kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. Тема «Местоимение как часть речи. Личные местоимения». 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. Тема «Местоимение как часть речи. Личные местоимения». 4 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок»

Урок русского языка. Тема «Местоимение как часть речи. Личные местоимения». 4 класс.



Учитель: Внукова Юлия Владимировна



Педагогические задачи. Создать условия для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли; способствовать развитию навыка определения лица, рода, числа местоимений, содействовать воспитанию любви к русскому языку, чувства коллективизма.

Предметные результаты. Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; выполнять звуко-буквенный разбор слова; определять роль местоимений в тексте.

Метапредметные УУД. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе пары, договариваться друг с другом.

Личностные результаты. Осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.



Оборудование: русский язык Канакина 2 часть, ученические тетради, интерактивная доска, карточки, наглядность в виде рисунков человечков.



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

УУД, планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент


Проверяет готовность к уроку

- Здравствуйте, проверьте, все ли у вас, что нужно, лежит на партах. Садитесь.


Дети проверяют свою готовность к уроку

Слушать и слышать учителя


  1. Самоопределение к деятельности








































Фронтальное общение, ответы на вопросы








































- Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто, которое нам прочитает Тупоногова Полина.

Агния Барто



Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла.



Спасибо, Полина. Молодец, присаживайся.



А вам всем я хочу задать вопрос:

-А почему младшая сестренка не смогла понять своего брата?

- Давайте вспомним, что же это за часть речи – местоимения.

-Давайте определимся, какова же тема нашего сегодняшнего урока.

-А какие именно местоимения? С какими местоимениями мы уже знакомы?

- А какие цели мы поставим перед собой на уроке?

- Откройте ваши тетради. Запишите дату. Сегодня четырнадцатое марта. Классная работа и тема урока: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Полина читает стихотворение. Дети слушают





































































Дети отвечают на вопросы.





Определяют тему урока





Ставят цели урока с помощью учителя

Записывают дату и тему урока в тетрадях




1.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

2.Слушать и понимать других.




































  1. Изучение новых знаний

Работа в парах, проверка по цепочке

















Фронтальная работа при заполнении таблицы



























































































































































Сверка таблицы с таблицей на интерактивной доске

Поиск различий

У вас на столах листочки с заданием для работы в парах. Прочитайте его про себя.

- Руслан, прочитай, пожалуйста, вслух задание.



Прочитайте слова. Найдите среди этих слов местоимения и подчеркните их.


Красивый, я, бегут, поздно, оно, и, рощица, он, скакать, за, вы, ты, умный, мы, нежно, она, перед, они, конь.




Выполняем задание в парах.

- Давайте проверим по цепочке, что вы подчеркнули, нашли ли вы местоимение. (Я, оно, он, вы, ты, мы, она, оно). Последний читает все подчеркнутые местоимения.

- Отодвиньте этот листок, на доске таблица, будем заполнять ее вместе.

Лицо

Единственное число

Множественное число















- Давайте рассмотрим таблицу, из скольки столбиков она состоит?

(из трех)

- Кто помнит, что мы должны записать в 1 столбик. Какие лицо бывает у местоимений? (1, 2, 3).





- Что значит местоимение 1 лица? Давайте посмотрим на доску. Почему-то этот человечек показывает на себя, что он себе может говорить? Какое местоимение мы используем? (Я)

- Местоимение 1 лица единственного числа это я.

-А во множественном числе, кто будет говорить? Посмотрите, наш человечек уже не один, как человечки могут сказать про себя, не называя имен?

(Мы)

- Переходим к местоимению 2 лица. Что значит местоимение 2 лица? (Это тот, к кому обращаются)

- Как наш человечек может обращаться к другому человеку, какое местоимение он использует?

- Местоимение 2 лица единственного числа, какое это местоимение? (Ты)

-А если людей, к которым он будет обращаться, будет несколько? Как он к ним обратится? (Вы).

(Это будет местоимение 2 лица множественного числа - Вы)

-Записываем, заполняем табличку.

- И, наконец, местоимения 3 лица, это какие местоимения? А о ком говорит говорит наш человечек? Как он рассказывает о 3 лице? Назовите эти местоимения. (Он, она, оно)

- Местоимения 3 лица единственного числа – это он, она, оно. А если человечек говорит о нескольких людях, он скажет? (Они) Местоимение 3 лица множественного числа – это они.

Вот такая табличка у нас получилась. Проверьте еще раз, правильно ли вы заполнили таблицу. Чем моя таблица на интерактивной доске отличается от ваших? Какой вы можете сделать вывод? (Местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам.



Таблица на интерактивной доске:

Лицо

Единственное число

Множественное число

1-е

я


мы

2-е

ты


вы

3-е


Он (мужской род), она (женский род), оно (средний род)

они





Дети читают задание, выполняют в парах, отвечают по цепочке







































Дети отвечают на вопросы учителя, предлагают варианты заполнения таблицы, опираясь на подсказки – рисунки человечков

























































































































Делают вывод об изменении местоимений 3 лице единственном числе



























1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.





























































































































































































  1. Физкультминутка

Фронтальные действия

А теперь немножко отдохнем. Никита, выйди, пожалуйста и проведи физкультминутку с классом. Слушайте внимательно и повторяйте за Никитой.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



Повторяйте за Никитой

Я иду, и ты идешь,

Раз, два, три.

Я пою, и ты поешь,

Раз, два, три.

Мы идем, и мы поем,

Раз, два, три.

Какие местоимения употребил Никита в этой физкультминутке?



(Я, ты, мы.)

Какое лицо и число у этих местоимений? (1 лицо, единственное число – я; 2 лицо, единственное число – ты; 1 лицо, множественное число – мы)





Подготовленный ребенок проводит физкультминутку





























Дети отвечают на вопросы учителя

  1. Слушать и слышать других

  2. Принимать и сохранять учебную задачу.

  3. Планировать свои действия.

  4. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



  1. Первичное закрепление

Работа с учебником

Фронтальный опрос



















































Индивидуальная работа ученика у доски





-Откроем учебник на с. 54, упр. 114, давайте запишем в тетради. Андрей, читай задание. Возьмем в руки карандаши и выполним эту работу, заменим грамматические признаки местоимений словами.

-В первом предложении автор обращается к бабушке, используя местоимение ты. Почему? (потому что бабушка одна и это его родная бабушка, с которой он хорошо знаком)

- А если бы это была незнакомая бабушка? Как бы автор обратился к ней? Какое местоимение он бы использовал? (Вы)

- А почему? (Потому что это вежливо)

-То есть бывают случаи, когда на Вы обращаются и к одному человеку.



- Запишите в свою тетрадь 4 предложение. Из какого произведения эти строки? (Иван Андреевич Крылов, басня «Стрекоза и муравей»)

- Что значит «злой тоской удручена» удручена? (обижена, расстроена)

- Давайте найдем грамматическую основу в этом предложении. (Удручена, ползет она). Подчеркнем ее.

- Какой частью речи выражено подлежащее? (Местоимением). Личные местоимения в именительном падеже в предложении чаще всего бывают подлежащими. В таком случае местоимение отвечает на вопросы кто? что?

- Мы с вами сделаем звуко-буквенный разбор слова злой.



Открываю учебник.

Читают задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают 4 упражнение. Определяют грамматическую основу предложения.







































Делает ученик у доски

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

 2. Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез.

4. Планировать свои действия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Оформлять свои мысли в письменной форме.

7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



  1. Рефлексия

Индивидуальная работа на карточках. Взаимопроверка с опорой на эталон



























































Фронтальная работа









Давайте посмотрим, как хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.



Сейчас вы получили карточку, подпишите ее. На этой карточке задание. Почитайте его. Что нужно сделать? Выполняйте.



Задание: Поставьте знак «+», если утверждение верное и знак «-», если утверждение неверное.



  1. Местоимение – это часть речи.

+

  1. Здесь записаны только местоимения: мы, он, она, ох, они, ты.

_

  1. Он – местоимение.

+

  1. Местоимение не называют предмет и не указывают на него.

_

  1. Ты – местоимение 2 лица единственного числа.

+

  1. Она – местоимение 2 лица единственного числа.

_

  1. Я – местоимение 1 лица единственного числа.

+

  1. Вы – местоимение 2 лица множественного числа.

+



А теперь обменяйтесь листочками в парах и выполните взаимопроверку, пользуясь эталоном на интерактивной доске, исправьте ошибки своего соседа карандашом. Оценки выставлять не надо. Листочки на край стола. Сдайте листки мне на проверку.





На интерактивной доске у меня незаконченные предложения, давайте прислушаемся к себе, что вы чувствуете к концу урока и закончите их. Кто желает высказаться?



Дети слушают, выполняют задание на карточках, проверяют товарища с помощью эталона на интерактивной доске.

























































Дети заканчивают предложения, опираясь на свои эмоции и ощущения по окончанию урока

1.Делать выводы на основе анализа объектов.

2. Осуществлять синтез.

3. Планировать свои действия.

4. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5.Оформлять свои мысли в устной форме.

































  1. Итоги урока. Д/з

Фронтальная работа

- Какую тему мы сегодня вспомнили? (Личные местоимения).

- Как изменяются личные местоимения? По лицам, числам, в 3 лице единственном числе по родам. Позже мы узнаем, как они изменяются по падежам.

- Записывайте д/з. Упр. 113, с. 54. Урок окончен. Все свободны.





Дети отвечают



Записывают д/з





1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Слушать и понимать других.







Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.

Внукова Ю.В.







Тема урока: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Тип урока: Комбинированный

Форма проведения: Традиционный урок с учетом реализации ФГОС

Класс: 4б класс

Количество учащихся: 14 (1 учащийся болел)

Местоположение урока в теме: первый урок в разделе «Местоимение».

Цели урока и метапредметные УУД: Педагогические задачи. Создать условия для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли; способствовать развитию навыка определения лица, рода, числа местоимений, содействовать воспитанию любви к русскому языку, чувства коллективизма.

Предметные результаты. Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; выполнять звуко-буквенный разбор слова; указывать части речи; определять роль местоимений в тексте.

Метапредметные УУД. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные результаты. Осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания

Анализ хода урока:

Этапы урока

Самоанализ

Замечания и рекомендации

1. Орг.момент

Визуально проверена подготовка класса и каждого ученика к уроку.

 Без замечаний

2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.

Подготовленная ученица рассказывает стих А. Барто, на основании которого делается вывод о том, что сегодня пойдет речь о местоимениях. Цели урока – повторение определения местоимения, грамматических признаков местоимения, синтаксической роли местоимения в предложении.

 Дети легко определили тему урока, но затруднились с подбором слов для постановки целей. (Расширять словарный запас детей)

 3. Изучение новых знаний.

 Проходило в форме работы в паре, где дети должны были на карточке найти и подчеркнуть местоимения.

Затем на доске появилась пустая таблица, которую с помощью наглядности (человечков) учитель заполнял по ходу беседы с детьми, актуализации уже имеющихся у них знаний с 3 класса. После этого дети сравнили получившуюся таблицу с таблицей на интерактивной доске.

 Прошло в штатном режиме, дети нашли все местоимения. По цепочке рассказали, что они нашли. Активно помогали учителю составлять таблицу. Сравнили таблицы и нашли различие, на основе этого сделали вывод о том, что местоимения в 3 лице в единственном числе изменяется по родам.

4. Физкультминутка

Провел подготовленный ребенок.

Прошло в штатном режиме. Физкультминутка перекликалась с темой урока. После были заданы вопросы про местоимения в физкультминутке.

5. Первичное закрепление.

На первичное закрепление знаний была предложена работа с учебником. Выполнение упражнения состояло в том, что нужно было заменить грамматические признаки местоимений словом – местоимением.

Далее было акцентировано внимание на то, что местоимение Вы иногда обозначает одно лицо, просто такое обращение считается вежливым. Также было обращено внимание, что личное местоимение в единственном числе, в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим.

Прошло в штатном режиме. Замечание по отсутствию концентрации при выполнении упражнения некоторыми детьми, что выразилось в задавании лишних вопросов. Для углубления подготовки к ВПР был выполнен звуко-буквенный разбор слова злой.

6. Рефлексия

На этапе рефлексии дети получили таблицы с утверждениями верными и неверными, нужно было поставить в соответствующей графе + или -.

Затем они менялись листочками и проверяли друг друга с использованием эталона на интерактивной доске.

Затем на доске появились предложения, которые нужно было закончить, опираясь на эмоции детей.

Прошло в штатном режиме. Дети с удовольствием выступают в роли учителя.

Детям было тяжело сформировать правильное выражение, чтобы оно соответствовало их чувствам (продолжить работу над речью детей, словарным запасом)

7. Итоги урока. Д/з.

Были заданы несколько вопросов на осознание детьми темы урока, на достижение поставленных целей.

Дети ответили на поставленные вопросы. Получили подробную инструкцию на выполнение Д/з

Использованные методы обучения: активные и интерактивные. Дети взаимодействовали не только с учителем, но и с друг другом.

Использованные ИКТ, дидактические и наглядные материалы: интерактивная доска, карточки, рисунки человечков.

Удалось ли достичь целей урока: удалось

Как реализовалось соблюдение ЗОТ на уроке: проводилась физкультминутка, учитель следил за осанкой детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка. Тема «Местоимение как часть речи. Личные местоимения». 4 класс.

Автор: Внукова Юлия Владимровна

Дата: 01.04.2019

Номер свидетельства: 505644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок русского языка. Тема «Местоимение как часть речи. Личные местоимения». 4 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_tema_mestoimenie_kak_chast_rechi_lichnye_mestoimeniia_4_k_1"
    ["file_id"] => string(6) "505647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554142527"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "276160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685713"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi1"
    ["file_id"] => string(6) "276162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685721"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi2"
    ["file_id"] => string(6) "276163"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685728"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства