Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Обособленные определения и приложения»»
Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»
Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.
Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.
Ход урока
Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
Проверка домашнего задания:
Какие члены предложения называются обособленными?
(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:
Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.
Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
В каких случаях обособляются определения и приложения?
(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:
Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:
Усталая, она пришла домой.
Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:
Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.
Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:
Ветер, холодный и колючий, подул с севера.
Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)
Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)
Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?
(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений:шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей ит.д.)
Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.
Итак, записываем в тетрадях:
Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.
(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)
Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».
Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.
(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)
(Комплексный анализ текста)
1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.
2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.
3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!
Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать?
(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)
В каком предложении заключена основная мысль текста? (в 1)
Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
Определите тип текста (докажите свое мнение)
Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , ……………
При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину?
Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)
сравнение: луга, пестрые, как ковер,…
? метафора: деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей
прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении
Обратить внимание учащихся на то, чтообособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.
Найдите типы словосочетаний по способу связи:
В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты
1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.
Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему.
Физкультминутка.
Материал для закрепления
Вспомним правило обособления приложения с союзомКАК:
обособляется, если имеет оттенок причинности, например:
Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
не обособляется, если имеет значение «в качестве», например:
Все знают Семенова как хорошего футболиста
если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:
Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков
Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.
(звучит легкая музыка)
Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.
Музыка выключается.
После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради
Словарная работа.
- Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.
Оно имеет два основных значения:
вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например:Панорама Бородинской битвы в Москве