kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Обособленные определения и приложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

 

Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Обособленные определения и приложения»»

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»


Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.


Ход урока


  1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)

  2. Проверка домашнего задания:

    • Какие члены предложения называются обособленными?


(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:


Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.


    • Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)


    • В каких случаях обособляются определения и приложения?


(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:


      • Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:


Усталая, она пришла домой.


      • Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:


Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.


      • Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ветер, холодный и колючий, подул с севера.


Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)



  1. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)


    • Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?


(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)


Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.


    • Итак, записываем в тетрадях:



Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.

(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)


Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.






Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».

Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.

(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

(Комплексный анализ текста)


1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.

2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.


3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!


  1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать?

(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1)

  2. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)

    1. Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.

    2. Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.

  3. Определите тип текста (докажите свое мнение)

Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , ……………

  1. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?

Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)

сравнение: луга, пестрые, как ковер,…

? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей

прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении

Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.

  1. Найдите типы словосочетаний по способу связи:

В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты

В 5 предл. управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.

  1. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями

1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.

  1. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему.


Физкультминутка.



  1. Материал для закрепления


    • Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК:

      • обособляется, если имеет оттенок причинности, например:

Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

      • не обособляется, если имеет значение «в качестве», например:

Все знают Семенова как хорошего футболиста

      • если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:

Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков


  1. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.

(звучит легкая музыка)

Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.

Музыка выключается.

После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради



Словарная работа.

- Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.

Оно имеет два основных значения:

    • вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.

    • Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве

В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:

пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»




Составьте и запишите предложения по схемам.


1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .


2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .


распр.прил.

3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .

















Итог урока


- Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»

- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?

Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:

    • любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

(Усталая, она пришла домой.)

    • согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного

(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)

    • согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного

(Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю)

    • если имеют обстоятельственное значение

причины

(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

уступки:

Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя

или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

- Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:

За работу в тетрадях –

За работу по карточкам -

За работу на интерактивной доске (анализ текста) -

За работу у доски –

Работали с учебником:

Составляли предложения по схемам и получили оценки


Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)

Обратить внимание учащихся: при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;

упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)


Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;

Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по теме «Обособленные определения и приложения»

Автор: Сафарова Алмагуль Саваргалиевна

Дата: 27.01.2018

Номер свидетельства: 452876

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Обособленные определения, приложения, обстоятельства. Лингвистический практикум. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(90) "obosobliennyieopriedielieniiaprilozhieniiaobstoiatielstvalinghvistichieskiipraktikum8klass"
    ["file_id"] => string(6) "303036"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457380437"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка урока по теме "Обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства", 11 класс "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-obosobliennyie-opriedielieniia-prilozhieniia-dopolnieniia-obstoiatiel-stva-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "202170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429191390"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок по русскому языку на тему : "Обособленные определения и приложения" "
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-obosobliennyie-opriedielieniia-i-prilozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426533196"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему: "Обособленные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_na_temu_obosoblennye_chleny_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "629340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1681205335"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Готовимся к ОГЭ. Обособленные определения и приложения. "
    ["seo_title"] => string(63) "gotovimsia-k-oge-obosobliennyie-opriedielieniia-i-prilozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "190932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427229920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства