kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить  обучающихся с  понятием «публичное выступление», его структурой и особенностями,
повторить сведения о публичном стиле речи и функциональном типе речи – рассуждении, продолжить работу по обучению подробному  пересказу  и определению главной мысли художественного текста, продолжить  отработку навыков  самостоятельной работы с текстом,   углублять знания по теории языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе»

Комитет образования и науки Курской области

Курский институт развития образования (ОГБУ ДПР КИРО) Кафедра социально-гуманитарного образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города КУрска





Урок развития речи в 6 классе (ФГОС)

Публичное выступление



Подготовила

Дородных Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных

предметов №52» города Курска

Курск

2022



Тема урока: Развитие речи Публичное выступление.

Используемый УМК:

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т.А. Ладыженской. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Т.А. Ладыженская (и др.); под редакцией Т.А. Ладыженской, М. Просвещение, 2014

  2. Ладыженская Т.А. Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М. : Просвещение, 2014.

Цели урока

Обучающие:

познакомить обучающихся с понятием «публичное выступление», его структурой и особенностями,
повторить сведения о публичном стиле речи и функциональном типе речи – рассуждении, продолжить работу по обучению подробному пересказу и определению главной мысли художественного текста, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом, углублять знания по теории языка.

Развивающие:

развивать логическое мышление, устную речь; совершенствовать речевые умения: выразительное чтение и пересказ текста; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном; развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы.

Воспитательные:

способствовать воспитанию у школьников интереса к русскому языку, уважению и любви к малой родине, формировать положительныхе нравственные и эмоциональные качества; помочь учащимся задуматься, как пробудить в себе готовность заниматься совершенствованием своей речи.

Тип урока: развитие речи, практическая работа, применение знаний и умений.

Форма деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Оборудование:

-Ладыженская Т.А. Русский язык . 6 класс; учеб. Для общеобразоват. учреждений в 2ч/ Т. А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., научный ред. Н.М.Шанский. – М. Просвещение, 2014

Мультимедийный проектор, экран, презентация, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, раздаточный материал. стикеры-кулачки.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- интерес к созданию собственного публичного выступления; умение высказывать свое мнение, отражая его в собственном тексте публичного выступления; стремление к совершенствованию устной речи. Способность к взаимооценке и самооценке.

Метапредметные результаты:

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе и парами: находить общее решение, формулировать, аргументировать свое мнение; умение преобразовывать информацию; соблюдение в процессе создания текста норм русского литературного языка.

Предметные результаты:

- знание правил построения выступления, умение создавать текст собственного выступления на заданную тему, понимать и формулировать тему и идею текста;

-умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Коммуникативные результаты: - использовать языковые средства для выражения своих чувств; выступать перед аудиторией сверстников на заданную учебную тему; адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения; уметь вступать в диалог, высказывать свое мнение; владеть навыками монологической и диалогической убеждающей речи.

Виды деятельности:

- поисковая: самостоятельный поиск и подбор материала для публичного выступления;

- продуктивная творческая: пересказ текста ;

- репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление целей публичного выступления, восстановление целостности текста;

- исследовательская: анализ текста, рефлексивная деятельность.

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.

2.Психологический настрой детей на урок . -Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Всем хочу пожелать позитивного настроя на урок Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем и себе, и одноклассникам успеха. Прошу садиться. В классе сегодня нет -------. Откройте тетради, запишите число (сегодня у нас 3 марта), классная работа.

3. Проверка знаний и умений. Целеполагание. Тема.

- Для начала обратимся к эпиграфу нашего урока (написано до урока на доске)

СЛАЙД 1 РЕЧЬ – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ УМА. (римский поэт и государственный деятель Сенека- младший) - Что имел в виду Сенека? ( К сожалению, отсутствие правильной речи у людей – одна из важнейших проблем современного общества. Умение красиво и грамотно говорить дано не каждому).

СЛАЙД 2 ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ. (древнегреческий оратор и философ Цицерон) (написано на доске)

Аналитическая беседа:

- Скажите, как называли в древности человека, который выступал перед большим количеством людей?..... (оратор )

- А люди, слушающие эти выступления, назывались….(публика)

- Отсюда и пошло название…..(публичное выступление)

4 - Давайте проверим себя па словарю С.И.Ожегова (ЛЕКСИЧЕСКАЯ работа)

- Ребята, исходя из полученных знаний, давайте сформулируем тему нашего урока и его цели (Публичное выступление) СЛАЙД 3

- Как вы считаете, что самое главное в ПВ ? (его цель, правильно и красиво выступать, определить основные принципы составления ПВ )

-А от чего зависит цель любого выступления? (от ситуации: сдать экзамен, защитить проект, победить на конкурсе, рассказать что- то интересное в подшефном классе…)

-ЦИЦЕРОН сказал, что «ораторами становятся»…

-Как же стать оратором?

5 Сообщение учеников СЛАЙД 4 (портрет Цицерона) (реализация индивидуального домашнего задания) Рассказ о древнегреческом ораторе Демосфене. Запись вывода на доске и в тетрадях ВЫВОД : Умение публично выступать – это не врожденный талант. При желании каждый может стать оратором.

И


К

Й



Ы


С

6 -Каким оратором можно стать, мы узнаем, разгадав «МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ» ( игра «Магический квадрат»)

СЛАЙД 5 Искусный оратор

Чтобы стать искусным оратором, давайте попробуем составить памятку для оратора.

7 -Составление ПАМЯТКИ ДЛЯ ОРАТОРА СЛАЙД 6

-.Определи цель выступления (зачем говорю).

.-Тщательно подготовься, продумай содержание.

.-Говори просто, понятно и интересно (избегай повторов)

.-Не торопись, го и не затягивай выступление.

.-Используй жесты и мимику (но умеренно)

.-Главное для оратора - внимание слушателей.

8 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Дома вы должны были по группам подготовить ПВ и попробовать себя в роли краеведов. ( по 2 чел по 2-3 минуты на группу)

1 группа – сообщение «Город древний» СЛАЙД 7

2 группа - «МЫ помним подвиг народный» СЛАЙД 8

3 группа – Наши знаменитые земляки СЛАЙДЫ 9, 10, 11

- Друзья! Давайте утверждать заранее:

В любое время и в любом краю

У всей планеты славные куряне

Всегда и всюду будут на виду. М. Светлов

9 ФИШБОУН – (подведение итогов проектной деятельности. В конце выступления 1 чел из группы записывает вывод из сказанного).

- Молодцы. Спасибо. Но это было подготовленное д.з

- А как нам спонтанно построить свое выступление, чтобы оно было успешным, на что надо обратить внимание ?

10 РАБОТА в группах – составление АЛГОРИТМА ПВ

ЗАЧЕМ? (вот мы и определили примерную структуру ПВ)

ДЛЯ КОГО? (слушатели) ГОВОРЮ СЛАЙД 12 записать в тетрадь

ЧТО? (содержание)

11 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Зарядка для начинающих ораторов

1. Снятие мышечного зажима ( проводит ученик)

- наклон головы вправо – влево. вперед - назад

- работа ладошками Раз – максимально сжать кулачки. Два – резко встряхнуть их и разжать.

2. Постановка дыхания ( проводит ученик). Во время выступления оратор может волноваться, дыхание может прерываться . Мы попробуем его восстановить и успокоить при помощи «Техники «глубокого дыхания», или дыхания животом, которая на самом деле известна каждому с детства.

Раз – кладем руку на живот. Два - делаем максимально глубокий вдох

через нос. Три – тихонько выдыхаем через рот, чтобы «не потушить свечу» 12. УПРАЖНЕНИЕ НА ОТТАЧИВАНИЕ ДИКЦИИ. Скороговорки улучшают дикцию, поэтому в запасе у любого оратора их должно быть много ПОИГРАЕМ В ГОВОРЯЩИЙ МЯЧ (применение технологии АМО – активных методов обучения). (Бросаю мячик группе. Поймавшие ПАРАМИ проговаривают скороговорку. )

- Маланья - болтунья молоко болтала - болтала, да не выболтала.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.

- Три трубача трубили в трубы……

13 А теперь вы еще раз попробуете себя в роли ораторов. Внимание на экран. СЛАЙД 13 (соловей, антоновка)

- Узнали, кто это и что это? Да, это тоже знаменитости Курской земли

1. Вам предлагается по одной из фотографий составить свое выступление (7 - 8 предложений) Работа в парах. 2 минуты на подготовку, по 1 минуте на выступление (элементы подготовки к итоговому собеседованию в 9 кл. )

-Не забудьте о памятке для оратора (она вам может в чем-то помочь)

2 Чтение и обсуждение текстов, спонтанно составленных обучающимися

( - Понравился ли текст? Соблюдена ли структура ПВ? Были ли ошибки? На что стоит обратить внимание в дальнейшем? )

14 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «СОБЕРИ ТЕКСТ»

- При подготовке к выступлению мы всегда продумываем его композицию, порядок предложений. На каждом столе в конверте находятся «рассыпанные» предложения. Их надо расположить так, чтобы получился связный текст, пронумеруйте предложения (Кто быстрее)

1. Курск – крупный город Черноземья, центр православной истории и промышленности. 2. Он древнее Москвы.

3. История и символика города тесно связаны с двумя видами пернатых. 4. Куропатки изображены на гербе Курской области. 5 Курские соловьи всегда славились своим пением и ценились за необыкновенные трели. 6.Эти маленькие певчие птицы в старину доставлялись из Курска даже в Европу. 7 В наши дни «Курский соловей» - это название и конфет, и фирменного поезда от Курска до Москвы.

_ Собрать текст; СЛАЙД 14 ( текст о Курске)

- Выразительно прочитать;

- Пересказать + цитата И.С.Тургенева о курских соловьях (Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет»)

- Главная мысль текста. Синтаксический разбор предложений (по вариантам)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ дифференцированное (записано на доске до урока)

- Составьте и запишите текст ПВ «Экологические проблемы нашего Курского края»(уровень А. В) - - Составьте и запишите цитатный план по теме (уровень С)

РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, наш урок подходит к концу. ( Что вы узнали нового? Чему научились? Что вызвало затруднения? Над чем еще стоит поработать?

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня на уроке?

- Сегодня я…

(- Понял, что к ПВ надо готовиться. Лучше за несколько дней )

(- речь для ПВ нужно репетировать)

( - обязательно нужно подумать, о чем и что говорить, т. е нужно определить тему и главную мысль, которую надо передать)

-Понравился ли вам урок? Дайте оценку нашей работе. Выберите для себя

стикер – кулачок (по группам). Какого цвета он у вас будет? Красный или синий? ( прикрепление стикера к магнитной доске)

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

-Спасибо всем за плодотворную работу. СЛАЙД 15









































ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОЦЕНОЧНО- РАБОЧИЙ ЛИСТ (критерии)

1.Удачно ли начато выступление. 2. Соответствие темы. 3. Логическое построение выступления.

4.Соответствие примеров в теме. 5. Удачно ли завершено выступление. 6. Читал или рассказывал оратор? Хорошо ли он держался?

(Баллы от 1 до 5)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПАМЯТКА ДЛЯ ОРАТОРА

- ЗАЧЕМ? - ДЛЯ КОГО? ГОВОРЮ - ЧТО?



ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (текст о Курске)

КУРСК - КРУПНЫЙ ГОРОД ЧЕРНОЗЕМЬЯ, ЦЕНТР ПРАВОСЛАВНОЙ ИСТОРИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

ОН ДРЕВНЕЕ МОСКВЫ.

ИСТОРИЯ И СИМВОЛИКА ГОРОДА ТЕСНО СВЯЗАНЫ С ДВУМЯ ВИДАМИ ПЕРНАТЫХ.

КУРОПАТКИ ИЗОБРАЖЕНЫ НА ГЕРБЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

КУРСКИЕ СОЛОВЬИ ВСЕГДА СЛАВИЛИСЬ СВОИМ УДИВИТЕЛЬНЫМ ПЕНИЕМ И ЦЕНИЛИСЬ ЗА НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ТРЕЛИ.

ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ В СТАРИНУ ДОСТАВЛЯЛИСЬ ИЗ КУРСКА ДАЖЕ В ЕВРОПУ.

В НАШИ ДНИ «КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ» – ЭТО НАЗВАНИЕ И КОНФЕТ, И ФИРМЕННОГО ПОЕЗДА ОТ КУРСКА ДО МОСКВЫ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи в 6 классе

Автор: Дородных Татьяна Алексеевна

Дата: 08.12.2023

Номер свидетельства: 641672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока развития речи по теме: Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес». "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-podghotovka-i-napisaniie-sochinieniia-opisaniia-po-kartinie-i-i-shishkina-sosnovyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "129640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415730732"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "методические рекомендации " Использование дидактических игр на уроках развития речи" "
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-razvitiia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "147930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419524950"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рассказ по серии картинок. Интегрированный урок( развитие речи, математика) "
    ["seo_title"] => string(78) "rasskaz-po-sierii-kartinok-intieghrirovannyi-urok-razvitiie-riechi-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "203806"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429546214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства