kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Время глагола". ( 5класс.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Время глагола"(5 класс). Изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Время глагола". ( 5класс.)»

УРОК ПО ТЕМЕ « ВРЕМЯ ГЛАГОЛА» (5 класс)

Цели урока:

1. Обучающие: учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников

представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;

- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

2. Развивающие:

- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, любовь к родному краю, родной природе.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Скажите, вы любите ходить в гости? Я уверена, что любите. Мы отправляемся в город Глаголенск , где живет дедушка Глагол. который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей, а зашедшие к нему никогда не будут скучать.

– А как вы думаете, почему?

– Правильно, ведь Глагол никогда не сидит на месте.

II Актуализация опорных знаний.

1. Слово учителя:

Пересмешники говорят о дедушке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась…? (Глагол)

Вопрос: Какая полезная, нужная информация есть в этой шутке? (Глагол обозначает действие предмета)

2 Мини – опрос.

Мы друг к дружке повернулись,

Мы друг дружке улыбнулись.

И с хорошим настроеньем

Начинаем повторенье.

- У каждого на столе лежит карточка с цифрами. Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».

1. Глагол в предложении согласуется с подлежащим.

2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

3. Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам.

4. Глаголы могут иметь неопределенную форму.

5. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

6.В предложении глагол бывает дополнением.

- Проверяем.

1 2 3 4 5 6

+ - - + + -

- Сделаем вывод.

(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Слово учителя:

– К встрече гостей дедушка Глагол решил убрать в квартире, но он ужасно суетливый и не знает, за что взяться первым делом. А тут еще в комнату залетела муха, и Глагол принялся (что делать?) ловить муху и (что сделал?) разбил свою любимую чашку. Теперь ему надо срочно (что делать?) приниматься за уборку и (что сделать?) привести все в порядок.

У дедушки есть три внука: прошедшее, настоящее, будущее время. У каждого из них свой характер, каждый живет своей жизнью и в своем времени. Они помогут дедушке убрать в квартире.

3. Орфографическая минутка

Соб…рёмся все вместе, зам...реть от восхищения, выт…реть досуха, нат…реть пол, уб…рать квартиру, выб…ру картину, перест…лить постель, пост…лить ковер, прот…рать окно.
III Работа над новым материалом.

На доске записано четверостишие:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)ся листвою.

( А. Плещеев.)

- Прочитайте выразительно. Запишите в тетрадь. Объясните знаки препинания в первом предложении. Как написали глагол оденется? Почему?

- Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы)

- Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы? (В одном четверостишии использованы все времена глагола).

-Подчеркнем грамматические основы и установим время глаголов. Устно определим род, число, лицо.

-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло (повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?) Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».) Как можно назвать время, если действие уже прошло? ( прошедшее время).

-  Объясните, как образуются глаголы прошедшего времени. Почему гласная перед суффиксом –Л- выделена? Прочитайте правило на стр.117

- Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

«Снег что делает? тает»

«Ручьи что делают? бегут»

-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).

Изменяются ли глаголы настоящего времени по числам? Глаголы настоящего времени изменяются по числам. ( садится, цепляется, точат, портят) Проверь, указывает ли форма глагола в ед. ч. настоящего времени на род существительных? (дятел (Что делает?) колотит. (Она) птица (Что делает?) летает. Форма глагола в ед. ч. наст.вр. на род существительных не указывает.

- Сделайте вывод: Изменяется ли глагол настоящего времени, стоящий в ед.ч., по родам, или форма глагола остается одинаковой? Форма глагола в ед. ч. на род существительных не указывает. Глаголы настоящего времени изменяются по числам.

-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

«Соловьи что сделают? засвищут»

«Лес что сделает? Оденется»

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? ( будущее время)

Работа с учебником стр.119

Рассмотрите таблицу. Скажите, как образуется будущее время?

Будущее время имеет две формы: простую и сложную. Будущее простое образуется от глаголов совершенного вида с помощью личных окончаний: нарисую, проведу. Будущее сложное время состоит из двух слов: формы будущего времени глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду рисовать, будешь вести.)

- Приведите примеры глаголов, стоящих в форме простого будущего времени.

- Приведите примеры глаголов, стоящих в форме сложного будущего времени.

IV Закрепление изученного.

1.Творческая работа.

Составить 3 предложения про природу с глаголами разного времени.

2. Выборочный диктант.

Выписать глаголы в три колонки: глаголы нестоящего, прошедшего и будущего времени.

Зебры игривы. Они носятся друг за другом, встают на дыбы, стараются невольно укусить друг за друга. Но вот зебра не нашла партнера для игры. Она подкралась и дернула за хвост молодого слона. Слон понимает, что никакого вреда от полосатой лошадки ему не будет. Он повернулся, хлопнул зебру хоботом по спине. Зебра подождет немного, будет сперва обижаться на слона, но потом возобновит игру.

( По В. Пескову ).

3.Минутка отдыха

- Немного отдохнем (игра)

Прошедшее время - присесть

Настоящее время – руки на пояс

Будущее время – ходьба на месте

Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, буду писать.

V. Итог урока.

1.Домашнее задание: Параграф 114 упр 654

Составить сказку «Времена глагола» (устно)

.-Что нам удалось повторить на уроке?

-Чему вы сегодня научились на уроке?

-Что нового узнали?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по теме "Время глагола". ( 5класс.)

Автор: Леонова Ирина Викторовна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок-игра «Морское путешествие»  по теме  «Времена глагола» - закрепление. 4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-ighra-morskoie-putieshiestviie-po-tiemie-vriemiena-ghlaghola-zakrieplieniie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "133539"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416533260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Урок русского языка в 3 классе по теме "Времена глагола" (УМК "Школа России) с использованием ИКТ технологий "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-vriemiena-ghlaghola-umk-shkola-rossii-s-ispol-zovaniiem-ikt-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "112711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408873179"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок русского языка по теме «Время глагола». 4-й класс"
    ["seo_title"] => string(53) "urok_russkogo_iazyka_po_teme_vremia_glagola_4_i_klass"
    ["file_id"] => string(6) "627175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1678343995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по русскому языку на тему:"Время глагола"."
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_vremia_glagola"
    ["file_id"] => string(6) "609290"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654763105"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Тема урока: Время глагола. "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-uroka-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "206233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430136220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства