Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе "Описание внешности человека"»
Русский язык 7 класс Урок № 21 07.10.19
Тема: «Р.р. № 6. Описание внешности человека»
Цель: научить обучающихся правильному описанию внешности человека.
Задачи:
учить обучающихся постигать внутренний мир человека, его характер и настроение через внешность; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;
обогащать речь школьников «портретной» лексикой, формировать их наблюдательность;
воспитывать внимание к окружающим людям, прививать любовь к прекрасному.
Подготовка к уроку:
Записать тему и эпиграф.
Записать слова к словарной работе и закрыть.
Попросить кого-либо зайти в кабинет в начале урока.
… что есть красота, И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Ход урока
Вводная часть урока
1.1. Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели, задач урока.
1.2. Фронтальный опрос:
- Что такое литературный портрет?
- Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?
- Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы)
- Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа).
1.3. Викторина «Угадай героя».
- Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?» «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
"... сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами...
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам. (Маруся, В. Короленко «В дурном обществе»)
Работа над темой урока
2.1. Беседа с классом.
- Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Именно о внешности создано множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?
-А какая деталь на лице самая выразительная? (Глаза).
- Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.
М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.
2.2. Лексическая работа.
- А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают.
- Чтобы помочь людям в этих ситуациях, нужно быть очень наблюдательным. А сейчас посмотрим, насколько наблюдательны вы. В начале урока к нам в класс заходила девочка. Опишите её внешность.
3. Практическая часть урока
- Итак, о чём нужно помнить, описывая внешность человека?
ПАМЯТКА
Описывая внешность человека, следует:
стараться передать внутренний мир человека, его характер и настроение;
выделять главное (неповторимое) в облике конкретной личности;
правильно использовать «портретную» лексику.
А теперь, используя памятку, попробуйте описать своего одноклассника (друга).