Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Суффикс"»
Урок русского языка в 5 классе по теме «Словообразующие морфемы и формообразующие морфемы. Суффикс. Морфемные словари.»
Группа «Ромашка»
Антонова А. И.
Воинова А. А.
Кушнарева Т. В.
Малиновская Л. А.
Мельникова Е. М.
Станкевич Е. А.
ТИП УРОКА :
Урок открытия новых знаний(в рамках ФГОС).
Форма урока : урок- путешествие.
ЦЕЛИ УРОКА
Образовательная цель :
-уметь правильно выделять суффикс в слове;
-подбирать слова с указанными суффиксами;
-определять значение, выраженное ими;
-осознавать их формообразующую и словообразующую роль;
-понимать механизм образования слов с помощью суффиксов.
Деятельностная цель:
-сравнивать и сопоставлять суффиксы, которые используются в речи;
-работать в парах и группах;
-составлять технологическую карту.
ЗАДАЧИ УРОКА
Формирование познавательной деятельности.
Развитие навыка вести беседу.
Совершенствование речевой деятельности в устной и письменной форме.
Формирование навыка сотрудничества.
Развитие навыка самооценки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные : видеть суффикс в слове, осознавать его роль.
Личностные : ученик научится приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся. Получит представление о «морфемике» как об одном из важных разделов русского языка. Получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации, интереса к учебе, готовности к адекватной, позитивной самооценке.
Регулятивные : ученик научится ставить цель, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности. Получит возможность научиться прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей, адекватно оценивать объективную трудность.
Коммуникативные : ученик научится вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения, составлять письменные высказывания, работая в парах и группах. Получит возможность учитывать мнение других людей, сотрудничать с ними, разрешать конфликты, следовать морально-этическим нормам.
Познавательные : ученик научится объяснять языковые явления, создавать схемы, технологические карты, устанавливать причинно-следственные связи. Получит возможность ставить проблему, аргументировать её актуальность, делать умозаключения и выводы.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: ИКТ, карта страны «Морфемика», маршрутный лист, технологическая карта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Русский язык 5 кл. Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д. Шмелёва. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
Словообразование в 5 кл. Львов С.И. «РЯШ», № 5 . 1991 г.
Контрольные и проверочные работы в 5 кл. Шибалова А.В. Издательство «Экзамен». 2013 г.
А почему такое странное название у поселка?
Чтобы ответить на это вопрос, мы решили зайти в магазин и вдруг рядом с ним увидели магазинЧИК, а за ним, вдалеке, - магазинИЩе.
Как так? Роль торговых точек одна, а название разное? (один маленький, другой большой). А как вы догадались? (суффикс помог).
Какова же цель нашего урока? ( выяснить, что меняется в слове с появлением суффикса).
А в конце урока мы должны ответить на следующие вопросы:
Какова роль и значение суффиксов в слове?
Что такое суффикс оценки?
Сколько значений могут иметь одинаково звучащие суффиксы?
Все ли суффиксы служат для образования новых слов?
Ребята, мы продолжаем путешествие по стране «Морфемика».
Какие мы посетили города? Посмотрим на карту, заглянем в «маршрутный лист» и подумаем, куда отправимся сегодня. (В поселок суффиксов).
«Маршрутный лист»
Рядом с каждым вопросом ученики ставят условные обозначения:
- знаю;
- знаю, но хотелось бы узнать больше;
- не знаю.
ХОД УРОКА
Для того чтобы узнать, в каком месте маршрута вы находитесь, напишем цифровой диктант:
Я утверждаю, что:
Морфемика – изучает состав слова.
В слове «подземный» три морфемы.
В слове «жестянка» два суффикса.
Количество букв в названии морфемы, стоящей перед корнем, разделить на число морфем в слове «говорливый»(=3).
К количеству согласных звуков в слове «ёлка» прибавить число букв, входящих в основу слова «сегодня»(=10).
Код: 1,0,1,1,1.
Сколько у вас правильных ответов, столько пунктов маршрута вы прошли, отметьте V.
Поменяйтесь работами и проверьте их по коду.
ХОД УРОКА
Итак, наше путешествие продолжается.
Откройте стр . 161 учебника, прочтите наблюдения и правило, расскажите друг другу.
В поселке суффиксов жителей много, около 500, а теперь вместе будем узнавать их ближе.
Выполняем упражнения и заполняем технологическую карту.
Упр. 45
Запишите пары слов по образцу, выделите суффиксы, определите их значение.
-тель-: сея ть сеятель …
-ист-: кларнет кларнетист …
Выводы запишите в таблицу.
Почему «ть» не входит в основу? А какой ещё глагольный формообразующий суффикс вы знаете? (-л-)
ХОД УРОКА
Упр. 46.
Спишите, обозначьте основу слов, а затем суффикс.
Выпускник…
Подумайте, что общего вы обнаружили в значении суффиксов, выполняя эти упражнения.
(в этих упражнениях разные суффиксы –тель-, -ист-, -изн- имеют одинаковые значения)
Упр. 48. (1-я группа).
Прочитайте текст и вставьте вместо точек нужные слова из рамки.
(2-я группа).
Спишите слова из рамки, обозначьте в них морфемы. Объясните, что объединяет слова каждого ряда?
(3-я группа).
Придумайте подобные слова, обозначьте суффиксы и установите их значения.
На какой трудный вопрос нашего маршрута вы теперь можете ответить (одинаково звучащие суффиксы могут иметь разные значения)
А) Двигатель, указатель…
Б) Искатель, испытатель…
ХОД УРОКАВыполняя упражнение 47 и 49, какое новое значение суффиксов мы найдем? (уменьшительно- ласкательное значение)
1-я группа. Посмотрите на карту маршрута и подумайте, каким синонимичным словосочетанием это название можно заменить. (Это суффиксы оценки. Мы называем предметы ласково, указываем на их маленькие размеры, как бы оценивая свое отношение.) ( См. зад. №1).
2-я группа. Составьте морфемные схемы слов с уменьшительно-ласкательным значением.(см. зад. №2).
3 -я группа . А какие из названных предметов могут увеличиваться до огромных размеров и как это происходит? (Употребляем суффиксы с увеличительно- пренебрежительным значением). Запишите такие слова из данных упражнений.
Не забудьте о том, что необходимо полученные знания фиксировать в технологической карте.
ХОД УРОКА
А теперь немножко поиграем и отдохнем на «Полянке суффиксов».
Какие слова можно использовать в неофициальной, разговорной обстановке.
Заполняем карту.
ХОД УРОКАИгра «Волшебная яблоня»
Витамин…
Витамин…
Витамин…
Витамин…
Авитамин…
-н-
- оз-
- к-
-чик-
-ищ-
Объясните по толковому словарю значение слова «авитаминоз».
ХОД УРОКАТворческая работа
И вот мы почти достигли цели. Осталось только одно самое важное препятствие. Чтобы его преодолеть, выполним творческую работу. 1-я группана пишет сказку об одном суффиксе, который особенно запомнился. 2-я группа- о нескольких суффиксах. 3-я группа- о суффиксе, не упоминавшемся сегодня на уроке. Пример . Жил-был суффикс Ер . Работал он в театре, где имел несколько специальностей.
Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. Был Ер и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.
Иногда Суффиксу приходилось быть дублером, подменять порой заболевшего суфлёра.
А часто он оставался на месте билетёра и пропускал без билетов всех детей, желавших попасть в театр.
Вот какой был фантазёр этот суффикс Ер . Чья работа вам особенно понравилась и почему?
ХОД УРОКА
Наше путешествие подошло к концу. Удалось ли вам получить ответы на последние вопросы и прибыть в «поселок суффиксов»?
Оцените работу на уроке смайликом.
Сдайте вашу технологическую карту.
Дома: упр. 53 (1,2,3,4 задания - по выбору)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАСуффиксы и их значения
Суффиксы
Значения
-ик-,-ужк-,-к-,-еньк-,-ок-,-очк-
Уменьшительно-ласкательное значение (суффиксы оценки)