Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 "Б" классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№3» города Шумерли Урок развития речи в 7 Б классе Тема:«Чудесная сила красоты»
Автор работы: СамойловаЛюдмила Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№3» города Шумерли
Урок русского языка . 7-й класс Тема:«Чудесная сила красоты»
Цели:
образовательные:
учить работать с лингвистическими единицами: звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом;
повторить и закрепить ЗУН учащихся, полученные на уроках русского языка.
развивающие:
развивать навыки устной и письменной речи, выразительного чтения;
развивать навыки работы с различными источниками информации: словарь, печатный текст, слово учителя;
развивать эстетический вкус;
развивать навыки группового взаимодействия.
воспитательные:
обогатить духовный мир детей;
воспитать потребность в бережном отношении ко всему живому; гармонически развитой личности;
воспитать любовь к родному слову, языку, музыке, художественному творчеству.
Методы:слово учителя, беседа, анализ языкового явления, работа со словарем, текстом, упражнения по орфографии, пунктуации, синтаксису.
Материальное обеспечение урока:рабочая тетрадь, словарь С.И.Ожегова, слайд- презентация, видеофрагмент, мультимедиа
ХОД УРОКА
Организационный момент. Сегодня наш урок не совсем обычный, к нам пришли гости. И вы, ребята, должны порадовать слаженной работой и хорошими ответами
Эмоциональный настрой обучающихся на урок (звучит музыка)
Просмотрите слайды и ответьте на вопрос –Что вы увидели? Какие чувства у вас возникли после просмотра слайдов?
Просмотр слайдов с изображением картин природы.
презентация 1
Учитель - Какие чувства у вас возникли после просмотра слайдов? (Мы увидели природу, захотелось побывать в этих местах, полакомиться земляникой, почувствовать запах ландыша, полюбоваться рассветами и закатами).Не правда ли, красива природа?
Учитель: Ребята, не правда ли все, что мы увидели, очаровывает нас своей красотой. Красива ли окружающая нас природа?
_ О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(О природе, о том, какая она красивая)
Учитель
- Сегодня мы будем говорить о Красоте, о Красоте непреходящей, вечной, о Красоте, излучающей добро, умиротворяющей душу, умеряющей страдания, той самой красоте, которая, по мысли гения, "спасёт мир".
Красота спасёт мир. Ф.М. Достоевский (Обращение к эпиграфу).В этом году(11 ноября отмечается 190 лет) со дня рождения великого русского писателя. С творчеством мы будем знакомиться в старших классах
2- Итак, тема нашего урока: "Чудесная сила красоты" презентация2
Запись в тетрадях: число, тема урока
Цель нашего урока: учиться видеть и слышать, любить и ценить красоту слова, поступка.. Анализируя тексты, мы будем повторять изученный материал, орфограммы, пунктограммы (готовиться к ГИА)
Класс разделен на 4 группы
Обратимся к ключевому слову темы «красота»
3.Словарная работа
Работа со словом «красота» (по группам)
Слайд2 презентация2
1 группа– А теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова. Лексическое значение слова
"Красивые, прекрасные места в природе, художественных произведениях"
Чтение словарной статьи. – Итак, сколько значений у слова? (3) – Какое оно? (Многозначное)
2 группа У доски (с обратной стороны)
Обратимся к анализу слова точки зрения грамматики и подберем однокоренные слова, выделив в них корень. (Краса, красотища красивее, прекрасное) Какое исходное слово?
3 группа
Обратимся к произношению этого слова? Совпадает ли произношение с написанием? Показать транскрипцию слова (Красата) Охарактеризуйте звуки по твердости и мягкости???? Группа характериз звуки
4 группа
Охарактеризуйте слово как часть речи?(морфологические признаки укажем)
Мы с вами произвели всесторонний анализ слова «красота»
Просмотрев слайды, мы поняли, что Красота доставляет нам наслаждение.
А сейчас я вам предлагаю послушать миниатюру Пришвина и подумать: «Какую роль здесь выполняет красота?» на экране слайд 3 презентация2
Художник Борис Иванович, подкравшись к лебедям близко-близко, стал целиться… И только бы стрельнуть… Вдруг внутренний голос сказал ему: «Опусти ружье!». Стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, художник долго любовался. Потом тихонечко попятился и отошел так, что лебеди вовсе и не знали страшной опасности…
4. Работа с миниатюрой М.М.Пришвина.
в) Беседа
-Что остановило художника?
– Так чем же любовался художник? (Красотой)
«Какую же роль здесь выполняет красота?» (у доски)
(В миниатюре художника Б. И. красота остановила от совершения необдуманного поступка)
Объясните графически знаки препинания в 1 предл (1 группа)
Объясните графически знаки препинания в 3 предл (2 группа)
Объясните графически знаки препинания в 5 предл (3 группа)
Объясните графически знаки препинания в 6 предл (4 группа)
Вывод:Красота доставляет нам не только наслаждение, но еще она способна повлиять на душу человека, изменить поведение, остановить от совершения необдуманных действий.
Учитель: Многие композиторы, поэты, художники обращались к красоте величественной птицы лебедя. Передавая чувства восхищения и преклонение перед лебедем.
Я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент из балета «Лебединое озеро»
и сравнить ситуации?
Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро
Учитель: ----- В рассказе охотника остановила от выстрела красота, а в балете была подобная ситуация?
(Да, принц Зигфрид охотился на диких лебедей, но когда он увидел плывущих по озеру лебедей, то не смог выстрелить).
-Что заставило принца опустить ружье? (Красота лебедей)
Вывод: Красота уберегла от необдуманного поступка
Физкультминутка Ребята, давайте встанем. Пусть отдохнут ваши глазки.(Вверх, вниз, в правую сторону, в левую). А сейчас ручки в стороны и изобразим летящих лебедей. Выполняем движения руками, покружимся. И тихо сядем.
6Учитель "Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней " (Виктор Гюго, франц. романист, публицист, драматург, 1802-1885)
На закрытой доске записано высказывание В. Гюго. (Открываем доску)
Запись предл на доске: Записать предл, используя форму прямой речи. Виктор Гюго сказал (Ни,е)какая внешняя красота (не) может быть полной! если она (не) ож..влена красотой внутре(н,нн)ей).
Учитель:-Ребята, о какой внутренней красоте говорит Гюго? (о душевной красоте)
Запишите в тетрадях, ответ на вопрос. Какими качествами должен обладать человек с красивой душой? Я считаю, я думаю, мне кажется, на мой взгляд.
(проверить)
-А о каком человеке можно сказать, что он красив душой? (Человек, который любит всех, живет в гармонии с природой и с окружающими)
Слайд
28 мин У каждого на партах текст для анализа
Обращаемся к тексту.
Текст Читает подготовленный ученик.
Вопросы классу.
-О чем этот текст? Какова тема?
-К чему призывает нас автор?
Слайд 10
Анализ текста.1) Красота живет в природе и в нас самих. 2)Человек, умеющий видеть, беречь красоту, несет в себе добро.3) И добро это проявляется в умении сочувствовать, сострадать, сопереживать. 4) А значит добрый человек по – настоящему способен любить окружающую его красоту и людей.5) Красота – источник доброты. 6) Красота радует глаз и сердце человека, и его душа начинает излучать теплый, добрый свет. 7) И свет, освещающий своим волшебным сияньем все вокруг, согревает, дает ощущение спокойствия и радости.8) Пусть каждый научится радоваться жизни, видеть красоту и доброту в окружении и самому нести эту доброту в мир.
Ребята работа в группах самостоятельная, а проверяем вместе, и постараемся каждый оценить себя честно. (5 минут)
Ребята работают в группах. (4 группы)
1 группа
1. Из предложений 1 и 2 выписать слово с непроизносимой согласной
Из предложений 1-3 выписать возвратное местоимение
Объясни знаки препинания в 3 предложении.
Определи средство художественной выразительности в 1 предложении
2 группа
Из первого предложения выпишите слово, в котором только твердые согласные?
Из предложений 3-5 выпиши действительное причастие настоящего времени
Объясни знаки препинания в 5 предложении
Определи средство художественной выразительности в первой части 6 предложения
3 группа
Из 6 предложения выписать слово с проверяемой согласной в корне
Укажи разряд по значению прилагательного добрый в 4 предложении
Объясни знаки препинания в 7 предложении
Определи средство художественной выразительности из 6 предложения (добрый, теплый свет)
4 группа
Из предложений 7-8 выпиши действительное причастие настоящего времени
Объясни окончание « и» в существительном «в умении» из предложения 3.
Объясни знаки препинания в 6 предложении
Определи средство художественной выразительности из 6 предложения (Свет согревает, дает ощущение спокойствия и радости)
Оцените, поставьте оценку
7 Слайд 11 презентация 2 Читает ученик
Где красота- там доброта,
Их разлучить ничто не может,
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.
Какие два качества идут рука об руку, то есть рядом? (ответ) Ребята вы согласны с этим?
(Доброе - это значит красивое!)
Ребята, подумайте: учась в школе, мы создаем красоту? ( весной мы выращиваем рассаду, чтобы украсить наш школьный двор, мы поливаем, пропалываем клумбы, убираем территорию от мусора, сажаем деревца, чтобы было красиво)
Вывод делает учитель: Каждое соприкосновение с красотой природы делает нас духовно богаче, чище. Но красота хрупка и беззащитна и не позволяйте примитивной пошлости, цинизму заменить ее. Не забывайте, что в этом мире только человек наделен уникальным даром- чувствовать прекрасное.
Кластер к слову «красота»(добро, свет, тепло, природа, солнце, )
Итог – О чем мы говорили на уроке? Что же вы узнали на этом уроке? Ребята, что же вы вынесли для себя из данного урока? (Красота вокруг нас и в нас. Надо любить все окружающее? Ответ (мы говорили о красоте, которая доставляет нам наслаждение, радует нас. Говорили о красоте, которая помогает нам не совершать необдуманных поступков)
Учитель: Красота окружает нас везде и всюду: и в природе, и в семье, в школе, только надо научиться замечать это, беречь ее. Кто полюбит прекрасное, ему стыдно будет совершать необдуманные поступки, поступать некрасиво).
Красота откроется ему еще много раз и в искусстве, и в труде, и в лесу, и в саду, у речки, дома- там, где он раньше ее не замечал.
12 Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру «Мой любимый уголок», «Красота рядом» (о посаженном вами дереве, цветах, которые вам дарят ароматы, о красоте зимнего дня)» Используя материал урока, применяя причастный и деепричастный обороты. Стихотворная форма только приветствуется