познакомить обучающихся с понятием «публичное выступление», его структурой и особенностями, повторить сведения о публичном стиле речи и функциональном типе речи – рассуждении, продолжить работу по обучению подробному пересказу и определению главной мысли художественного текста, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом, углублять знания по теории языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе»
Комитет образования и науки Курской области
Курский институт развития образования (ОГБУ ДПР КИРО) Кафедра социально-гуманитарного образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города КУрска
Урок развития речи в 6 классе (ФГОС)
Публичное выступление
Подготовила
Дородных Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных
предметов №52» города Курска
Курск
2022
Тема урока: Развитие речи Публичное выступление.
Используемый УМК:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т.А. Ладыженской. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Т.А. Ладыженская (и др.); под редакцией Т.А. Ладыженской, М. Просвещение, 2014
Ладыженская Т.А. Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М. : Просвещение, 2014.
Цели урока
Обучающие:
познакомить обучающихся с понятием «публичное выступление», его структурой и особенностями, повторить сведения о публичном стиле речи и функциональном типе речи – рассуждении, продолжить работу по обучению подробному пересказу и определению главной мысли художественного текста, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом, углублять знания по теории языка.
Развивающие:
развивать логическое мышление, устную речь; совершенствовать речевые умения: выразительное чтение и пересказ текста; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном; развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у школьников интереса к русскому языку, уважению и любви к малой родине, формировать положительныхе нравственные и эмоциональные качества; помочь учащимся задуматься, как пробудить в себе готовность заниматься совершенствованием своей речи.
Тип урока: развитие речи, практическая работа, применение знаний и умений.
Форма деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Оборудование:
-Ладыженская Т.А. Русский язык . 6 класс; учеб. Для общеобразоват. учреждений в 2ч/ Т. А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., научный ред. Н.М.Шанский. – М. Просвещение, 2014
- интерес к созданию собственного публичного выступления; умение высказывать свое мнение, отражая его в собственном тексте публичного выступления; стремление к совершенствованию устной речи. Способность к взаимооценке и самооценке.
Метапредметные результаты:
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе и парами: находить общее решение, формулировать, аргументировать свое мнение; умение преобразовывать информацию; соблюдение в процессе создания текста норм русского литературного языка.
Предметные результаты:
- знание правил построения выступления, умение создавать текст собственного выступления на заданную тему, понимать и формулировать тему и идею текста;
-умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Коммуникативные результаты: - использовать языковые средства для выражения своих чувств; выступать перед аудиторией сверстников на заданную учебную тему; адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения; уметь вступать в диалог, высказывать свое мнение; владеть навыками монологической и диалогической убеждающей речи.
Виды деятельности:
- поисковая: самостоятельный поиск и подбор материала для публичного выступления;
- продуктивная творческая: пересказ текста ;
- репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление целей публичного выступления, восстановление целостности текста;
- исследовательская: анализ текста, рефлексивная деятельность.
Ход урока
Организация учащихся на работу.
2.Психологический настрой детей на урок . -Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Всем хочу пожелать позитивного настроя на урок Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем и себе, и одноклассникам успеха. Прошу садиться. В классе сегодня нет -------. Откройте тетради, запишите число (сегодня у нас 3 марта), классная работа.
3. Проверка знаний и умений. Целеполагание. Тема.
- Для начала обратимся к эпиграфу нашего урока (написано до урока на доске)
СЛАЙД 1 РЕЧЬ – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ УМА. (римский поэт и государственный деятель Сенека- младший) - Что имел в виду Сенека? ( К сожалению, отсутствие правильной речи у людей – одна из важнейших проблем современного общества. Умение красиво и грамотно говорить дано не каждому).
СЛАЙД 2 ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ. (древнегреческий оратор и философ Цицерон) (написано на доске)
Аналитическая беседа:
- Скажите, как называли в древности человека, который выступал перед большим количеством людей?..... (оратор )
- А люди, слушающие эти выступления, назывались….(публика)
- Отсюда и пошло название…..(публичное выступление)
4 - Давайте проверим себя па словарю С.И.Ожегова (ЛЕКСИЧЕСКАЯ работа)
- Ребята, исходя из полученных знаний, давайте сформулируем тему нашего урока и его цели (Публичное выступление) СЛАЙД 3
- Как вы считаете, что самое главное в ПВ ? (его цель, правильно и красиво выступать, определить основные принципы составления ПВ )
-А от чего зависит цель любого выступления? (от ситуации: сдать экзамен, защитить проект, победить на конкурсе, рассказать что- то интересное в подшефном классе…)
-ЦИЦЕРОН сказал, что «ораторами становятся»…
-Как же стать оратором?
5 Сообщение учеников СЛАЙД 4 (портрет Цицерона) (реализация индивидуального домашнего задания) Рассказ о древнегреческом ораторе Демосфене. Запись вывода на доске и в тетрадях ВЫВОД : Умение публично выступать – это не врожденный талант. При желании каждый может стать оратором.
И
К
Й
Ы
С
6 -Каким оратором можно стать, мы узнаем, разгадав «МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ» ( игра «Магический квадрат»)
СЛАЙД 5 Искусный оратор
Чтобы стать искусным оратором, давайте попробуем составить памятку для оратора.
7 -Составление ПАМЯТКИ ДЛЯ ОРАТОРА СЛАЙД 6
-.Определи цель выступления (зачем говорю).
.-Тщательно подготовься, продумай содержание.
.-Говори просто, понятно и интересно (избегай повторов)
.-Не торопись, го и не затягивай выступление.
.-Используй жесты и мимику (но умеренно)
.-Главное для оратора - внимание слушателей.
8 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Дома вы должны были по группам подготовить ПВ и попробовать себя в роли краеведов. ( по 2 чел по 2-3 минуты на группу)
1 группа – сообщение «Город древний» СЛАЙД 7
2 группа - «МЫ помним подвиг народный» СЛАЙД 8
3 группа – Наши знаменитые земляки СЛАЙДЫ 9, 10, 11
- Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом краю
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду. М. Светлов
9 ФИШБОУН – (подведение итогов проектной деятельности. В конце выступления 1 чел из группы записывает вывод из сказанного).
- Молодцы. Спасибо. Но это было подготовленное д.з
- А как нам спонтанно построить свое выступление, чтобы оно было успешным, на что надо обратить внимание ?
10 РАБОТА в группах – составление АЛГОРИТМА ПВ
ЗАЧЕМ? (вот мы и определили примерную структуру ПВ)
ДЛЯ КОГО? (слушатели) ГОВОРЮ СЛАЙД 12 записать в тетрадь
ЧТО? (содержание)
11 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Зарядка для начинающих ораторов
1. Снятие мышечного зажима ( проводит ученик)
- наклон головы вправо – влево. вперед - назад
- работа ладошками Раз – максимально сжать кулачки. Два – резко встряхнуть их и разжать.
2. Постановка дыхания ( проводит ученик). Во время выступления оратор может волноваться, дыхание может прерываться . Мы попробуем его восстановить и успокоить при помощи «Техники «глубокого дыхания», или дыхания животом, которая на самом деле известна каждому с детства.
Раз – кладем руку на живот. Два - делаем максимально глубокий вдох
через нос. Три – тихонько выдыхаем через рот, чтобы «не потушить свечу» 12. УПРАЖНЕНИЕ НА ОТТАЧИВАНИЕ ДИКЦИИ. Скороговорки улучшают дикцию, поэтому в запасе у любого оратора их должно быть много ПОИГРАЕМ В ГОВОРЯЩИЙ МЯЧ (применение технологии АМО – активных методов обучения). (Бросаю мячик группе. Поймавшие ПАРАМИ проговаривают скороговорку. )
- Маланья - болтунья молоко болтала - болтала, да не выболтала.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.
- Три трубача трубили в трубы……
13 А теперь вы еще раз попробуете себя в роли ораторов. Внимание на экран. СЛАЙД 13 (соловей, антоновка)
- Узнали, кто это и что это? Да, это тоже знаменитости Курской земли
1. Вам предлагается по одной из фотографий составить свое выступление (7 - 8 предложений) Работа в парах. 2 минуты на подготовку, по 1 минуте на выступление (элементы подготовки к итоговому собеседованию в 9 кл. )
-Не забудьте о памятке для оратора (она вам может в чем-то помочь)
2 Чтение и обсуждение текстов, спонтанно составленных обучающимися
( - Понравился ли текст? Соблюдена ли структура ПВ? Были ли ошибки? На что стоит обратить внимание в дальнейшем? )
14 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «СОБЕРИ ТЕКСТ»
- При подготовке к выступлению мы всегда продумываем его композицию, порядок предложений. На каждом столе в конверте находятся «рассыпанные» предложения. Их надо расположить так, чтобы получился связный текст, пронумеруйте предложения (Кто быстрее)
1. Курск – крупный город Черноземья, центр православной истории и промышленности. 2. Он древнее Москвы.
3. История и символика города тесно связаны с двумя видами пернатых. 4. Куропатки изображены на гербе Курской области. 5 Курские соловьи всегда славились своим пением и ценились за необыкновенные трели. 6.Эти маленькие певчие птицы в старину доставлялись из Курска даже в Европу. 7 В наши дни «Курский соловей» - это название и конфет, и фирменного поезда от Курска до Москвы.
_ Собрать текст; СЛАЙД 14 ( текст о Курске)
- Выразительно прочитать;
- Пересказать + цитата И.С.Тургенева о курских соловьях (Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет»)
- Главная мысль текста. Синтаксический разбор предложений (по вариантам)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ дифференцированное (записано на доске до урока)
- Составьте и запишите текст ПВ «Экологические проблемы нашего Курского края»(уровень А. В) - - Составьте и запишите цитатный план по теме (уровень С)
РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, наш урок подходит к концу. ( Что вы узнали нового? Чему научились? Что вызвало затруднения? Над чем еще стоит поработать?
- Какие открытия для себя вы сделали сегодня на уроке?
- Сегодня я…
(- Понял, что к ПВ надо готовиться. Лучше за несколько дней )
(- речь для ПВ нужно репетировать)
( - обязательно нужно подумать, о чем и что говорить, т. е нужно определить тему и главную мысль, которую надо передать)
-Понравился ли вам урок? Дайте оценку нашей работе. Выберите для себя
стикер – кулачок (по группам). Какого цвета он у вас будет? Красный или синий? ( прикрепление стикера к магнитной доске)