклассника, нежного перво­классника.

В этой маленькой корзинке

Есть рисунки и картинки.

Раз, два, три!

Кому хочешь — дари!

  1. Актуализация знаний

  • Что обозначают слова Миша, Алёна, Маргарита, Вера, Ан­дрей! (Имена людей.)

  • Что вы знаете об этих словах? (Пишутся с заглавной буквы.)

  • Что общего в словах пень, день, лень, уголь, карась, конь, рысь, мальчик, пальчик, горький? (В этих словах есть мягкий знак.)

Какую работу он выполняет в этих словах? (Обозначает мягкость согласных звуков.)

Какое правило нужно помнить при написании слов ланды­ши, камыши, жизнь, кувшин, рыжик, мыши, ужин? (Жи — ши пиши с буквой и.)

  • Расскажите всё, что вы знаете о звуках [ж], [ш].

  1. Мотивационно-целевой этап

  • Я прочитаю рассказ Г. Юдина «Кто живёт в часах?», а вы постарайтесь услышать новый звук, который очень часто повторяется в этом тексте.

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — в горах, а чайники — на кухне. Черепахи живут в песке, червяки — в земле, а чучело — на ого­роде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок — на чердаке, в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что и чёрном чулане живёт какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно чешется и чихает от сырости. Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю . Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колёсиков и вин- тиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

Как бы вы ответили на вопрос, который задаёт автор текста? (Ответы детей.)

  • Какой новый звук вы слышали чаще других? (Звук [ч'] )

  • Что вы можете рассказать об этом звуке?

  • Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке[ч'] и научиться писать соответству­ющие буквы.)

VI. Работа по теме уроков

  1. Работа по «Азбуке» (с. 50)

  • Что изображено на «волшебном» рисунке? (Чайник.)

  • Произнесите первый'звук этого слова. Дайте его характе­ристику. (Согласный, мягкий, глухой, шипящий.)

  • Рассмотрите рисунки рядом. Какие слова зашифрованы в схемах? (Чайник, чашка.)

(Звуко-буквенный анализ слов.)

  • Что вы заметили? (Звук [ч']мягкий, хотя стоит перед бук­вой а.)

  • Какой можно сделать вывод? (У звука [ч'] нет твёрдой пары.)

  • Посмотрите на звуковое изображение под «волшебным» рисунком. Подтвердились ли ваши предположения?

  • На какую букву похож чайник на «волшебном» рисунке? Почему?

  • Покажите прописную и строчную буквы Ч, ч на ленте букв.

  • На что ещё похожа буква ч!

  • Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом.

  • Как произносится звук [ч'] в этих словах? (Одинаково, мягко.)

(Чтение текста о чаепитии по ролям.)

  • Назовите слова с буквой ч, которые встретились в стихо­творении.

  • Как произносится звук [ч']в этих словах? (Мягко.)

(Самостоятельное чтение текста о черепахе.)

  • Что делала черепаха?

  • Как разливают чай по чашкам?

  • Сколько ждала черепаха?

  • Сколько длится час? (Примерно один урок и перемену.)

  • Кого ждала черепаха?

  • Почему она так долго ждала своих подруг?

(Работа над скороговоркой.)

  • Почему скучен день, когда делать нечего?

  1. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 44)

  • Рассмотрите рисунки в левом верхнем углу страницы. Как вы думаете, какие слова зашифрованы в схемах? (Чашка, ручка.)

  • Что вы можете сказать о слове ручка? (Оно имеет несколько значений.)

(Звуковой анализ слов ручка, чашка.)

  • Почему буква ч написана зелёным цветом? (Она обозначает непарный мягкий согласный звук.)

(Работа по написанию печатных букв Ч, ч, элементов пись­менной буквы ч по аналогии с предыдущими уроками. После этого учащиеся обводят и прописывают буквы, буквосочетания, слово и предложение.)

  • Составьте из слогов слова.

  • Напечатайте их. Обратите внимание на написание букво­сочетания чу.

  • Напечатайте слова. Обратите внимание на написание бук­восочетания ча.

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме уроков

    1. Работа по «Азбуке» (с. 51)

(Чтение слов с буквой ч. Учитель обращает внимание на ско­рость и правильность чтения.)

Как произносится звук [ч'] во всех словах? (Мягко.)

    1. Чтение сказки о том, как буква ч поссорилась с буквами я и ю

(Сказку читает учитель и иллюстрирует на магнитной доске.) Однажды буквы я, ю, а и у позвали играть в прятки букву ч. Они Посчитались, и выпало искать букве ч. Остальные побежали прятаться. Вот буква Ч уже всё обошла, уже нашла а и у, а я и ю всё никак не найдёт. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, уставшая, обиженная. Решила пойти домой. Проходит буква ч мимо соседнего домика и видит: я и ю как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась ч, и с тех пору них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

Подумаешь, обиделась! — сказали я и ю. — Всё равно без нас ей никуда. А как же тогда слова чашка, чудо, чай?

А вот и обойдусь! — сказала ч. — Мне буквы а и у помогут. С тех пор ча и чу пишутся только с буквами а и у.

В. Волина

    1. Работа по «Азбуке» (с. 51)

(Работа над скороговоркой. Можно попросить учащихся са- Мнм придумать подобные рифмы.)

Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? Что делают птицы?


  • В названии каких предметов, изображённых на рисунке, есть звук [ч']?

(Чтение текста о чаепитий у чайки после предварительной словарной работы: чаепитие, черничное, черпачком. Учитель также может показать картинки с изображением птиц, дать послушать их голоса.)

4. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 45)

  • Что изображено на рисунке в левом верхнем углу страницы? (Часы.)

(Звуковой анализ, составление схемы слова часы.)

  • Раскрасьте рисунок.

(Работа по написанию элементов письменной заглавной бук­вы Ч по аналогии с предыдущими уроками. После этого учащиеся обводят и прописывают буквы и буквосочетания. Учитель ещё раз j обращает внимание на написание буквосочетаний ча и чу.)

  • Прочитайте первое предложение.

  • Кто такие Чук и Гек?

  • Почему слова Чук и Гек написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)

  • О чём ещё нужно помнить при написании слова Чук? (Чу пиши с буквой у.)

  • Обведите предложение.

  • Прочитайте второе предложение. С какой интонацией его нужно читать? Почему?

(Следует обратить внимание учащихся на написание и про­изношение слова что.)

  • Как вы ответите на вопрос? (Солнышко выше леса.)

  • Обведите вопрос и запишите самостоятельно ответ.

  • Прочитайте правила, на которые указывает Мудрая Сова. Запомните их.

(Написание слов с буквосочетаниями ча и чу.)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  • Расскажите о звуке [ч'] всё, что вы запомнили.

  • Назовите слова с буквой ч.

  • Оцените свою работу на уроке.

  • Кому нужна помощь учителя?

  1. Подведение итогов уроков

  • Закончите предложения.

  • Сегодня на уроке меня удивило...

  • Для меня было открытием то, что...

  • Мне было сложно понять...



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка, 1 класс по теме" Буква Ч,ч".

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 393749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Презентация к уроку русского языка на тему: "Буквы и звуки Э, Е, Ё" для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_na_tiemu_bukvy_i_zvuki_e_ie_io_dlia_3_k"
    ["file_id"] => string(6) "445316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513699039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка урока русского языка на тему: " Буква Д" во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(75) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_bukva_d_vo_2_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "569236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1609692527"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока русского языка  по теме  «Буквы Ы — И после приставок» 5 класс, ФГОС"
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykapotiemiebukvyyiposliepristavok5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "329264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463903508"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства