kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 7 классе "Описание внешности человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен в помощь учителю при подготовке к уроку развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе "Описание внешности человека"»

Русский язык 7 класс Урок № 21 07.10.19

Тема: «Р.р. № 6. Описание внешности человека»

Цель: научить обучающихся правильному описанию внешности человека.

Задачи: 

  • учить обучающихся постигать внутренний мир человека, его характер и настроение через внешность; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;

  • обогащать речь школьников «портретной» лексикой, формировать их наблюдательность;

  • воспитывать внимание к окружающим людям, прививать любовь к прекрасному.

Подготовка к уроку:

  1. Записать тему и эпиграф.

  2. Записать слова к словарной работе и закрыть.

  3. Попросить кого-либо зайти в кабинет в начале урока.

… что есть красота, И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Ход урока

  1. Вводная часть урока

1.1. Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели, задач урока.

1.2. Фронтальный опрос:

- Что такое литературный портрет?

- Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?

- Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы)

- Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа).

1.3. Викторина «Угадай героя».

- Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?» «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева») 

"... сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами...

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам. (Маруся, В. Короленко «В дурном обществе»)


  1. Работа над темой урока

2.1. Беседа с классом.

- Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Именно о внешности создано множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?

- Прочитайте пословицы. Какую вам захотелось объяснить?

Листом красиво дерево, а одеждою – тело.

В праздник – Груша, а в будень – клуша.

Рот до ушей, хоть завязочки пришей.

С лица воду не пить.

-А какая деталь на лице самая выразительная? (Глаза).

- Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.

М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

2.2. Лексическая работа.

- А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, искромётные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые.

2.3. Словарная работа

2.3.1. Подберите причастия к существительному

1) лицо

2) походка

3) волосы

4)взгляд

5) нос?

2.3.2. Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий.

Сощуренные (глаза), одухотворённое (лицо), сморщенные (губы), сдвинутые (брови), взволнованное (лицо), порозовевший (нос), заспанный (вид).

Самопроверка по записи на доске.

2.4. Творческое задание.

- Чтобы помочь людям в этих ситуациях, нужно быть очень наблюдательным. А сейчас посмотрим, насколько наблюдательны вы. В начале урока к нам в класс заходила девочка. Опишите её внешность.

3. Практическая часть урока

- Итак, о чём нужно помнить, описывая внешность человека?

ПАМЯТКА

Описывая внешность человека, следует:

  • стараться передать внутренний мир человека, его характер и настроение;

  • выделять главное (неповторимое) в облике конкретной личности;

  • правильно использовать «портретную» лексику.

А теперь, используя памятку, попробуйте описать своего одноклассника (друга).


  1. Сколько лет

  2. Лицо

  3. Осанка, походка

  4. Одежда





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи в 7 классе "Описание внешности человека"

Автор: СКЛЯРОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 22.02.2020

Номер свидетельства: 540697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по развитию речи "Описание внешности человека""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-opisaniie-vnieshnosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "258525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448521790"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи. "
    ["seo_title"] => string(66) "kharaktieristika-chielovieka-kak-vid-tieksta-urok-razvitiia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "163822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422543894"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок развития речи "Описание внешности человека" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-razvitiia-riechi-opisaniie-vnieshnosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "192365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427453932"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) ""Всмотрись в черты мои. Описание внешности человека. Appearance of a person". Интегрированный урок "
    ["seo_title"] => string(102) "vsmotris-v-chierty-moi-opisaniie-vnieshnosti-chielovieka-appearance-of-a-person-intieghrirovannyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "189467"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426923754"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Appearance of a person. Всмотрись в черты мои. Описание внешности человека. Интегрированный урок. "
    ["seo_title"] => string(102) "appearance-of-a-person-vsmotris-v-chierty-moi-opisaniie-vnieshnosti-chielovieka-intieghrirovannyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "189468"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426923874"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства