Цели урока: Обучающая: проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы; закрепить умение пользоваться словарями. Развивающая: обогащать словарный запас и грамматический строй речи. Воспитательная: прививать любовь к русскому языку и литературе. ХОД УРОКА Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники. Лексико-орфографическая работа со словом ВЕСНА Учитель: Давайте произнесем слово ВЕСНА отчетливо, выразительно все вместе. Что слышится вам в этом слове? Ученики: Что-то обновляющее, очищающее, ведь ВЕСНА – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май. Учитель: Обратимся к истокам этого слова, заглянем в этимологический словарь. (Работа со словарем: ВЕСНА от ВЕСЕЛЫЙ) Учитель: Подберите однокоренные слова к слову ВЕСНА. К какому словарю нам лучше обратиться? (Работа со словообразовательным словарем) Слова: весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему Учитель: Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. А) Птица рада весне, а младенец – матери. Б) Много снега – много хлеба, много воды – много травы. В) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает. Г) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. Д) Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Е) В марте курица из лужицы напьется. Ж) Увидел грача – весну встречай. З) Весна красна, да холодна. А) Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весной) Б) Только снег в лесу сошел Я голубеньким расцвел. (Подснежник) Учитель: Какое у вас представление о весне? Любите ли вы это время года? Почему? Ученики: Мы любим весну, ждем ее. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны. ВЕСНА – это победа солнца, света. ВЕСНА – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю. ВЕСНА – это победа зелени. Благодаря солнцу появятся на деревьях почки, из них – зеленые листочки. Учитель: А чем пахнет ВЕСНА? Ученики: Талым снегом, первой водой, цветами. Учитель: У вас на партах текст ВЕСНЯНКИ, русской народной песни. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, радостью, С великой милостью: С корнем глубоким, С хлебом обильным! Учитель: Что представляет собой 1-ая строчка песни? – Есть ли здесь еще обращение? – Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания? (Заучивается текст песни и по памяти записывается в тетрадь) Учитель: А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Ф.И. Тютчева – Какова интонация стихотворения? Ученики: Бодрая, жизнерадостная. Учитель: Каким рисует весенний день Ф.И. Тютчев? Назовите непривычные слова, попробуйте сами объяснить их значение. БРЕГ – БЕРЕГ, ГЛАСЯТ – ПОЮТ, КРИЧАТ Учитель: В этих словах есть беглые гласные, назовите их. – Кто такие ГОНЦЫ? ГОНЦЫ – оповестители, посыльные, глашатаи, они предвещают весну. А в стихотворение ГОНЦЫ – это весенние воды, они предвещают наступление весны. Учитель: Слов какой части речи в стихотворение больше всего? Почему? Ученики: Много глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие. Учитель: Выпишите эти глаголы. – Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор? БРЕГ СОННЫЙ, МОЛОДАЯ ВЕСНА, ТИХИЕ, ТЕПЛЫЕ МАЙСКИЕ ДНИ РУМЯНЫЙ, СВЕТЛЫЙ ХОРОВОД Учитель: А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне, но помните об интонации, о паузах, о логических ударениях. Слушаем стихотворения Майкова, Плещеева, Жуковского и др. поэтов. Учитель: А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас я поставлю пластинку, и зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну, на речку. Слушаем Э. Грига и П.И. Чайковского. Учитель: Обратимся к лирической миниатюре М.М. Пришвина «Рожденье звука». (Работа по учебнику литературы: чтение про себя, а потом – вслух) – Как описано здесь утро года? – Какие краски преобладают в этой миниатюре? – Как же рождается звук весны, ее голос? – Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры. Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли. Учитель: Как Пришвин распространяет эти предложения? Ученики: С помощью эпитетов. Учитель: Какой эпитет нашел писатель для слова ВЕСНА? Ученики: Стремительная. Учитель: А какой она еще может быть? Ученики: Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и др. (На доске появляются картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», «Весенний день», М. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели») Учитель: Картины К.Ф. Юона вызывают радостное настроение, они жизнерадостны и праздничны. Художник часто писал солнечные сельские пейзажи. Всмотритесь в картину. Что изобразил художник на ней? Ученики: Угол деревенского дома с поленницей, стройные березки, молодые сосны, вдалеке заснеженные косогоры, лес. Стоят последние зимние дни, и яркое солнце в скором времени растопит оседающий снег. На улице гуляют куры. Радуясь теплу и солнцу, ребята отправляются в одну из последних прогулок на лыжах. Яркие светлые краски придают картине праздничность. На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом солнца пронизано все вокруг. Учитель: Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот день? Ученики: Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто-голубого, бело-голубого. Учитель: Ваши впечатления от картины? Ученики: Казалось бы, ничего красивого нет, а между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день. Учитель: Вот и кончился наш «весенний» урок. Подведем итоги. – О чем мы с вами сегодня говорили? Домашнее задание: 1. Прочитать миниатюры М.М. Пришвина из цикла «Весна» 2. Подготовит рисунки на тему «Весна» 3. Написать сочинение по картине. |