Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Обособленные члены предложения"»
Урок русского языка
Тема: Предложения с обособленными членами.
Цели: способствовать систематизации знаний по темам: «Обособленные определения, приложения и обстоятельства»; способствовать формированию умений правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных определений, приложений, обстоятельств; способствовать воспитанию бережного отношения к природе, умения видеть и восхищаться её красотой.
Организационный момент.
Сообщение темы, целей.
III. Основная часть.
Фонетическая разминка.
Сделать транскрипцию слов: поля, снег, скрипел, инеем, ямщик, ёлки.
- Найдите слово, в котором есть только сонорные согласные. (инеем)
- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните, почему.
(инеем, ямщик, ёлки)
Работа с текстом.
Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да лёгкий перелёт какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому)
А) - Можно ли эти предложения назвать текстом? О чём он? Определите тему этого текста. - Озаглавьте так, чтобы в заголовке была выражена основная мысль. («Жизнь продолжается», «Никогда не умирающая жизнь».)
- Какие члены предложения называются обособленными? (Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.)
Б) Выписать из текста два слова с чередующимися гласными в корне (блистающая, не умирающая) и три слова с проверяемыми гласными в корне.
- Чем отличаются предложения с причастным оборотом от предложений с деепричастным оборотом?
1)Снег, пропитавшийся весенним дождём, быстро таял. 2)Переваливающаяся с боку на бок утка вела своих малышей к пруду. 3)Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых музыкантов. 4)Переходящий в ливень дождь закрыл от нас луг, речку.
Ответы:
1)Снег, пропитавшись весенним дождём, быстро таял. 2)Переваливаясь с боку на бок, утка вела своих малышей к пруду. 3)Ветерок, шевеля деревья, будил пернатых музыкантов. 4)Дождь, перейдя в ливень, закрыл от нас луг, речку.
4. Практические упражнения.
А) Образуйте двузначные числа путем соответствия.
№
Обособление
№
Пример
1
обособленные однородные определения
1
Хлестакова, мелкого чиновника, приняли за важную птицу
2
обособленное обстоятельство
2
Лил дождь, косой и крупный
3
обособленное приложение
3
Он вышел на палубу, заставленную ящиками
4
обособленное распространенное определение
4
Холмы и долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки
Ответы: 12, 24, 31, 43.
Б) Распределите предложения в 2 столбика: с обособленными и необособленными членами предложения, поставив необходимые знаки препинания, объясните распределение.
Обособленные члены предложения
Необособленные члены предложения
1.Распластав белые крылья пролетает над тундрой сова.
2.Она бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
3. Мы слушали затаив дыхание.
4. Выдающийся ученый Ломоносов проявил себя в различных областях знания.
5. Ребята расставаясь обменялись адресами.
6. Мы внуки старались чаще навещать бабушку.
7. Монголов прирожденных всадников учат сидеть на лошади с раннего возраста.
8. Не вставайте, отвечайте сидя.
Проверка.
1.Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова.
2.Она бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
3. Мы слушали, затаив дыхание.
4. Выдающийся ученый Ломоносов проявил себя в различных областях знания.
5. Ребята, расставаясь, обменялись адресами.
6. Мы, внуки, старались чаще навещать бабушку.
7. Монголов, прирожденных всадников, учат сидеть на лошади с раннего возраста.
8. Не вставайте, отвечайте сидя.
В) Спишите, расставьте знаки препинания, объясните обособление.
1) Привлеченные светом бабочки кружились около фонаря.
2) Тимирязев замечательный ботаник открыл закон жизни растений.
3) Сергей вышел потирая руки и кивнув мне уселся рядом.
4) Тип остановился и прислушиваясь к удаляющимся шагам пошел дальше.
5) Данко бросился вперед высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Проверка.
Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря.
Тимирязев, замечательный ботаник, открыл закон жизни растений.
Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.
Тип остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.
Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
IV. Итог урока: - Что повторяли сегодня на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да лёгкий перелёт какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому)
А) Выпишите из текста два слова с чередующимися гласными в и три слова с проверяемыми гласными в корне.
1)Снег, пропитавшийся весенним дождём, быстро таял. 2)Переваливающаяся с боку на бок утка вела своих малышей к пруду. 3)Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых музыкантов. 4)Переходящий в ливень дождь закрыл от нас луг, речку.
4. Практические упражнения.
А) Образуйте двузначные числа путем соответствия.
№
Обособление
№
Пример
1
обособленные однородные определения
1
Хлестакова, мелкого чиновника, приняли за важную птицу
2
обособленное обстоятельство
2
Лил дождь, косой и крупный
3
обособленное приложение
3
Он вышел на палубу, заставленную ящиками
4
обособленное распространенное определение
4
Холмы и долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки
Б) Распределите предложения в 2 столбика: с обособленными и необособленными членами предложения, поставив необходимые знаки препинания, объясните распределение.
Обособленные члены предложения
Необособленные члены предложения
1.Распластав белые крылья пролетает над тундрой сова.
2.Она бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
3. Мы слушали затаив дыхание.
4. Выдающийся ученый Ломоносов проявил себя в различных областях знания.
5. Ребята расставаясь обменялись адресами.
6. Мы внуки старались чаще навещать бабушку.
7. Монголов прирожденных всадников учат сидеть на лошади с раннего возраста.
8. Не вставайте, отвечайте сидя.
В) Спишите, расставьте знаки препинания, объясните обособление.
1) Привлеченные светом бабочки кружились около фонаря.
2) Тимирязев замечательный ботаник открыл закон жизни растений.
3) Сергей вышел потирая руки и кивнув мне уселся рядом.
4) Тип остановился и прислушиваясь к удаляющимся шагам пошел дальше.
5) Данко бросился вперед высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
IV. Итог урока: - Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения: