Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Повторение темы ЛЕКСИКА"
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Повторение темы ЛЕКСИКА"
Технологическая карта урока урока актуализации знаний и умений (урок повторения) с применением групповой работы. Цель урока : закрепление предметных знаний по теме «Лексика». Технологическая карта содержит УУД, формируемые у обучающихся в результате работы на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Повторение темы ЛЕКСИКА" »
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: Повторение
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Учитель: Алексеева Н.С.
Цель: закрепление предметных знаний по теме «Лексика»
УУД
Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения, формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения, способность оценивать свое поведения и поступки.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).
Познавательные: поиск и выделение информации, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение информации.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.
Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
Повторение терминов:
-как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?
Тест на проверку д/з
Лексикология
Выполняют тест
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, мы повторили все определения, связанные с разделом «Лексика». Материал изучен.
- Назовите цель сегодняшнего урока.
Повторение и подготовка к диктанту
Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку
Но не только знание терминов помогут нам для успешного написания диктанта.
- Что мы должны сделать с терминами?
- Что мы делали на прошлом уроке?
- Значит сегодня закрепляем умение работать со словарями.
Научиться применять на практике.
Работали со словарями.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Отрабатываем лексические термины, работая со словарями.
Учащиеся отгадывают тип словаря, по которому будут работать.
1.Толковый словарь.
«В 6 часов началась моя любимая передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.»
2. Словарь антонимов
«А я не люблю точности, я очень противоречив.Вы говорите белое, а я черное, вы пойдете вперед, а я назад».
3.Словарь иностранных слов.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт, и выпил чашку кофе с сахаром»
4.Словарь синонимов.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
Учащиеся отгадывают тип словаря, по которому будут работать.
Физкультминутка
Обобщение и систематизация знаний
Работа по группам
Группа - Толковый словарь.
Группа - Словарь антонимов
Группа - Словарь иностранных слов.
Группа - Словарь синонимов.
Работа по группам
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Защита работы каждой группы
Оценивание работы учащимися по схеме:
Точность формулировок
Умение быстро работать со словарем
Доступность изложения материала
Защита работы каждой группы
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Ребята, напомните мне цель урока.
- Достигли мы цели?
- А зачем нам нужно знать термины лексикологии?
Отметьте в карточке высказывания, с которыми вы согласны.
Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.
Информация о домашнем задании
Подготовиться к диктанту.
С.79, вопросы устно.
Упр.140
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник
Приложение
Тест.
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
5.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:
а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.
6.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?
7.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?
а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.
8.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:
а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.
9. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?
а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.
10. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?
а) Орфография б) Лексикология в) Морфемика.
Ключ к тесту.
1 –в
6 –б
2- б
7- а
3 –а
8-б
4 – в
9 –а
5 –а
10 -б
Задание для групп
Я – словарь иностранных слов. Я имею 20000 слов . При чтении газет, журналов, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова , а также сведения о его происхождении. Леди и джентельмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский язык. (Появляется блестящий денди. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли).
Задание 1.
А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом.
Торжественный смотр физкультурников на Красной площади.
Старший брат получил документ, удостоверяющий его личность.
В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель.
Задание 2.
Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, французского, немецкого, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов.
2. Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете, зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова СТОЛ в каждом предложении.
2)Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3)Анна Ивановна работает в адресном столе.
4)В санатории нам определили 5й стол.
А теперь определите, какое значение имеет слово голова.
1)Колхоз продает государству 100 голов скота.
2)Вдали показалась голова пехотной колонны.
3)Он в неравном бою сложил свою голову.
4)От бессонницы у него разболелась голова.
3.Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал . А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить.
Теперь прошу выполнить мои задания.
1)К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
2)Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
4.Я – словарь антонимов. Я вечно спорю со всеми.
Задания:
1.Запиши словосочетания, противоположные по смыслу (антонимы) :
Ранний час-
Весёлая песня-
Будничный наряд-
Лживый человек-
Солнечный день-
Незнакомые стихи-
Письменное задание-
2. Составьте небольшой текст о школе ( или об ученике, уроке, событии на перемене), используя антонимы.
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я знаю, зачем нужно знать термины лексикологии
Я не понимаю , зачем нужно знать термины лексикологии
В самостоятельной работе со словарем у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я готов к диктанту
Мне нужно дома подготовиться к диктанту
Тест.
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления,