Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Разряды прилагательных"»
Учитель русского языка и литературы Соменко Ирина Владимировна
Технологическая карта урока по литературе в 8 классе по теме « Изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя « Ревизор».
Класс- 8.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема: Изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя « Ревизор»
УМК: Г.С.Меркин
Класс: 8.
Цели:
- деятельностные: создание условий для усвоения новой темы, новых способов действий и мышления.
- содержательные: формирование понятия «порок», какие пороки свойственны чиновникам города N.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Этап мотивации к учебной деятельности
Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.
Работа с текстом о чиновниках
О чем текст?
Что дурного знал Гоголь и показал читателю
Какова идея текста?
Готовятся к уроку, настраиваются на работу.
Слушают. Смотрят на слайд
- принятие и сохранение учебной задачи
- формулирование собственного мнения
- построение речевого высказывания в устной форме
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Организует беседу.
-Где происходят события?
- Что такое уездный город?
- Почему у него нет названия?
- Вспомним героев, с которыми встретились в этой комедии
Отвечают на вопросы учителя.
- принятие и сохранение учебной задачи
- формулирование собственного мнения
- построение речевого высказывания в устной форме
Этап выявления места и причины затруднения
Организует выполнение задания.
Задание. Определите героя по следующей характеристике.
( приложение 1)
На какий две группы можно разделить героев?
Сформулируйте тему урока
Цель?
Определяют героя.
Формулируют тему и цель урока
- принятие и сохранение учебной задачи
- формулирование собственного мнения
- построение речевого высказывания в устной форме
Этап построения проекта выхода из затруднений
Заполните таблицу про одного из чиновников
Организует работу в группе и отчёт о проделанной работе.
(приложение 2)
Заполняют таблицу.
- принятие и сохранение учебной задачи
- формулирование собственного мнения
- построение речевого высказывания в устной форме
Этап реализации построенного проекта
- Какими Гоголь изображает чиновников?
- Почему никто из них не смог разглядеть в Хлестакове обманщика??
- Какими способами привыкли решать все важные проблемы городничий?
Называют черты по очереди;
Отвечают: ревизоры ездили тайно, вели себя не похоже на ревизоров; одет прилично; собственный страх.
Предлагают взятку, решают напоить «ревизора».
- принятие и сохранение учебной задачи
- формулирование собственного мнения
- построение речевого высказывания в устной форме
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Организует работу в тех же группах.
Задание. Как даёт взятку «ваш» чиновник?
Инсценирование
Пересматривают текст пьесы и готовят ответ – инсценирование от группы.
- принятие и сохранение учебной задачи
- формулирование собственного мнения
- построение речевого высказывания в устной форме
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организует письменный ответ на вопросы:
В конце комедии ревизор Хлестаков пишет письмо своему другу Тряпичкину. Какое письмо написали бы вы, если бы вдруг оказались в городе Н и познакомились с чиновниками, проживающими там.
( приложение 3)
Выполняют письменную работу.
- принятие и сохранение учебной задачи
- формулирование собственного мнения
- построение речевого высказывания в письменной форме форме
Этап включения в систему знаний и повторения
- В конце жандарм сообщает, что в город прибыл чиновник, всех как громом ударило: это настоящий ревизор.
Как вы думаете, что с чиновниками произойдет дальше?
-
Предлагают свои варианты разрешения проблемы возникшей перед городничим.
- принятие и сохранение учебной задачи
- формулирование собственного мнения
- построение речевого высказывания в устной форме
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Подводит итоги урока, объявляет оценки и домашнее задание. ( Напишите продолжение комедии)
-формирование границ собственного знания и незнания
-принятие и сохранение учебной задачи
Приложения
Приложение № 1.
Городничий
Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; «Я пригласил вас, господа…»
Анна Андреевна
Провинциальная кокетка, очень любопытна и тщеславна
Бобчинский и Добчинский
Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные
Ляпкин-Тяпкин
«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками».
Земляника
« Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»;
Гибнер
«Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает»
Хлопов
«Не приведи Бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается. Всякому хочется показать, что он тоже умный человек»
Осип
Слуга; умнее своего барина
Почтмейстер
Простодушный до наивности человек
Приложение № 2 .
Имя чиновника
Сфера городской жизни, которой он руководит
Информация о положении дел в этой сфере
Характеристика героя по тексту
Имя чиновника
Сфера городской жизни, которой он руководит
Информация о положении дел в этой сфере
Характеристика героя по тексту
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства
Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются
«Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Судья
Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.
«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений
«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют
« Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»
Лука Лукич Хлопов
Смотритель училищ
Учителя «имеют очень странные поступки»
Напуган частыми проверками ревизоров и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер
Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят
Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете»
Приложение № 3
Здравствуйте, мой дорогой и любезный друг _________________________!
Как Ваши дела? Все ли у Вас в губернии хорошо и спокойно? Дошли ли до Тулы слухи о новостях из города N ? Если не дошли, то я сейчас расскажу тебе, мой дорогой _______________, все, что у нас творится.
Я полагаю, что скоро будет множество изменений, правда, не всем это нравится. Во-первых, нашего городничего, совсем неуважаемого Антона Антоновича, _____________________________________________________________________________________. Во-вторых большие изменения грядут в сфере образования: ___________________________________________________________________________________. Суды тоже претерпевают всяческие реформы ____________________________________________________________________. Да и богоугодные заведения скоро будут радовать _____________________________________________________________________. К счастью,, Его Величество государь – император всегда прислушивается к дельным советам советам хороших ревизоров. К коим можно, несомненно, отнести и советы Вашего милостивейшего слуги.
Жду вашего ответа, как соловей лета, и пренепременнейше приезжайте погостить в наш обновленный город N.
Всегда Ваш ________________________________________
Работа с текстом
Белинский В. Г О «Ревизоре» (из статьи «Горе от ума»)
Белинский В. Г
О «Ревизоре»
(из статьи «Горе от ума»)
В основании «Ревизора» лежит та же идея, что и в «Ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем»: в том и другом произведении поэт выразил идею отрицания жизни, идею призрачности, получившую, под его художническим резцом, свою объективную действительность. Разница между ими не в основной идее, а в моментах жизни, схваченных поэтом, в индивидуальностях и положениях действующих лиц. Во втором произведении мы видим пустоту, лишенную всякой деятельности; в «Ревизоре» – пустоту, наполненную деятельностью мелких страстей и мелкого эгоизма. Чтобы произведения его были художественны, то есть представляли собою особый, замкнутый в самом себе мир, он взял из жизни своих героев такой момент, в котором сосредоточивалась вся целостность их жизни, ее значение, сущность, идея, начало и конец: в первом – ссору двух приятелей, во втором – ожидание и прием ревизора.
Городничий Гоголя – не карикатура, не комический фарс, не преувеличенная действительность и в то же время нисколько не дурак, но, по-своему, очень и очень умный человек, который в своей сфере очень действителен, умеет ловко взяться за дело – своровать и концы в воду схоронить, подсунуть взятку и задобрить опасного ему человека. Его приступы к Хлестакову, во втором акте, – образец подьяческой дипломатии. Итак, конец комедии должен совершиться там, где городничий узнает, что он был наказан призраком и что ему предстоит наказание со стороны действительности, или, по крайней мере, новые хлопоты и убытки, чтобы увернуться от наказания со стороны действительности. И потому приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора прекрасно оканчивает пьесу и сообщает ей всю полноту и всю самостоятельность особого, замкнутого в самом себе мира. В художественном произведении нет ничего произвольного и случайного, но все необходимо и логически вытекает из его идеи. Каждое лицо в нем, способствуя развитию главной идеи, в то же время есть и само себе цель, живет своею особою жизнию.