I этап Актуализация знаний. Синтаксическая минутка до чтения 10-15 мин. Этап «вызова» Этап исследования, моделирования (10 мин) | 1. Организационный и мотивирующий этап (слайд 2) - Дано определение. Прочитайте его и определите, верно ли оно? СПП предложение – это сложное союзное предложение, части которого равноправны и соединены подчинительной связью или сочинительной, то есть в структуре предложения есть главное и придаточное | ( - Нет, есть неточности) - Определите неточности в определении. ( 1)в СПП части соединяются только подчинительной связью; 2)части СПП не могут быть равноправными.) Давайте вспомним, какими терминами мы владеем, когда говорим «СПП» (учащиеся перечисляют термины, в конце идёт обобщение и выставляется слайд 3 «Термины») - Итак, тема нашего сегодняшнего урока связана с СПП. 2) Синтаксическая разминка. Составление схем. Даны предложения, необходимо построить схемы данных предложений. К доске на каждую половинку вызываются два учащихся, затем проверка выполнения. 1)Учёные установили, что индоевропейские языки обладают сходным грамматическим значением. 2)Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости. |
Проверка построенных схем. Слайд № 5 1) 1сущ глагол, (2 что сущ глаг). Поясняется слово «установили» 2) 1мест глагол ,(2 которая глаг). Поясняется слово «на дорогу». | Сегодня мы будем оценивать себя сами и результаты своей оценки вносить в таблицу. Сначала оценим владением терминологии по начальному изучению темы «СПП». Ответ «-» или «+» Знаю, что такое СПП | | Понимаю смысл терминов в СПП | | Умею находить границы частей СПП | | Умею строить схемы СПП | | 3. Целеполагание -Давайте вернёмся ко второму пред-ложению. Скажите, что необычного вы в его структуре обнаружили? - Что мы знаем о союзах? (союзы не являются членами предложения, а во втором предложении слово «которая» является не только средством связи, но и членом предложения) Значит, в терминах СПП есть не только союзы, но и слова - союзы. - Давайте сформулируем до конца тему нашего урока. «Союзы и союзные слова в СПП» -Запишите тему урока на том месте, которое мы оставили. 4.Постановка задач. - Работать мы с вами будем поэтапно: 1)сначала изучим теоретический материал; 2)рассмотрим на примерах некоторые особенности структуры СПП. Но для этого нам необходимо сформулировать задачи: - Какие задачи мы поставим перед собой на урок? (слайд 6 задачи урока) Знать… союзы и союзные слова Понять…..отличие союзов и союзных слов. Научиться….отличать союзы от союзных слов. | Мотивация на приобретение новых знаний 5. Работа с учебником. Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Параграф 20 стр. 58 . (или лист №2) Читаем, ставим карандашом пометки в каждом абзаце. Если доступно для меня, то «+», если нет, то - «-». Давайте обобщим в расстановке «-» или «+». -Что мы сейчас делали? (изучили материал) - Для чего нам нужен был этот теоретический материал? (знать, как отличить союзы от союзные слова) 6.Построение проекта выхода из затруднения. Сравним: Она сказала, что сестра не вернется к ужину. | Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу. | Мини-исследование. - Сравните предложения. -С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному? (что ) - Составим алгоритм: (слайд №8) 1.Выделите грамм.основы. 2.Определим средство связи частей. 3.Попробуем убрать это средство связи: «что». Изменилось предложение? 4.Являются ли слова «что» и «что» членами предложения? 5.Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом. 7.Закрепление (первичное) Проверим: (слайд № 9)
| 1.Создаёт проблемную ситуацию Организует работу с классом для актуализации имеющихся теоретических знаний Стимулирует интерес к новому знанию Задает наводящие вопросы, корректирует ответы Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, Проверка по эталону 3.Мотивирует на формулировку целей урока 4.Организует работу с классом для обобщения и систематизации имеющихся знаний, отработки умений по теме Организовывает условия для сотрудничества учащихся при решении учебной задачи, корректирует ответы детей, организует взаимопроверку результатов 5.Мотивирует учащихся на приобретение новых знаний | 1.Понимание полставенной задачи. Безошибочное определение вида предложений Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно Самоконтроль Оценивают свой настрой на тему, свои знания 2.Взаимодействуют с учителем, определяют тему урока по известной информации Ищут и выделяют, обобщают и систематизируют известную теоретическую информацию Рассуждают, делают предположения 3.Определяют и понимают учебную задачу Планируют учебную деятельность 4.Читают материал учебника Логически выстраивают свой ответ, сравнивают, правильно используют термины, доказывают свою точку зрения, дополняют, исправляют 4.Рассуждают, делают предположения. - С помощью слов «которое» и «который». Слова «который» и «которое» являются членом предложения. Это союзные слова. | Выделение ключевых теоретических понятий, связанных с темой урока 3.Формулировка целей урока Конструирование образа конечного результата | 1.Познавательные: формулирование познавательной цели, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка 2.Познавательные: умение анализировать и обобщать факты и явления, делать выводы, умение представлять информацию в виде схемы Регулятивные: оценка своих знаний 3.Познавательные: умение ставить перед собой учебную задачу, планировать учебную деятельность Регулятивные: самоопределение: знаю, что буду делать 4.Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе (паре), понимать, принимать точку зрения другого, умение аргументировать свою точку зрения 5. Регулятивные: самоопределение: понимаю, хочу делать или нет; думаю, что могу сделать или нет, прогноз результатов | 2.Учащиеся понимают, чем будут заниматься на уроке, систематизируют и запоминают теоретическую информацию 4.Формируется навык использования СПП: умение конструировать СПП, выполнять грамматический разбор, формируется навык сотрудничества 5.Осознают необходимость обучения |
III этап во время чтения 10 мин. Этап «Осмысление» | 8.Представление текста. Ознакомительное чтение. 1. Посмотрите внимательно на слайды..Что это такое? Где можно найти данные произведения искусства? -А какое впечатление оказывают они на человека? - Какова их функция искусства? Искусство - это 1)Творческая художественная деятель-ность. (Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2)Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. 3) = мастерство, эталон. 4) = это знание Об искусстве и его роли для человека будет рассказано в тексте. 2. Тест для осмысления 1. Чтение текста. 2. О чём этот текст? (об искусстве) 3. Ваше понимание слова «искусство»? (деление на группы: 1)а)– определяет ответ – нахождение обоснования на вопрос; б)выписать грамматическую основу; в)найти СПП с подчинительным союзным словом. 2) а)найти неверный ответ Б)выписать грамматическую основу В)найти СПП с подчинительным союзным словом. (раздаточный материал – приложение №3) 2. Представление результатов и оценка: Я смог объединиться в группу с другими ребятами | | Я принимал активное участие в работе группы и много ответов сам нашёл | | Я принимал активное участие в работе группы, но ответы находили другие, а я только записывал их | | Я принимал активное участие в работе группы, но ответы давали другие, а я запомнил, но в следующий раз буду активно участвовать. | | Я вообще не принимал активного участия в работе группы, мне было неинтересно. | | Я предпочитаю работать индивидуально. | | Варианты ответов: «+» или «-» | 6.Создаёт проблемную ситуацию Организует самостоятельную работу по приобретению новых знаний Организует сотрудничество детей, объединив их в группы Помогает в работе группам Создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся | 6.Размышляют, над проблемой. Логически выстраивают свой ответ, сравнивают, правильно используют термины, доказывают свою точку зрения, дополняют, исправляют Проводят статистическую обработку информации Сотрудничают в группах Озвучивают результаты Сравнивают полученные результаты Делают вывод Дают оценку своей и чужой работе | 6.Работают с учебно-научным текстом поэтапно: 1)ознакомительное чтение 2)осмысленно-изучающее чтение 3)анализ результатов | 6.Познавательные: умение определять понятие, устанавливать аналогии, классифицировать, создавать обобщения, строить логические рассуждения, навык смыслового чтения Коммуникативные: умение извлекать учебно-научную информацию, строить высказывания, слушать другого Регулятивные: самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей | 6.Формируется навык работы с информацией, навык сотрудничества |
III этап после чтения 5 мин. Этап «Рефлексия» | 9. Домашнее задание на выбор (выбрать себе по силам) 1. Раздаточный материал 2. Упр 93 стр. 58 10. Самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия. сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… | 9.Дает возможность выбора для применения знаний в выполнении заданий разного уровня 10. Дает совместно с учащимися оценку работе на уроке, степени активности, результативности урока | 9.Учащиеся оценивают свою работу 10.Делают выбор между заданиями разного уровня, критически оценивая уровень своих знаний и способностей | 9. Оценка результатов работы 10.Выполнение упражнений на закрепление, подобных выполненным на уроке | 9.Регулятивные: умение оценить результаты собственной деятельности, в том числе собственного роста 10.Личностные: оценка личностного роста | 9.Мотив достижения успеха 10.Усвоение темы |