На уроке используются различные виды деятельности: индивидуальная форма работы, групповая, фронтальная. А также используются приемы самопроверки, взаимопроверки. Цель урока: развить в детях чувство прекрасного, создать благоприятные условия для изучения темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе.»
Методическая разработка урока с презентацией.
Причастие. Причастие как часть речи (первый урок по теме). 16 урок.
Учитель: Вишневская Елена Павловна.
Предмет – русский язык. Класс -7-б.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.
Задачи урока:
Образовательная.
Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.
Учиться отличать причастия от слов других частей речи.
Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.
Воспитательная.
Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи
Развитие интереса к изучению родного языка.
Развивающая.
Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.
Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.
Ход урока
Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний:
Упр. 24 (выборочно).
Вызванный к доске ученик готовит связный рассказ о глаголе как часть речи. Ответ должен быть полным и логичным. Для подтверждения ученик приводит свои примеры или примеры из домашней работы.
Морфологический разбор:
У доски два ученика разбирают морфологически слова жидкого (золота) и запылала.
Повторение поможет успешнее овладеть умением находить сходные с ними признаки в причастии.
Формулирование учащимися темы и цели урока:
Прочитайте слово на слайде 1.
- Что такое родник?
- Родник – это водный источник, текущий из глубины земли.
- Какое прилагательное обозначает признак по месту нахождения? (лесной)
- Какое прилагательное обозначает признак по размеру? (глубокий)
- Какое прилагательное обозначает признак по ощущению? (холодный)
- Назовите слова из справки, которые выражают признак предмета по действию (утоляющий, бьющий, наполняющийся).
- Если слова выражают признак предмета по действию, то они являются особой формой глагола. Они называются причастием (слайд 2).
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Причастие как особая форма глагола. Запишите её в тетради.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели нашего урока, используйте опорные слова.
(слайд3) познакомиться...
учиться отличать...
Изучение нового материала:
- Разговор о причастии как о части речи мы уже начали. Выяснили, что это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. продолжим начатый разговор. прочитайте написанные слова.
утоляющий (жажду)
утоляющая (жажду)
утоляющее (жажду)
- Скажите, на какие вопросы отвечает причастие? (какой? какая? какое?)
- Теперь дайте полное определение причастия. (слайд 4)
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
- Из определения видно, что причастие имеет черты глагола и прилагательного. А какие именно, вы определите, поработав с таблицей.
Причастие
Признаки глагола
Вид
Время
Признаки прилагательного
Изменяется
1)утоляющий
(жажду)
утоливший
(жажду)
И.п .утоляющ жажду
Р.п. утоляющ жажду
Д. п. утоляющ жажду
В. п. утоляющ жажду
Т. п. утоляющ жажду
П. п. об утоляющ жажду
утоляющий жажду
утоляющие жажду
утоляющая жажду
утоляющий жажду
утоляющее жажду
по...
по...
по...
Учащиеся работают в парах. Делают выводы по каждой части таблицы.
- Причастия можно заменить сочетанием «мест. который + глаг.», от которого образовано данное причастие ( в н. в или пр. в.). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, причастия образуются от глаголов, а прилагательные от существительных. Например, лесной - лес, утоляющий - утолить.
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
- Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
- Какую часть речи поясняет прилагательное?
- А причастие?
- Как изменяются прилагательные и причастия?
- Они изменяются одинаково – по родам, падежам и числам.
- Признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:
прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.
прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий- летящий. (слайд 5)
- Сделайте общий вывод о причастии.
- Отвечает на те же вопросы, что и прилагательное, как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательных тем, что обозначает временной признак.
Синтаксический разбор предложения:
Путники расположились около утолившего их жажду источника.
- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы?
- Причастие в предложении является определением.
Закрепление материала:
Запишите в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия.
Синий горизонт – синеющий небосклон
Жёлтая кувшинка – желтеющая нива
Колючий ёж - колющий предмет
Шумный поток – шумящий поток
Выделите суффиксы.
Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.
Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (слайд 6):
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.
За столом сидят ученики и читают книгу.
Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
Лежащая на столе книга, уже прочитана.
За столом сидят ученики, читающие книгу.
- Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.
М. В. Ломоносов говорил о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (слайд 7)
- Какую же « силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.
- Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.
- Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.
(Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.)
- Солнце ещё не взошло в силу и греет бережно и ласково.
(Ещё не взошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.)
7.)Проверочная работа:
- На уроке мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли то, о чём мы говорили.
- С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?
- Мы познакомились с причастием.
- Расскажите о причастии, используя свои примеры.
Учащиеся выполняют задание.
Обсуждается домашняя работа.
Оценивается деятельность учащихся на уроке.
Список используемой литературы:
Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 27 изд. М.: Просвещение 2010.
«Интеллектуальное развитие школьников» / Г. А. Бакулина изд. М. «Владос» 2006.
Русский язык 7 класс. Тесты в 2 частях / Книгина М. П. – Саратов: Лицей 2011.