Знакомство с целями и задачами: отобрать наиболее удачные слова, грамотно и красиво их сформулировать в задании, оформить.
Формулировка задач, руководство деятельностью учащихся.
2. Технологический (планировка деятельности, распределение обязанностей)
Выбор формы кроссворда, совмещающего обе темы. Распределение обязанностей.
Помощь в выборе формы, корректировка.
3. Практическая реализация проекта (подбор материалов, их согласование)
Самостоятельная работа по отбору слов, составление сетки кроссворда и формулировка заданий.
Консультация, стимулирование творческой активности учащихся.
4. Внесение необходимых изменений
Отбор слов, уточнение формулировок, корректировка сетки.
Контроль, координация, корректировка и помощь в трудных вопросах.
5. Заключительный этап (презентация проекта)
Представление проекта. Самооценка проекта и взаимооценка работ участников проекта.
Помощь в выводах, оценка, стимулирование к дальнейшей проектной деятельности.
Ход урока.
Этап 1-ый – поиско-исследовательский.
Учитель:
- На прошлом уроке мы познакомились с устаревшими и новыми словами. Напомните, что это за слова.
- также мы приводили примеры этих слов. Сегодня нам выполнить вполне практичное задание: изготовить кроссворд для стенда русского языка. Кроссворд должен соответствовать обеим темам, и устаревшим, и новым словам. Поэтому вы, пользуясь словарями и справочниками должны отобрать слова, затем подобрать к ним формулировки, начертить красивую сетку и всё это красочно и чётко оформить.
Этап 2-ой – технологический.
Учитель:
- какие вы предлагаете варианты кроссворда? (Оптимальный: по горизонтали – устаревшие, по вертикали – неологизмы). Распределите, кто будет отбирать слова, кто готовить формулировки, а кто уже начнёт составлять сетку из подобранных слов.
(учащиеся делают первые наброски)
Этап 3-ий – практическая реализация проекта.
Учащиеся самостоятельно подбирают слова, формулируют их в задании, размещают их в сетке.
Учитель помогает. Особенно помощь необходима в формулировке определения слов (оно должно быть кратким, но достаточным) и в размещении слов в сетке, так как опыта такой специфичной работы у детей ещё нет.
Этап 4-ый – внесение необходимых изменений.
Проверка соотнесённости слов в задании и сетке, орфография. Оформление.
Этап 5-ый – заключительный.
Работа вывешивается так, чтобы была видна всем.
- Как вы сами оцениваете наш кроссворд, что удалось? Что понравилось при работе над проектом, что хорошо получалось? А что в следующий раз можно сделать лучше, как удобнее организовать работу? (методика +/++). Кто считает, что внёс недостаточный вклад в работу команды, мог бы сделать больше? Что этому помешало?
Выполненная работа или вывешивается в уголок русского языка или оставляется на доработку (в неурочное время, но по желанию).