kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи "Описание внешности человека" (7 класс). Цель урока: подготовка учащихся к сочинению-описанию внешности человека; дать понятие портрета литературного героя как разновидности описания; учить видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему. Оборудование: репродукции картин Ф.С. Рокотова «Портрет Струйской», В.А.Серова «Девочка с персиками», О.А.Кипренского «Портрет А.А.Челищева», В.Г.Перова «Тройка»,  И.Е.Репина «Нищая», «Девочка-рыбачка», А.Г.Веницианова «Захарка», Н.А.Ярошенко «Постреленок», Леонардо да Винчи «Джоконда»; портрет А.Герман, романсы в исполнении А.Герман. Сравнение живописного портрета и литературного описания (поэтического).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Описание внешности человека" »

МУНИЦИПАОТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г.УСИНСКА









Описание внешности человека

урок развития речи

7 класс





Автор: Лазарева Галина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1» г.Усинска













2015 г.

Цель урока: подготовка учащихся к сочинению-описанию внешности человека; дать понятие портрета литературного героя как разновидности описания; учить видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему.

Оборудование: репродукции картин Ф.С. Рокотова «Портрет Струйской», В.А.Серова «Девочка с персиками», О.А.Кипренского «Портрет А.А.Челищева», В.Г.Перова «Тройка», И.Е.Репина «Нищая», «Девочка-рыбачка», А.Г.Веницианова «Захарка», Н.А.Ярошенко «Постреленок», Леонардо да Винчи «Джоконда»; портрет А.Герман, романсы в исполнении А.Герман.

Н. Заболоцкий «Портрет»

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.



Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на анс?



Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.



Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.



Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

I Постановка цели урока. – Сегодня на уроке мы готовимся к сочиненю-описанию и поговорим о внешности человека.

Подумайте, часто ли вы замечаете печальные глаза одноклассника или преждевременные морщинки на лице мамы.

Очень важно быть внимательным к окружающим людям. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер, настроение.



II Подготовка к сочинению-описанию внешности.

  1. Беседа

– Народная мудрость гласит: «Что в сердце варится, на лице не утаится».

Какие пословицы и поговорки о внешности человека вы знаете?

– На уроках литературы, давая характеристику персонажу, говорим о портрете литературного героя.

Что такое литературный портрет?

Для чего он вводится в литературное произведение?

– Определите, о портретах каких литературных героев идет речь.

«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

«Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

М.Пришвин «Кладовая солнца»

2) Работа над составлением плана.

– Почему в первом описании автор употребляет слово «изо льда»? «Из ослепительного, сверкающего льда»?

– Подчеркнуть холодность Снежной королевы – в этом замысел описания.

– Прежде чем приступить к описанию внешности, нужно определить замысел, основную мысль описания.

(запись первого пункта плана)

– Вторым пунктом отмечаем, что выделяется во внешности для раскрытия замысла…

…в первом описании? (Глаза)

…во втором описании? (Волосы, отливающие золотом, лицо, носик)

(запись второго пункта плана)

– В чем особенность второго описания? О чем автор говорит очень подробно? Почему?

(запись третьего пункта плана)

– Какие языковые средства используются для описания внешности?

(запись четвертого пункта плана)

Ориентировочный план

  1. Основная мысль описания (замысел)

  2. Что выделяется во внешности для раскрытия замысла (компоненты внешности).

  3. Яркие, незабываемые портретные детали.

  4. Языковые средства, использованные для описания.

– Какие портретные детали описывать, вы определяете сами, в зависимости от своего замысла.

  1. Беседа

– Поговорим об отдельных компонентах внешности, наиболее важных для описания.

– Какая деталь на лице самая выразительная?

– Не зря говорят, что глаза – это зеркало души. Почему?

– Не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» есть такие строки:

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

– В чем особенность этого описания? (Знаете ли вы что-либо о жизни героя? О чем мы можем догадаться?)

– Прочитав только этот отрывок, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на долю героя, навсегда лишили его радости жизни, умертвили глаза.

  1. Лексическая работа (в течение всего урока – запись рабочих материалов)

– Обратимся к репродукциям. Определите выражение глаз героев. Запишите слова, словосочетания, которые можно употребить, описывая глаза, взгляд.

– Запишите определения в два столбика в зависимости оттого, какие эмоции, положительные или отрицательные, они выражают.

(Глаза: наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые).

  1. Сравнение живописного портрета и литературного описания (поэтического)

– Наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настороения, нашей души.

– Обратимся к работе Ф.Рокотова «Портрет Струйской». Он написан в 70-х годах XVII века (1772 год).

– Какой изображена молодая женщина?

(Одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами, которые смотрят откуда-то издалека).

– Каков ее взгляд?

(Серьезный, немного грустный, с налетом легкого сожаления. Ее взгляд не направлен ни на что конкретно. Он вне времени.)

– Что придает воздушность, таинственность, облику молодой женщины? Обратите внимание на ее платье, черты лица, контуры фигуры.

(* Прозрачная ткань ее платья как бы соткана из воздуха и света.

* Черты лица Струйской кажутся полустертыми, тающими, расплывчатыми.

* Контуры ее фигуры размыты. Она словно появилась из сумрака и готова исчезнуть в нем).

– В посадке головы, развороте фигуры, взгляде – сознание причастности к тайне.

Рокотов лишь слегка обозначает оттенки душевного состояния, намерено не конкретизирует их. Оставляет зрителю возможность разглядеть тайну ее натуры.

– Этот портрет описывает Николай Заболоцкий в своем стихотворении, написанном в 1953 году.

(чтение стихотворения)

– Какую деталь во внешности Струйской отмечает Заболоцкий?

(Глаза)

– Что говорит Заболоцкий о глазах героини?

– В характеристике глаз нет указаний на цвет: полуулыбка, полуплач, полувосторг, полуиспуг… Что означает приставка полу- в этих существительных?

(Забалоцкий использует словесные полутона, что означает незаметный переход из одного состояния в другое. Это усиливает ощущение загадочности взгляда).

– По мнению Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза. Какими сравнениями это подчеркивается?

(Два тумана, два обмана).

– В контексте они близки по смыслу. Почему?

(Туман, дымка – тот же оптический обман, когда предмет виден неотчетливо, неясно).

– Какой глагол использует автор, говоря о глазах?

(Мерцают, т.е. передают неопределенный, загадочный свет).

Заболоцкий говорит только ободной детали внешности. Что сумел прочитать поэт во взгляде Струйской?

(Мглу неудач, безумной нежности припадок, души изменчивой приметы).

– Одна деталь – глаза, а перед нами предстает лицо, портрет и даже вся жизнь женщины.

– Почти два века разделяют моменты рождения двух произведений, живописи и поэзии. Но сейчас оба шедевра уже существуют неразделимо. В тесной взаимосвязи друг с другом.







  1. Отбор рабочих материалов

– Какая деталь внешности помогает раскрыть характер человека?

– Л.Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли – все покажет».

– Действительно, доброжелательное, озаренное улыбкой лицо всегда располагает к себе.

До сих пор замирают люди перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».



Смеется флейта,

Плачет скрипка –

Не расставались будто сней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает.

Чего еще не знаем мы.

(М.Лисянский)

– Какие эпитеты можно использовать при описании улыбки?

(запись в тетради)

– Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Это не внешность, скорее – индивидуальность. Но мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. Голос может подчеркивать отдельные портретные детали, может «заставить нас совершенно по-другому воспринимать внешность человека.

  1. Сочинение-миниатюра

– Рассмотрите портрет Анны Герман. Послушайте романс в ее исполнении и письменно ответьте на вопрос: «Что во внешности певицы подчеркивает ее удивительный голос, с чем гармонически сочетается?



III Итог урока

Чтение работ учащихся.

IV Задание на дом

Написать сочинение-описание внешности «Мой друг (подруга) в минуты радости (гнева)».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок развития речи "Описание внешности человека"

Автор: Лазарева Галина Анатольевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Описание внешности человека"
    ["seo_title"] => string(29) "opisanie_vneshnosti_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "562252"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604372813"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по развитию речи "Описание внешности человека""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-opisaniie-vnieshnosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "258525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448521790"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок Развития речи. Описание внешности человека на основе личных наблюдений"
    ["seo_title"] => string(88) "urok-razvitiia-riechi-opisaniie-vnieshnosti-chielovieka-na-osnovie-lichnykh-nabliudienii"
    ["file_id"] => string(6) "169799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423473368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация к уроку по развитию речи "Описание внешности""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-uroku-po-razvitiiu-riechi-opisaniie-vnieshnosti"
    ["file_id"] => string(6) "322043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461500578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме  «Подготовка к сочинению – описанию внешности.  Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»». "
    ["seo_title"] => string(169) "urok-razvitiia-riechi-komplieksnogho-primienieniia-znanii-po-tiemie-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-vnieshnosti-opisaniie-kartiny-v-a-sierova-dievochka-s-piersikami"
    ["file_id"] => string(6) "145231"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418881476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства