kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 7 "Б" классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать навыки устной и письменной речи, выразительного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 "Б" классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№3» города Шумерли Урок развития речи в 7 Б классе Тема: «Чудесная сила красоты»

Автор работы: СамойловаЛюдмила Юрьевна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№3» города Шумерли




Урок русского языка . 7-й класс Тема: «Чудесная сила красоты»

Цели:

  • образовательные:

    • учить работать с лингвистическими единицами: звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом;

    • повторить и закрепить ЗУН учащихся, полученные на уроках русского языка.

  • развивающие:

    • развивать навыки устной и письменной речи, выразительного чтения;

    • развивать навыки работы с различными источниками информации: словарь, печатный текст, слово учителя;

    • развивать эстетический вкус;

    • развивать навыки группового взаимодействия.

  • воспитательные:

    • обогатить духовный мир детей;

    • воспитать потребность в бережном отношении ко всему живому; гармонически развитой личности;

    • воспитать любовь к родному слову, языку, музыке, художественному творчеству.

Методы: слово учителя, беседа, анализ языкового явления, работа со словарем, текстом, упражнения по орфографии, пунктуации, синтаксису.

Материальное обеспечение урока: рабочая тетрадь, словарь С.И.Ожегова, слайд- презентация, видеофрагмент, мультимедиа







ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Сегодня наш урок не совсем обычный, к нам пришли гости. И вы, ребята, должны порадовать слаженной работой и хорошими ответами

Эмоциональный настрой обучающихся на урок (звучит музыка)

Просмотрите слайды и ответьте на вопрос –Что вы увидели? Какие чувства у вас возникли после просмотра слайдов?

Просмотр слайдов с изображением картин природы.

презентация 1

Учитель - Какие чувства у вас возникли после просмотра слайдов? (Мы увидели природу, захотелось побывать в этих местах, полакомиться земляникой, почувствовать запах ландыша, полюбоваться рассветами и закатами).Не правда ли, красива природа?

Учитель: Ребята, не правда ли все, что мы увидели, очаровывает нас своей красотой. Красива ли окружающая нас природа?

_ О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(О природе, о том, какая она красивая)


Учитель

- Сегодня мы будем говорить о Красоте, о Красоте непреходящей, вечной, о Красоте, излучающей добро, умиротворяющей душу, умеряющей страдания, той самой красоте, которая, по мысли гения, "спасёт мир".

Красота спасёт мир. Ф.М. Достоевский (Обращение к эпиграфу).В этом году(11 ноября отмечается 190 лет) со дня рождения великого русского писателя. С творчеством мы будем знакомиться в старших классах

2- Итак, тема нашего урока: "Чудесная сила красоты" презентация2

Запись в тетрадях: число, тема урока

Цель нашего урока: учиться видеть и слышать, любить и ценить красоту слова, поступка.. Анализируя тексты, мы будем повторять изученный материал, орфограммы, пунктограммы (готовиться к ГИА)

Класс разделен на 4 группы

Обратимся к ключевому слову темы «красота»

3. Словарная работа

Работа со словом «красота» (по группам)

Слайд2 презентация2

1 группаА теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова. Лексическое значение слова

"Красота - совокупность чувств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное"

"Красивые, прекрасные места в природе, художественных произведениях"

Чтение словарной статьи. 
– Итак, сколько значений у слова
(3) 
– Какое оно? (Многозначное)

2 группа У доски (с обратной стороны)

Обратимся к анализу слова точки зрения грамматики и подберем однокоренные слова, выделив в них корень. (Краса, красотища красивее, прекрасное) Какое исходное слово?

3 группа

Обратимся к произношению этого слова? Совпадает ли произношение с написанием? Показать транскрипцию слова (Красата) Охарактеризуйте звуки по твердости и мягкости???? Группа характериз звуки


4 группа

Охарактеризуйте слово как часть речи?(морфологические признаки укажем)


Мы с вами произвели всесторонний анализ слова «красота»

Просмотрев слайды, мы поняли, что Красота доставляет нам наслаждение.

А сейчас я вам предлагаю послушать миниатюру Пришвина и подумать: «Какую роль здесь выполняет красота?»
на экране слайд 3 презентация2

а) Чтение миниатюры. (Учитель) Подготовленный ученик

Художник Борис Иванович, подкравшись к лебедям близко-близко, стал целиться…
И только бы стрельнуть…
Вдруг внутренний голос сказал ему: «Опусти ружье!». Стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, художник долго любовался. Потом тихонечко попятился и отошел так, что лебеди вовсе и не знали страшной опасности

4. Работа с миниатюрой М.М.Пришвина.



в) Беседа

-Что остановило художника?

– Так чем же любовался художник? (Красотой)

«Какую же роль здесь выполняет красота?» (у доски)

( В миниатюре художника Б. И. красота остановила от совершения необдуманного поступка)

Объясните графически знаки препинания в 1 предл (1 группа)

Объясните графически знаки препинания в 3 предл (2 группа)

Объясните графически знаки препинания в 5 предл (3 группа)

Объясните графически знаки препинания в 6 предл (4 группа)


Вывод: Красота доставляет нам не только наслаждение, но еще она способна повлиять на душу человека, изменить поведение, остановить от совершения необдуманных действий.


Учитель: Многие композиторы, поэты, художники обращались к красоте величественной птицы лебедя. Передавая чувства восхищения и преклонение перед лебедем.

Я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент из балета «Лебединое озеро»

и сравнить ситуации?

Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро

Учитель: ----- В рассказе охотника остановила от выстрела красота, а в балете была подобная ситуация?

(Да, принц Зигфрид охотился на диких лебедей, но когда он увидел плывущих по озеру лебедей, то не смог выстрелить).

-Что заставило принца опустить ружье? (Красота лебедей)

Вывод: Красота уберегла от необдуманного поступка

Физкультминутка Ребята, давайте встанем. Пусть отдохнут ваши глазки.(Вверх, вниз, в правую сторону, в левую). А сейчас ручки в стороны и изобразим летящих лебедей. Выполняем движения руками, покружимся. И тихо сядем.

6 Учитель "Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней " (Виктор Гюго, франц. романист, публицист, драматург, 1802-1885)

На закрытой доске записано высказывание В. Гюго. (Открываем доску)

Запись предл на доске: Записать предл, используя форму прямой речи. Виктор Гюго сказал (Ни,е)какая внешняя красота (не) может быть полной! если она (не) ож..влена красотой внутре(н,нн)ей).

Учитель:-Ребята, о какой внутренней красоте говорит Гюго? (о душевной красоте)

Запишите в тетрадях, ответ на вопрос. Какими качествами должен обладать человек с красивой душой? Я считаю, я думаю, мне кажется, на мой взгляд.

(проверить)

-А о каком человеке можно сказать, что он красив душой? (Человек, который любит всех, живет в гармонии с природой и с окружающими)

Слайд

28 мин У каждого на партах текст для анализа

Обращаемся к тексту.

Текст Читает подготовленный ученик.

Вопросы классу.

-О чем этот текст? Какова тема?

-К чему призывает нас автор?

Слайд 10

Анализ текста.1) Красота живет в природе и в нас самих. 2)Человек, умеющий видеть, беречь красоту, несет в себе добро.3) И добро это проявляется в умении сочувствовать, сострадать, сопереживать. 4) А значит добрый человек по – настоящему способен любить окружающую его красоту и людей.5) Красота – источник доброты. 6) Красота радует глаз и сердце человека, и его душа начинает излучать теплый, добрый свет. 7) И свет, освещающий своим волшебным сияньем все вокруг, согревает, дает ощущение спокойствия и радости.8) Пусть каждый научится радоваться жизни, видеть красоту и доброту в окружении и самому нести эту доброту в мир.


Ребята работа в группах самостоятельная, а проверяем вместе, и постараемся каждый оценить себя честно. (5 минут)

Ребята работают в группах. (4 группы)


1 группа

1. Из предложений 1 и 2 выписать слово с непроизносимой согласной

  1. Из предложений 1-3 выписать возвратное местоимение

  2. Объясни знаки препинания в 3 предложении.

  3. Определи средство художественной выразительности в 1 предложении

2 группа

  1. Из первого предложения выпишите слово, в котором только твердые согласные?

  2. Из предложений 3-5 выпиши действительное причастие настоящего времени

  3. Объясни знаки препинания в 5 предложении

  4. Определи средство художественной выразительности в первой части 6 предложения


3 группа

  1. Из 6 предложения выписать слово с проверяемой согласной в корне

  2. Укажи разряд по значению прилагательного добрый в 4 предложении

  3. Объясни знаки препинания в 7 предложении

  4. Определи средство художественной выразительности из 6 предложения (добрый, теплый свет)


4 группа

  1. Из предложений 7-8 выпиши действительное причастие настоящего времени

  2. Объясни окончание « и» в существительном «в умении» из предложения 3.

  3. Объясни знаки препинания в 6 предложении

  4. Определи средство художественной выразительности из 6 предложения (Свет согревает, дает ощущение спокойствия и радости)

Оцените, поставьте оценку



7 Слайд 11 презентация 2
Читает ученик

Где красота- там доброта,

Их разлучить ничто не может,

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись.

Какие два качества идут рука об руку, то есть рядом? (ответ) Ребята вы согласны с этим?

(Доброе - это значит красивое!)

Ребята, подумайте: учась в школе, мы создаем красоту? ( весной мы выращиваем рассаду, чтобы украсить наш школьный двор, мы поливаем, пропалываем клумбы, убираем территорию от мусора, сажаем деревца, чтобы было красиво)

Вывод делает учитель: Каждое соприкосновение с красотой природы делает нас духовно богаче, чище. Но красота хрупка и беззащитна и не позволяйте примитивной пошлости, цинизму заменить ее. Не забывайте, что в этом мире только человек наделен уникальным даром- чувствовать прекрасное.

Кластер к слову «красота»(добро, свет, тепло, природа, солнце, )


Итог – О чем мы говорили на уроке? Что же вы узнали на этом уроке? Ребята, что же вы вынесли для себя из данного урока? (Красота вокруг нас и в нас. Надо любить все окружающее? Ответ (мы говорили о красоте, которая доставляет нам наслаждение, радует нас. Говорили о красоте, которая помогает нам не совершать необдуманных поступков)

Учитель: Красота окружает нас везде и всюду: и в природе, и в семье, в школе, только надо научиться замечать это, беречь ее. Кто полюбит прекрасное, ему стыдно будет совершать необдуманные поступки, поступать некрасиво).

Красота откроется ему еще много раз и в искусстве, и в труде, и в лесу, и в саду, у речки, дома- там, где он раньше ее не замечал.

12 Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру «Мой любимый уголок», «Красота рядом» (о посаженном вами дереве, цветах, которые вам дарят ароматы, о красоте зимнего дня)» Используя материал урока, применяя причастный и деепричастный обороты. Стихотворная форма только приветствуется














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи в 7 "Б" классе

Автор: Самойлова Людмила Юрьевна

Дата: 02.10.2024

Номер свидетельства: 657131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока развития речи по теме: Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес». "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-podghotovka-i-napisaniie-sochinieniia-opisaniia-po-kartinie-i-i-shishkina-sosnovyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "129640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415730732"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи" "
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-razvitiia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "147930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419524950"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рассказ по серии картинок. Интегрированный урок( развитие речи, математика) "
    ["seo_title"] => string(78) "rasskaz-po-sierii-kartinok-intieghrirovannyi-urok-razvitiie-riechi-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "203806"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429546214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства