Просмотр содержимого документа
«Урок "Русский язык- один из развитых языков мира"»
Урокрусского языка в 6 классе
Тема: Русский язык -один из развитых языков мира
Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.
Планируемые результаты: умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
В 6 классе мы продолжим изучение разных разделов языкознания: лексики, словообразования, морфологии, узнаем больше о богатстве словарного запаса русского языка, о самостоятельных частях речи.
На изучение русского языка в 6 классе отведено 6 ч в неделю.
-- Но важно научиться умело пользоваться русским языком на всех уроках. Почему? (потому, что это поможет глубже изучить историю, литературу, математику, науки о природе. Как всегда, возьмём в помощники словари, справочники, научно-популярные книги, рассказывающие о русском языке, и прежде всего учебник)
- Прочитайте эпиграф на стр.4. О чем говорит К.Паустовский?
2. Знакомство с учебником
- Кто авторы учебника?
- О чём ещё мы узнаем на странице с выходными данными учебника?
- Над созданием учебника работал коллектив авторов под научной редакцией академика Н.М. Шанского. Значит, это серьёзный научный труд. Этот учебник и новый, и старый. Почему?
(Старый — потому, что создан на основе учебника, выдержавшего более 30 изданий; учебника, которым пользовались многие поколения учеников (в том числе, наверное, и ваши родители); учебника, удостоенного Государственной премии СССР 1984 г. Новый — потому, что написан в соответствии с новыми государственными стандартами, правилами, потому, что в нём много новых интересных материалов, сведений, текстов. Кроме того, учебник оформлен по-новому: в нём новые схемы, цветные иллюстрации, удобное расположение материала).
В создании учебника участвовали художники, редакторы, корректоры, печатники. Вам предстоит осваивать учебник, работать с ним, это будет ваш труд. Важно помнить о необходимости бережного обращения с книгой, в том числе с учебником.
- А теперь займёмся практической работой. Рассмотрите рамку с условными обозначениями (с. 3), форзацы учебника с орфограммами и пунктуационными правилами. Форзацы можно использовать как краткий справочник, как подсказку, которая всегда под рукой.
- По содержанию определите, какие темы будем рассматривать в 6 классе, какие из них пока совсем незнакомы, с какими уже встречались.
Вы начинаете необычный учебный год: 6 класс можно назвать экватором. Но в данном случае экватор — не географическое понятие, а метафора. Этот учебный год делит вашу школьную жизнь на две равные части, подобно тому как экватор делит земной шар пополам — на Северное и Южное полушария.
Как видите, мы ещё не успели начать разговор о русском языке, как он сам напомнил о себе: проявилась выразительность родной речи. Кстати, русский язык занимает достойное место среди развитых языков, распространённых на земном шаре. По обе стороны от экватора можно найти людей, говорящих по-русски, изучающих русский язык.
— Как вы думаете, в каком полушарии нашей планеты русский язык распространён больше? (В Северном.)
Конечно, в Северном, ведь именно здесь находится наша огромная страна, в которой живёт больше ста разных народов,
больших и малых, и все они умеют (лучше или хуже) говорить на русском языке — государственном языке России.
4. Работа со словарями
Русский язык не только один из распространённых языков мира, он один из самых развитых. Чтобы понять, что это значит, обратимся за помощью к толковым словарям. Найдём значение слова развитой.
Словарь А.П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уровня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором.
Словарь СИ. Ожегова: 1. Достигший высокой степени развития. 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный.
- Как вы думаете, в каком значении употреблено слово развитой по отношению к языку? (Достигший высокого уровня, высокой стадии развития (по А.П. Евгеньевой); достигший высокой степени развития (по СИ. Ожегову).)
- Мы выяснили, что значит «развитой язык». А каково значение похожего слова в словосочетании развитый ребёнок! Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором и в то же время физиче ски развитый, окрепший. Слова развитой и развитый — паронимы, они похожи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)
Материал для учителя
Ещё вXVIII в. М.В. Ломоносов оценил, какое богатое наследство досталось нам от наших далёких предков - русский язык: «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть».
Ломоносов же в своей «Грамматике» приводит слова Карла Пятого о роли европейских языков: «гишпанским с Богом, французским -с друзьями, немецким — с неприятельми, итальянским — с женским полом говорить прилично». А дальше Ломоносов добавляет: «Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Великий поэт Г.Р. Державин позже перефразировал эти слова так: «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий».
На русском языке написаны великие литературные произведения. Русские писатели и поэты А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.А. Блок, А.А. Ахматова и многие другие известны во всём мире. В их произведениях проявляются красота, выразительность, меткость, точность, мелодичность, звучность русского языка.
5. Закрепление изученного.
Упр.1. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? В чем заключается богатство русского языка? Сформулируйте и запишите свой ответ.
6. Подведение итогов урока.
-Закончите фразы: Сегодня на уроке я понял(а)… Я узнал(а), что… Мне запомнилось….