Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи»
Добрый день, дорогие ребята!
Тема урока «Систематизация материалов к сочинению. Сложный план». Включает в себя много умений с вашей стороны. Мы умеем создавать сочинения на свободную тему, описывать интерьер («Наш класс», «Моя комната»), опыт составления плана у нас тоже имеется.
Ставим перед собой учебную задачу: продолжить работу по подготовке к сочинению, совершенствовать навыки описания, применять их на практике.
Начнем с повторения типов речи.
Определите тип речи:
А) Повествование, Б) Описание, В) Рассуждение
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
Мама зашла домой и ахнула… Стол стоял посередине комнаты, на нем прыгал наш пес Жучок. Вокруг стола носились друг за другом и громко кричали мы с Пашкой , а маленькая Оля сидела на диване и подкидывала вверх воздушные шары, окружавшие ее со всех сторон.
3)Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. Стал представлять, как будет здорово, когда эта лапа окрепнет и станет могучей защитой своего хозяина.
СВЕРИМ НАШИ МЫСЛИ:
1 текст – ОПИСАНИЕ (изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков).
2 текст – ПОВЕСТВОВАНИЕ (тип речи, в котором говориться о последовательных действиях или событиях).
3 текст - РАССУЖДЕНИЕ (тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь)
2. Нам предстоит создавать текст описания. Очень важно уметь вводить изобразительно-выразительные средства: текст от этого только выиграет.
Небольшое упражнение на повторение: какие изобразительно-выразительные средства использованы автором:
«Изрыдалась осенняя ночь»
1)эпитет
2)метафора
3)сравнение
4)олицетворение
5)инверсия
СВЕРИМ НАШИ МЫСЛИ: 4,5 ( эпитета здесь нет!)
Описывая картину, мы создаем тексты художественного стиля, и помогают нам в этом изобразительно- выразительные средства.
3.Основная часть нашего сегодняшнего урока.
Описание русской избы. Неожиданно прозвучало, да? Перед глазами нет ни картины, ни фотографии… Жизненный опыт и знания других учебных предметов. Действуем!
Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания по теме "Интерьер помещения"; расширить словарный запас; расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство; особые места в русской избе);
Развивающие: развивать творческие способности, наблюдательность, связную речь
Воспитательные: воспитывать уважение к традициям и культуре нашей страны.
— Можно ли, зная тему, сразу писать сочинение?
(Нет, надо сначала собрать необходимый материал и привести в определенный порядок.)
— С чего начинается систематизация материала и работа над планом?
(С изучения материала)
- Каким словом можно заменить фразу "Внутреннее пространство здания"? (интерьер)
- Какие типы интерьера по назначению можно выделить? (домашний (бытовой), общественный (официальный))
- Ребята, если современный интерьер окружает нас, и дома, и в общественных местах, то со старинным интерьером куда как сложнее. Где, по вашему мнению, увидеть в XXI веке старинный интерьер? (в художественных произведениях, на полотнах художников, в кино, на фотографиях, в музеях)
- А зачем нам, живущим в XXI веке, знать о том, как жили наши предки? ( см. задачи урока!)
- Мне хотелось бы добавить к сказанному слова великого художника Ильи Глазунова:
"... каждому человеку необходимо знать, кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его понимания прошлого - это значит лишить его понимания будущего".
- С детских лет мы читали русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад. Может, кто-то из вас ездил в «Городок сказов» ( г. Арамиль)? Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.
- Коль уж речь у нас вначале шла о русской избе, значит, нам необходимо сначала собрать о ней материал.
4. Заочная экскурсия. Русская изба - это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбою русского человека: когда-то самобытная, ладная, добротная. Постараемся представить, как жили русские крестьяне.
Начнем с лексического значения слова "ИЗБА".
По В.И. Далю "Изба - это крестьянский дом, хата; жилая горница, комната, чистая половинка".
Выясним историю происхождения слово «Изба». Слово "Изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлась отапливаемая часть дома, отсюда и слова "ИСТЬБА" (изба)
Слово изба, др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка в «Повести временных лет»), известно всем славянам. Во многих славянских языках оно употребляется в значении «комната».
Составными частями крестьянской избы были: клеть, сени, изба, подклеть, чулан и горница. Основной постройкой было жилое помещение с печью.
И вот мы с вами входим в избу…
Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.
Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен, ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани…
В старинной русской избе.
1. Вход в избу.
2. Жилое помещение.
а) русская печь;
б) красный угол;
в) домашняя утварь;
г) обстановка комнаты;
(План можно и нужно дополнять! Продумать пункт 3. Можно вернуться к странице 113 учебника русского языка ).
5. Задание: предлагаю вам написать сочинение-описание крестьянской избы используя план, словарь устаревших слов и рабочий материал, предложенный в ходе занятия.
Систематизация материалов к сочинению
Работа с раздаточным материалом: распределить слова по столбикам.
русская печь
красный угол
домашняя утварь
обстановка комнаты
Материал к сочинению:
Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ухваты, лохань с водой, вышитые рушники, красивый, светлый красный угол, божница с иконами и лампадкой, широкий деревянный стол, длинные лавки вдоль стола, вышитые полотенца, глиняная и деревянная домашняя утварь, празднично заправленная кровать, лоскутное или домотканое одеяло, вышитые наволочки, женский угол, прялка, ткацкий станок, цветные половики, подвешенная под потолком детская люлька.
На проверку 1) заполненную таблицу (см.задание 5);