kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 9-м классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 9-м классе (2 часа)Тема: «Подготовка к написанию письма представителю поколения неравнодушных – сверстнику с горячим сердцем (в рамках Всероссийского конкурса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 9-м классе»

Урок развития речи в 9-м классе (2 часа)

Тема: «Подготовка к написанию письма представителю поколения неравнодушных – сверстнику с горячим сердцем (в рамках Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2017»)»

Автор – учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 1» г. Почепа Пыталева О.М.



Цель урока: обсудив в ходе дискуссии с учащимися критерии человечности, выявить лучшие человеческие качества, необходимые для жизни в обществе и выстраивания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, подготовить ребят к написанию письма герою-сверстнику.

Задачи урока:

обучающие:

  • закрепить навыки правильного написания писем (текстов) с опорой на вопросный план;

  • повторить постановку знаков препинания при обращении.

развивающие:

  • упражнять в правильном построении ответов на вопросы;

  • развивать речь учащихся;

  • учить применять ранее полученные знания и личный опыт;

  • способствовать практической подготовке выпускников к самостоятельной жизни в социуме.

воспитательные:

  • формировать навыки культуры устной и письменной речи;

  • показать значимость эпистолярного жанра в жизни любого человека;

  • воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, чувство взаимопомощи окружающим.



Методическое оснащение и оборудование урока:

  • кроссворд по теме “Почта, письменность, письмо”;

  • образцы писем – победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» (2015, 2016 годы);

  • примерная памятка “Как написать письмо” (для каждого ученика).

  • ИКТ-оснащение: мультимедийный проектор, экран, ноутбук;

  • видеофрагмент телепрограммы «Пусть говорят» (эфир от 17.04. 2014 г.), видеоролик танца китайской пары Ма Ли и Тао.

  • музыкальные произведения композитора Эннио Морриконе.



План урока:

1.Организационный момент.

2. Моделирование проблемной ситуации и ее разрешение.

3.Постановка цели урока.

4.Реализация предварительного домашнего задания.

5. Эвристическая беседа.

6-7. Просмотр и обсуждение видеороликов («Необыкновенная история любви» и «Мамины глаза» из телевизионной передачи «Пусть говорят»)

8. Актуализация знаний учащихся об «эпистолярном жанре».

9. Исследовательская работа в группах.

10. Представление группами результатов исследования.

11. Определение адресата письма.

12. Составление вопросного плана, работа по нему.

13.Работа с памяткой.

14. Самостоятельная работа учащихся над текстом письма.

15.Рефлексия.

16.Домашнее задание.




Ход урока

Если носят письма на почту,-
Значит, кто-то кому-то нужен,
Значит, где-то ждут эти строчки
И в жару, и в зимнюю стужу.

Значит, кто-то не спит ночами,
Молча бродит в пустой квартире,
И уверен, что кто-то скучает
По нему в этом – сонном - мире.
Евгения Луговская

    1. Организационный момент.

    2. Моделирование проблемной ситуации и ее разрешение..

Учитель предлагает выслушать начало песни «Светофор» В.Леонтьева

- О чем эта песня, ребята? (Ответы учеников)

Учитель. Действительно, в мельканье дней, скоростей и огней проходит наша жизнь… Мы бежим, и в этом ритме мы видим мир, друг друга отрывисто, мимолетно, мгновенно… Мы не хотим или не можем остановиться. А, может быть, стоит это сделать и задуматься над собой, над своими поступками, посмотреть на себя со стороны: на свои слова, помыслы, деяния… Задуматься о том, как часто мы общаемся друг с другом, как часто говорим друг другу добрые слова…

Выразительное чтение заранее подготовленным учеником стихотворения Е.Евтушенко на фоне музыкальной композиции Эннио Морриконе:

Проклятье века — это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.


Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.


Но ты хотя б однажды в мире,

когда он спит или кипит,

остановись, как лошадь в мыле,

почуяв пропасть у копыт.


Остановись на полдороге,

доверься небу, как судье,

подумай — если не о боге —

хотя бы просто о себе.


Под шелест листьев обветшалых,

под паровозный хриплый крик

пойми: забегавшийся — жалок,

остановившийся — велик.


Пыль суеты сует сметая,

ты вспомни вечность наконец,

и нерешительность святая

вольется в ноги, как свинец.


Есть в нерешительности сила,

когда по ложному пути

вперед на ложные светила

ты не решаешься идти.


Топча, как листья, чьи-то лица,

остановись! Ты слеп, как Вий.

И самый шанс остановиться

безумством спешки не убий.


Когда шагаешь к цели бойко,

как по ступеням, по телам,

остановись, забывший бога,—

ты по себе шагаешь сам!


Когда тебя толкает злоба

к забвенью собственной души,

к бесчестью выстрела и слова,

не поспеши, не соверши!


Остановись, идя вслепую,

о население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

и бомба в воздухе, замри!


О человек, чье имя свято,

подняв глаза с молитвой ввысь,

среди распада и разврата

остановись, остановись!


Учитель. К чему призывает в своем стихотворении Е.Евтушенко? К кому он обращается? Почему именно к ЧЕЛОВЕКУ?

- Давайте же остановимся, посмотрим вокруг и поразмышляем…А кто есть Человек? человек и Человек – это одно и то же?

(ответы учеников)

3. Постановка цели урока.

Учитель. Цель сегодняшнего урока необычна: мы напишем письма. Но сделаем мы это не сразу. Для начала определимся, кому и о чем будем писать… Адресата определим после того как обсудим такое важное понятие, как ЧЕЛОВЕК, и определимся, какими качествами необходимо обладать, чтобы по праву называться Человеком с большой буквы.

Творцами этой истины о Человеке станет каждый из вас. На уроке мы будем вести дискуссию, обсуждать проблемные ситуации, анализировать действия и поступки. Мы должны будем с вами понять, есть ли в сегодняшней нашей жизни, и в том числе среди ваших сверстников (а, может быть, среди ваших друзей и знакомых) НЕРАВНОДУШНЫЕ люди, легко ли им жить?... Именно такому Человеку (или о таком человеке) каждый из вас напишет письмо…

Почему? Зачем? Нужно ли это? К сожалению, наше поколение практически разучилось писать письма. Мы забыли, когда в последний раз опускали конверт в почтовый ящик. Виноваты ли в этом современные технологии и средства связи? Они, конечно, очень удобны, совершенны: и Интернет, и телефоны… И отказываться от них не имеет смысла.

Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. А задумывались ли вы, что техника делает наше общение шаблонным, сухим, невыразительным? Это беспокоит специалистов в области языка и педагогики.

Иное дело – письмо на бумаге! Умение писать его – это благородное древнее искусство, которое, к сожалению, практически утрачено нами.

Письма нужны не только адресатам, но и самим нам. С их помощью обмениваемся энергией, переживаниями, делимся радостями. Письмо – это таинство души и сердца, пронизанное нашим теплом. Разве техника способна на это? Вслушайтесь!

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться.
И равнодушно холодом дышать.

(Я. Козловский “Слово”)

Вот какой силой обладают письма!

4. Реализация индивидуального домашнего задания.

(Обучающимся было предложено, поработав в сети «Интернет», выяснить, как относится к написанию писем современная молодежь, выписать интересные, на их взгляд, комментарии, цитаты…)

Чтение учителем одного из стихотворений молодой поэтессы

Евгении Луговской о письмах (на фоне музыки Э. Морриконе)

Предварительное задание классу: внимательно прослушав стихотворение, понять позицию автора…

Письма...
       Давно как мы их получали…
Письма развеют глухие печали.
Письма расскажут, как жизнь наша мчится
И сквозь конверт теплым светом лучится.
Пусть говорят: в век компьютерной связи
Письма друг другу писать нужно разве?
Письма в историю, мол, уж отходят.
Пейджер, мобильный - они нынче в моде!
Спутники есть, телефоны, антенны,-
Так, надрываясь, рекламы гудели,-
Свяжем с любою вас точкой планеты!
Много мы слышали...так ли все это?
Все мы шагаем со временем в ногу…
Время летит, а людей одиноких
Меньше ли стало на нашей планете -
Кто тут ответит?
              - Никто не ответит!
Ходят по улицам толпы народа.
Лица проходят и канут, как в воду,
И телефоны гудят от нагрузки:
- Здравствуй!
          - Привет...
                А в душе пусто - пусто
- Ну, как дела?
             - Да идут понемногу…
- А у тебя?
           -    Тоже все - слава богу…
Но тороплюсь. До свиданья.
                      - Пока.
Тихий щелчок - ни гудка, ни звонка…
Стало ли меньше людей одиноких?
В чем здесь причина, что люди далеки?
В чем здесь причина? - Ответить не просто,
Нашего времени острый вопрос то
Не помогли ни компьютер, ни лазер,
Чтобы наладить меж душами связи.
Ведь от души до души человека
Не долетит и шальная ракета!
И проводов от души не протянешь…
В чем же причина? Где тайна -
                           ты знаешь?
Может быть, скорость мала электронов?
Может, нужны нам мощней телефоны?
Может... ?А может? А в этом ль причина?
Мать коль не может понять часто сына...
Если влюбленные, рядом шагая...
                             часто друг друга не понимают!
Слушают люди друг друга, не слыша.
Им бы подняться над бытом повыше!
Им бы подняться...
                  Да крыльев то нету!
Жизнь так уходит - теплом не согрета!
Общие фразы: «привет», «до свиданья» -
Знаки стандартного, в общем, внимания.
И разговоры - пустые – повсюду…
Где ж тут свершиться обычному чуду?
Люди! Глаза поскорее протрите!
И вкруг себя на других посмотрите!
Не замыкайтесь на собственных мыслях,
Чтобы потом еще хуже не вышло!
Все мы один раз живем на планете -
И вспоминать надо чаще об этом!
Смерть ходит рядом, косою бряцая
И с безразличием жизни сметая…
Скажете: письма...
                 Да что в них такого?
Письма писать в наше время не ново…
Письма - слова на бумаге и только…
Нет! Вы ошиблись! И скрыто тут больше:
Каждая строчка в письме - это память,
Каждая мысль отзовется стихами,
Песней, зовущей, далекой и звездной,
Будто вернулись ушедшие весны,
Будто бы время свой бег изменило!
Вот она - писем волшебная сила!
Рушатся стены, что были меж нами
Мы не одни -
          то, что долго искали!
                        Вот она  - Дружба!
Ни стены ,
         ни двери,
                 ни расстояния сдержать не сумели.
Надо лишь искренней быть, и повсюду,
Как огоньки, вспыхнет дружба, как чудо,
В жизни обычной, средь буден и сплетен
Этот огонь будет нашим ответом!

(учащиеся ведут дискуссию о взгляде автора стихотворения на роль писем)

5. Эвристическая беседа.

Учитель. Ребята, наверняка, вы понимаете, какое важное место занимает общение в нашей жизни. Письма на бумаге – это не что иное как признак душевного движения. Ведь, согласитесь, не всегда мы можем высказать вслух то, что на душе, даже очень близкому нам человеку. И тогда на помощь приходит перо и бумага. Так было во все времена. Искренность, сердечность, с которой писались (и, конечно же, пишутся) письма придают адресату моральные силы, открывают второе дыхание. Он понимает, что не одинок, и часто это понимание вселяет веру в лучшее…

Омар Хаям (персидский философ, математик, астроном и поэт) писал:

Мы источник веселья - и скорби рудник.

Мы вместилище скверны - и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир - многолик.

Он ничтожен - и он же безмерно велик!


- Какие грани человеческой сущности подметил мыслитель?

- В чем величие и в чем ничтожество человека? Поразмышляем…

(учащиеся ведут дискуссию)

- Какие афоризмы о человеке и лучших человеческих качествах вам удалось отыскать к сегодняшней нашей встрече? Давайте поразмышляем и над ними…

(ребята зачитывают афоризмы и высказывания, рассуждают над ними)

Учитель. Один мудрец говорил: «След на песке не вечен: подует ветер и сотрутся все следы… След, оставленный в душе человека, - останется на века…»

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

- А что значит «душа»?

- А как это понятие соотносится с Человеком? (Человек в высоком понимании этого слова должен иметь душу и обладать лучшими душевными качествами. Не случайно таких людей называют ВЕЛИКОДУШНЫМИ)

- А что является зеркалом души, если следовать народной мудрости? (Глаза – зеркало души…)

- А слезы? (Ответы учащихся)

Учитель. Слезы - это не что иное как выражение БОЛИ ДУШИ Человека.

6. Просмотр и обсуждение ролика («Невероятная история любви» китайской пары Ма Ли, лишенной одной руки, и Тао – человека без ноги)

Беседа:

- Что вы увидели на экране?

- О каких качествах характера, присущих танцорам, можно сказать, глядя на них?

- Как воспринимают зрители танец пары? (Учитель обращает внимание учащихся на реакцию плачущих людей, которые смотрят на выдающееся мастерство танцоров… Это люди с душой. Это люди Толерантные по отношению к «не таким, как все»)

- Выдающийся калмыцкий поэт 20 века Давид Кугультинов писал:


Когда поймешь, что ты в себя вместил

Весь шар земной, весь этот мир бескрайний, -

Ты в этом лишь признайся в тайне,

А от других скрывай по мере сил,

Чтоб не сочли признанье похвальбою,

Чтоб не смеялись люди над тобою,

Но если ты в земном своем пути

В душе весь мир не ощущаешь звездный,

Пока еще не поздно – обрети,

Ты обрети его, пока не поздно!

Ведь человека Человеком числят,

Когда весь мир вместит он и осмыслит…


- Иногда нам непросто понять действительность, поступки некоторых людей. Они нам кажутся необычными, опрометчивыми, нелогичными. Порой бывает, что жизнь моделирует такие ситуации, что не в каждом художественном произведении им нашлось бы место…

7. Просмотр и обсуждение видеоролика («Мамины глаза» из телевизионной передачи «Пусть говорят», эфир от17.04. 2014 г.)

Беседа с классом:

- Какие мысли вас посетили во время просмотра ролика? Какие чувства вы испытали?

- Что вы можете сказать о герое сюжета, ИГОРЕ ТРУБНИКОВЕ?

- Какие качества присущи этому парню – вашему сверстнику?

- Не напоминает ли вам Игорек героев художественных произведений?

- Как вы думаете, зачем я продемонстрировал вам на сегодняшнем нашем занятии этот видеофрагмент?

(Чтобы показать, что и в современной нам жизни есть Люди с большой буквы, которые неравнодушны к чужой боли. Игорек – добрый и отзывчивый человек. Он много лет ухаживает за своей слепой и безногой матерью, боясь даже в мыслях представить, что в один из дней ее может не стать. При этом он лишен какого бы то ни было тщеславия. Безусловно, из него вырастет настоящий Человек, ведь с раннего возраста ему пришлось испытать столько страданий…)

Учитель (на фоне лирической мелодии).

Быть человеком - что это значит? 
Просто жалеть, если рядом плачут, 
Быть справедливым во всех деяньях, 
Ближнего разделять страданья? 
Быть человеком - значит быть добрым, 
К людям внимательным, быть выше, 
В слове вернее, в помыслах чище. 
Будь поскромнее в своих желаньях. 
Помни хорошее в расставаньях. 
Людям дари уважение, ласку, 
А не истерики, шок и встряску. 
Не пресмыкайся перед сильнейшим, 
Не раболепствуй перед умнейшим. 
Маленький ты или с чинами - 
Все перед богом равны мы с вами. 
Злу же на свете нет оправданья: 
Сколько оно приносит страданья! 
Злом человек оскверняет душу - 
Людям такой человек не нужен! 
Чтобы не стал ты таким уродом, 
Бедным, больным помогай, сиротам. 
Слабых не обижай, стариков: 
Сам ведь будешь когда - то таков. 
Ближних своих не съедай речами - 
Как же в этом грешны мы с вами! 
Заповеди даны человеку, 
Чтоб выполнять их от века до века. 
Правы, не правы - Бог вас рассудит, 
И по делам вам вашим будет. 
Быть Человеком - что это значит? 
Многим задуматься, не иначе …

(Из Интернета)

8. Актуализация знаний учащихся об «эпистолярном жанре».

Учитель. Мы поговорили с вами о Человеке, выяснили, какими качествами необходимо обладать, чтобы тебя уважали… Вы, наверняка, поняли, зачем мы обратились к этому понятию… Конечно же, чтобы определиться, кому или о ком будем писать свои письма. Ребята, а давайте вспомним, какое значение имеет слово «письмо»? Обратимся к толковому словарю В.И. Даля.

«Письмо – это письменная речь – беседа, посылаемая от одного лица к другому».

Письма относятся к древнейшему специальному литературному жанру, у которого есть своё название. Старинные песни, сказания, баллады, например, относят к жанру, который называется эпос. А название жанра писем вы узнаете, решив кроссворд на тему: “Почта, письменность, письмо”.



Работа учащихся над решением кроссворда (индивидуально) с последующей проверкой (Приложение 1)



Вопросы кроссворда:

  1. Название жанра старинных сказаний (эпос).

  2. Учреждение по пересылке писем и посылок (почта).

  3. Старинное скрученное послание (свиток)

  4. Она бывает телефонная и телеграфная (связь)

  5. Знак в “морзянке” (точка).

  6. Способ письма в Японии (иероглиф)

  7. Единица речи (слово).

  8. Тот, кто на Руси развозил почту на почтовых лошадях (ямщик)

  9. Природный материал, на котором писали письма в древнем Новгороде (береста).

  10. Почтальон в сказках А.С.Пушкина (гонец)

  11. В стихотворении А.С.Пушкина “Зимняя дорога” есть строчки про какие-то вёрсты, которые попадаются одне… Какие это вёрсты? (полосаты)

  12. Родина бумаги (Китай)



Итог коллективной работы с кроссвордом: Как же называется жанр писем? (эпистолярный).


Учитель. Эпистолярный жанр имеет свою историю. Следует сказать, что произошло слово «эпистол» от греч.epistole - послание, переписка, которая имеет двусторонний характер и ведется между отправителем и адресатом.

Учитель. Хотелось бы напомнить вам, ребята, о том, что Почта России ежегодно проводит необычный конкурс, который называется «Лучший урок письма». И ежегодно в этом конкурсе принимают участие ваши одноклассники, которые становятся победителями в разных номинациях. Что же помогает им добиться таких результатов? Мы попробуем это понять, познакомившись с содержанием конкурсных работ-победителей прошлых лет и проведя небольшую исследовательскую работу, результаты которой необходимо будет представить в виде таблицы:

Чем обусловлен выбор адресата письма?


Актуальность поднимаемой в письме темы


Характер обращений


Употребление словоформ, предложений


Употребление знаков середины и конца предложения


Типы речи, преобладающие в тексте письма


Употребление изобразительно-выразительных средств языка


Как выражена основная мысль письма?




9. Исследовательская работа в группах.

1-я группа работает с текстом конкурсного сочинения на тему «Есть такая профессия – Родину защищать», победителя регионального этапа «Лучшего урока письма-2016» (автор Черницын Никита).

2-я группа работает с текстом конкурсного сочинения на тему «Народы издревле родные», победителя регионального этапа «Лучшего урока письма-2016» (автор Селецкая Екатерина).

3-я группа работает с текстом конкурсного сочинения на тему «Я выбираю спорт!», победителя регионального этапа «Лучшего урока письма-2015» (автор Гребенников Кирилл).

10. Представление результатов исследования групп.

Учитель: письмо выступает как форма общения между людьми.
Существует несколько видов писем: официальные, открытые, личные. Они совершенно разные по стилю их написания и языку.

Композиция текста письма – последовательность логически взаимосвязанных смысловых частей, объединенных единством темы. Прежде чем приступить к написанию текста, автор должен продумать то, что он хочет сказать в своем письме, с какой целью он составляет его, на что можно опереться как на исходную точку, какие доказательства следует привести, чтоб оно стало убедительным. Таким образом, композиция письма состоит из смысловых частей: обращение, вступление, основное содержание и заключение.

Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращено письмо, то есть оно определяет адресата. По тому, как автор письма обращается к адресату, понятно отношение к человеку. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения, но на письме обязательно выделяется запятыми. Задача обращения – установление контакта с адресатом, чтобы привлечь его внимание, заинтересовать темой письма.
Существуют разные формы обращения.

Раньше, в 19 веке, к обращениям относились выражения «милостивейший государь», «любезный друг», «почитатель мой». В современное время существует обращение по должности, которое используется в отношении к руководителям, занимающим высокое должностное положение.
Уважаемый господин президент!
Уважаемый господин министр!
Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству
Уважаемая Татьяна Андреевна!
При обращении к коллективу используется обращение
Уважаемые господа! Дорогие друзья!
Вступление – формулировка цели письма или объяснение причины его написания. Назначение вступительной части – установить связь между тем, что уже известно адресату и тем, что автор намерен ему сообщить. Обратите свое внимание на слайд презентации, где отражен данный материал.
В основном содержании представлено описание ситуации, послужившей поводом для написания письма, высказываются мнения, приводятся доказательства, необходимые для формулировки заключительной части. В основном содержании приводятся при необходимости аргументы, логически подводящие к завершению.
Заключение – это итог темы, отраженной в письме. Обычно используются слова «до свидания», «прощайте», «до встречи», «буду ждать ответа», «пока». В деловых письмах – «с наилучшими пожеланиями», «с уважением», «всего доброго».
Иногда используется PS – постскриптум (после написанного), где могут отражаться некие замечания.




    1. Определение адресата письма.

Учитель. В этом году конкурс творческих работ продолжается. Всего в XV Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» объявлено 11 номинаций:
1.​ «Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет» (совместно с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова)
2.​ «Есть такая профессия – Родину защищать…» (при поддержке Министерства обороны РФ).
3.​ «Году экологии посвящается: Что я делаю, чтобы сохранить природу России» (совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
4.​ «Рецепты счастливой семьи» (при поддержке Фонда социально-культурных инициатив).
5. «Поколение неравнодушных: горячее сердце» (при поддержке Фонда социально-культурных инициатив).
6.​ «Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи» (при поддержке Союза писателей России).
7.​ «У меня дома живет амурский тигр», номинация ориентирована для учащихся средних и младших классов. Проводится при поддержке Центра по изучению и сохранению популяции амурского тигра.
8.​ «Вообрази, что ты советник нового Генерального секретаря ООН. Какую глобальную проблему ты помог(-ла) бы ему решить в первую очередь? Какой бы совет ты дал(-ла), чтобы он справился с ее решением?», номинация объявлена Всемирным почтовым союзом в рамках Международного молодежного конкурса сочинений эпистолярного жанра. Работы по данной номинации должны быть направлены в оргкомитет не позднее 1 апреля.
9.​ «Представим, что через десять лет ты стал президентом банка. Твои первые шаги…» (совместно с «Почта Банк»).
10.​ «Классная история. Истории случаются с теми, кто умеет их рассказывать…» (совместно с еженедельным детским изданием «Классный журнал»).

Учитель. Внимательно посмотрите на названия номинаций и скажите, обратившись к какой из них, вы могли бы рассказать о своем сверстнике Игоре Трубникове? (Номинация № 5)

Учитель. Ребята, важно определить, о Нем или Ему самому вы адресуете свое письмо… Решите это каждый сам для себя.


    1. Составление вопросного плана, работа по нему.

Своё письмо вы можете писать с опорой на вопросный план.



Составление примерного текста письма. (Устная работа).

Обсуждение вариантов ответов на пункты плана, выбор наиболее удачных ответов.



Вопросный план

  1. Считаешь ли ты себя необычным человеком?

  2. Как ты оцениваешь отношение к тебе окружающих людей?

  3. Много ли у тебя настоящих друзей?

  4. Какие, по-твоему, качества должны присутствовать в Человеке?

  5. Как ты относишься к предательству?

  6. Какой профессии ты хотел бы посвятить свою жизнь?

  7. К чему хотел бы призвать своих сверстников?



Блиц- опрос

  • Следует ли при работе над текстом строго придерживаться плана?

  • (План – это примерная опора).

  • Можно ли менять последовательность повествования?

  • Может ли автор в своём письме использовать поэтические строки, афоризмы, пословицы, поговорки, цитаты?

  • Для чего? (они могут служить доказательством, подтверждением, выводом)

  • Какую подпись сделаете в конце письма? Где она пишется? (Справа подпись)



13 . Работа с памяткой.

Прежде чем вы приступите к самостоятельной письменной работе, давайте познакомимся с памяткой. Она есть у каждого из вас на столе. В памятке несколько полезных общепринятых рекомендаций. (Учащиеся читают и анализируют пункты памятки)



Памятка.

  • Лист бумаги для письма должен быть аккуратным. (Существуют специальные наборы бумаги для писем).

  • Писать следует разборчивым почерком и желательно без помарок. (Небрежность – признак неуважения к себе и к людям).

  • Следует продумать выбор обращения, уместного для данной формы письма. (Без фамильярности, уважительно).

  • Продумайте тон и стиль речи. Письмо должно увлечь читателя. (Постарайтесь, чтобы письмо было беседой с предполагаемыми читателями).

  • Пусть оно будет искренним откровением, а не скучным перечислением известных всем фактов. Внесите что-то своё в то, о чём пишете.

  • Строки из стихов, понравившиеся вам, могут понравиться и другим. Используйте их к месту, а не для красного словца.



14. Самостоятельная работа учащихся над текстом письма.

(По окончании самостоятельной работы проводится фронтальная проверка, зачитываются выбранные учащимися обращения, вступительная часть письма и концовка для сравнения. Уточняются знаки препинания при обращении).



15. Рефлексия.

  • Нужно ли современному человеку в наш технический век уметь писать письма?

  • Как называется жанр писем?

  • Для чего люди значительно реже, чем раньше, но всё же пишут письма?

  • Что с сегодняшнего урока вы для себя возьмете?



Учитель. Я надеюсь, что каждое ваше письмо будет похоже пусть не на роман, но на увлекательный и искренний рассказ – рассуждение.



15. Домашнее задание: завершить написание письма в конкурсной номинации «Поколение неравнодушных: горячее сердце»



Список использованных Интернет-ресурсов


    1. https://www.ampgirl.su


    1. https://www.nakonu.com


    1. https://www.search.rsl.ru


    1. https://www.omar-khayyam.eu


    1. https://www.libverse.ru


    1. https://www.videouroki.net


    1. https://www.infourok.ru


    1. https://www.pandia.ru


    1. https://www.postila.ru


    1. https://www.pust-govoriyat.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок развития речи в 9-м классе

Автор: Пыталева Ольга Михайловна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока развития речи по теме: Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес». "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-podghotovka-i-napisaniie-sochinieniia-opisaniia-po-kartinie-i-i-shishkina-sosnovyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "129640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415730732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи" "
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-razvitiia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "147930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419524950"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рассказ по серии картинок. Интегрированный урок( развитие речи, математика) "
    ["seo_title"] => string(78) "rasskaz-po-sierii-kartinok-intieghrirovannyi-urok-razvitiie-riechi-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "203806"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429546214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства