kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснения нового материала для учеников 6 класса. 

Оборудование:

  • доска;
  • рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык». 6 класс. В 2 ч. Ч 2./О.Б. Адаева [ и др.].- 3-е изд., стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2012. – 127 с.: ил.;
  • Русский язык. 6 класс учеб. для общеобразоват. учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред.  Н.М. Шанский]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с., [4]л. ил.
  • Мультимедийное оборудование
  • Презентация Power Point
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Местоимение как часть речи"»

Дата: 1.03.2014.

Школа, класс: МБОУ гимназия № 48, 6-Б класс.

Тема урока: местоимение как часть речи.

Тип урока: Объяснение нового материала. Урок по морфологии.

Оборудование:

  • доска;

  • рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык». 6 класс. В 2 ч. Ч 2./О.Б. Адаева [ и др.].- 3-е изд., стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2012. – 127 с.: ил.;

  • Русский язык. 6 класс учеб. для общеобразоват. учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с., [4]л. ил.

  • Мультимедийное оборудование

  • Презентация Power Point

Цели урока:

Познавательные:

  1. Повторить склонение числительных;

  2. Дать более широкое понятие о местоимении как части речи;

  3. Познакомить с разрядами местоимений, изменением местоимений, их синтаксической ролью и употреблением в речи;

  4. Познакомить с литературным приемом «обманутого ожидания»

Развивающие:

  1. Развивать грамотную речь учащихся;

  2. Развивать внимание к слову;

  3. Расширять словарный запас учащихся

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к слову и родному языку.

Сетка времени + ход урока:







Этап урока, время

Содержание

Оргмомент (30 сек).

Доброе утро, 6 класс. Рада вас видеть. Сегодня мы приступим к изучению новой тему, но прежде, так как мы закончили с вами изучать большую тему «Имя числительное», давайте повторим, как склоняются имена числительные.

Разминка

( 5 мин)


Разминка по числительным.

(попросить двух учеников устно просклонять числительные)

И.п. тысяча девятьсот пятьдесят шесть

Р.п. тысячи девятисот пятидесяти шести

Д.п. тысяче девятистам пятидесяти шести

В.п. тысячу девятьсот пятьдесят шесть

Т.п. тысячей девятьюстами пятьюдесятью шестью

П.п. о тысяче девятистах пятидесяти шести



И.п. тысяча пятьсот сорок три

Р.п. тысячи пятисот сорока трех

Д.п. тысяче пятистам сорока трем

В.п. тысячу пятьсот сорок три

Т.п. тысячей пятьюстами сорока тремя

П.п. о тысяче пятистах сорока трех

Тема + ЦУ, (2 мин)

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение новой большой темы «местоимение». Откройте тетради и запишите число и тему урока «Местоимение как часть речи». Обратите внимание, что перед союзом «как» запятая не ставится, так как он соединяет подлежащее и сказуемое. Местоимений в языке немного—около 70, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. В центре нашего внимания будут следующие вопросы, план урока вы можете видеть на слайде:



Объяснение нового материала. Беседа.( 8 мин)

Для начала давайте выясним, на что могут указывать местоимения.


Обратите внимание на доску:


Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Спишите данное предложение. Обратите внимание, что перед союзом «что» стоит запятая, так как он соединят части СПП.

Вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится?

Непонятно

Являются ли слова он, от них, такая, несколько названиями предметов, обозначением признака или количества

нет

Какой частью речи являются выделенные слова?

Местоимениями

Теперь давайте немного изменим это предложение

Кто он?

Вова

От кого узнал?

От синоптиков

Какая погода установится?

Солнечная

Через сколько дней?

Через семь дней

Итак, вместо каких слов были употреблены местоимения он, от них, такая, несколько?

Вова, от синоптиков, солнечная, через семь дней.

А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают?

Сущ, сущ, прил, числ. Предмет, признак, количество.

Таким образом, местоимение употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного.

Итак,

Итак, мы разобрались с тем, на что указывают местоимения.

***, повтори еще раз.

Мы закончили с первым пунктом плана и напротив него можем поставить смайлик.

Теперь переходим ко второму пункту нашего плана и выясним, какие разряды местоимений выделяют.






Объяснение нового материала. (7 мин)

Распечатка

Примеры местоимений:

Никто, ничей

Себя

Я, ты, мы, вы, он

Кто? Что? Каков? Чей?

Мой, твой, ваш, наш

Кто, что, каков, чей

Некто, кое-что

Весь, другой, иной

Тот, этот

Разряд местоимений:

Личные

Возвратные

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные


По значению и грамматическим особенностям выделяют несколько разрядов местоимений. Сейчас я прочитаю вам сказку о разрядах местоимений. Вы внимательно слушаете и на выданных вам распечатках стрелочками показываете, к каким разрядам относятся указанные в первом столбике местоимения


В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.

Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ.


На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ.

На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.

Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.

Третий город – Притяжательный. В нём живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.


В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.

Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название Вопросительный.

А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...”

В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.

Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».

Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…” Потому что это уже совсем другая история.


Давайте проверим, что получилось.

«никто, ничей» относится к какому разряду?

отрицательные

И т.д. по каждому примеру.


Возвращаемся к нашему плану.

Мы с вами узнали, какие разряды местоимений выделяют и напротив второго пункта смело можем поставить смайлик.

Переходим к вопросу об изменении местоимений.

Местоимения, как и имена, изменяются по падежам.

Давайте вернемся к первому предложению и определим, в каком падеже, стоят местоимения.


Он (кто? И.п.) узнал от них (от кого, Р.п.), что такая (какая? И.п.) погода установится через несколько (сколько? В.п.) дней.

Кроме того некоторые местоимения изменяются по родам и числам. Например, местоимение такая стоит в ед.ч, ж.р.

Мы возвращаемся к плану. Итак, как могут изменяться местоимения?

Ответ ученика

Верно, и напротив третьего пункта мы тоже ставим смайлик.


Переходим к вопросу о синтаксической функции местоимений. Продолжаем работать с данным предложением. Давайте определим, какими членами предложения являются местоимения.


Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.


Таким образом, в качестве каких членов предложения могут выступать местоимения?

Ответ ученика

Мы с вами закончили и с четвертым вопросом.




Объяснение нового материала. мин. (5 мин)

Мы переходим к вопросу об употреблении местоимений в речи. Обратите внимание на текст на экране. (учитель читает текст)

Что не так в этом тексте?

Часто повторяется «ёжик»

А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. ***, как будет звучать первое предложение, если мы заменим во втором случае слово «ежик» местоимением.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.

***, замени местоимениями слово «ёжик» во втором предложении.

Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.

***, прочитай нам третье предложение без слова «ежик».

За это мы его прозвали Пушком.

***, прочитай нам получившийся текст.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Давайте сделаем вывод, для чего нужны местоимения в нашей речи?

Чтобы разнообразить ее, избежать повторов.

Давайте поработаем еще с одним текстом.

Что не так с этим текстом?

Ничего не понятно

Верно, местоимения, конечно, помогают разнообразить нашу речь, но перенасыщать ее ими все-таки не стоит.


В литературе часто используется особенность местоимения только указывать на предмет, но не называть его. Мы с вами сейчас будем работать с текстом А.П. Чехова, который называется «моя она», судя по называнию, как вы думаете, о чем может быть этот текст?

Ответы учеников

Теперь давайте прочитаем сам текст (учитель читает текст).

Откройте Р.Т. на стр 30, упр 38.

Прием, который использует автор, называется прием «обманутого ожидания», только в конце текста открывается имя.

Давайте подведем итог, для чего нужны местоимения в речи?

Ответы учеников.

Мы с вами закончили работу с теоретической частью нашего урока. Разобрались с последним пунктом.

Словарная работа. (4 мин.)

В тексте нам встретилось слово «комфорт». Это новое слово, которое мы запишем в словарь. Обратите внимание на слайд.

Данное слово - заимствованное в начале 19 века английское comfort. Словари выделяют прямое и переносное значение .

Запишите в словарь.

Какие однокоренные слова вы можете подобрать к данному слову?

Ответы учеников.

Закрепление, 11мин.


Давайте, все же вернемся к местоимениям, чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение № 390, на стр 165. (письменное с доской).

Опрос.2 мин

Давайте подведем итоги урока. Обратимся к нашему плану.

  1. Каково общее значение местоимения?

  2. Как изменяются местоимения?

  3. Какими членами предложения могут являться?

  4. Какие разряды местоимений выделяют, можете воспользоваться распечаткой?

  5. С какой целью местоимения употребляются в речи.

Д/з 30 сек.

Р.Т. стр 31, упр 40.





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по теме "Местоимение как часть речи"

Автор: Шульга Оксана Сергеевна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тема: Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении."
    ["seo_title"] => string(56) "tiemamiestoimieniiekakchastriechiponiatiieomiestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "293486"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455474274"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "188856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426761028"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437328087"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Разработка урока на тему "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(57) "razrabotka-uroka-na-tiemu-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "246236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446314350"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок русского языка. Тема «Местоимение как часть речи. Личные местоимения». 4 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_tema_mestoimenie_kak_chast_rechi_lichnye_mestoimeniia_4_kla"
    ["file_id"] => string(6) "505644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554141879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства