kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания. Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"»

Урок русского языка


Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».

Категория детей: 2 класс, обучающийся по УМК «Планета знаний»

Тип урока: открытие нового знания

Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

У учащихся могут быть сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

- Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • адекватно оценивать правильность своих учебных действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действий, так и по ходу его реализации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

- Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • с помощью учителя добывать новые знания: ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, делать умозаключения и выводы.

- Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге (относится к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения).

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

  • различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

  • применять правило переноса слов с мягким знаком.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»».- М.: АСТ: Астрель, 2015 г.

  2. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина Русский язык, 2 классы. Ч. 2. - М.: АСТ: Астрель, 2017 г.

  3. Электронный учебник (ЭФУ) Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина Русский язык, 2 классы. Ч. 2., ООО «Астрель», 2011

Оборудование:

Интерактивная доска SMART Board, компьютер, проектор, документ-камера.

Листы с заданием для групповой работы, листы ватмана, цветные маркеры, клей.











Описание хода урока и методических приёмов

Этап урока


Деятельность учителя и обучающихся

Методы и приёмы

Комментарии

I

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Организационный момент.       

Приветствие учеников.

Включение в деловой ритм. Создание положительной эмоциональной обстановки в классе. Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.




II

Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

Организация минутки чистописания.

Что написано на доске? (Слоги: да, тю, гу, со, пы, ли, де, пя.) На какие две группы можно разделить эти слоги? (Слоги с мягкими и твёрдыми согласными.) Записать слоги на двух строках так, чтобы получилось четыре столбика.


Какой ещё способ обозначения мягких согласных на письме знаете? (Мягкий знак обозначает мягкость согласных на письме.)

О чём будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте название темы урока. («Мягкий знак – показатель мягкости согласных».)


Какую цель поставим перед собой при изучении этой темы?

(Научиться распознавать слова с мягким знаком на конце и в середине слова, правильно их писать и переносить).

Кто хочет что-то узнать или чему-то научиться кроме общей цели? (постановка индивидуальных целей на уроке).

Организация беседы, выявляющей знания по теме. При необходимости коррекция ответов.

Обучающиеся распределяют слоги на слайде на две группы (программа SMART Notebook).










После ответов учеников на слайде появляется название темы и цель урока.

III

Открытие нового знания.

Составим план изучения темы. С чего начнём? Как продолжим работу? Опираясь на записанные на доске слова, составьте план урока:

повторить всё что…

понаблюдать над ролью …

повторить правила …

тренироваться в написании …

Что вам известно на данный момент о букве мягкий знак? (Мягкий знак не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного.)


Ученики отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы, формулируют вывод.


Дополните слоги из минутки чистописания, чтобы получились слова из одного слога с мягким знаком на конце.

Далее нужно обсудить лексическое значение слов.


Для наблюдения над ролью мягкого знака в русском языке ребятам предлагается выполнить в учебнике следующие задания:

  1. с. 50 упр. 24.

Выписать из текста пары слов (в первый столбик), значения которых помогает различить мягкий знак.






Далее учитель предлагает образовать и записать во второй столбик новые пары слов.

На какие две группы можно разделить слова с мягким знаком? (Мягкий знак на конце слова, в середине слова.)





Как переносим слова с мягким знаком в середине слова? (Повторяют правила переноса.)







  1. Учебник с. 50 упр. 26.

Ребята диктуют друг другу слова, разделяя их для переноса. Первый вариант – первая группа слов, второй вариант – вторая.


Два ученика могут выполнить это задание за компьютером в ЭФУ, затем проверка осуществляется всем классом.


  1. Учебник с. 51 упр. 27.

Вспомнить в названиях каких месяцев используется мягкий знак, образовать от этих названий имена прилагательные и записать по образцу.

Фронтальная работа.

Ребята высказывают своё мнение, планируют совместную работу.


Фронтальная работа. Диалог по поставленным вопросам.







Фронтальная работа











Фронтальная работа




























Работа в парах.











Фронтальная работа.

На слайде появляется план работы по теме.




Учащиеся образуют слова и дописывают в тетрадь к слогам недостающую часть слова, у них получается четыре столбика слов. (Даль/дань/дать, соль, линь/лить, гусь, пыль, тюль, день, пять/пядь.)

Проверка: ЭФУ, интерактивная доска. Один из учеников подчеркивает нужные пары слов.

П роверка: учитель стирает (функция ластик) и нужное слово появляется.



В заимопроверка по ЭФУ на интерактивной доске.


В результате выполнения задания учитель подводит ребят к выводу, что в слове январский мягкий знак не пишется. Как и в словах Пермская, Тюменская.

Физминутка – если учитель называет слово с мягким знаком на конце слова, дети поднимаются на носочки, руки вверх, если прозвучит слово с мягким знаком в середине слова, ребята наклоняются вперёд, кончиками пальцев рук доставая до пола. Приложение №1

IV

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Организация самостоятельной работы в группах по применению новых знаний.
















1 группа

Приложение № 1

Спишите, заменяя выделенные слова противоположными по значению с мягким знаком. Подчеркните мягкий знак. Подготовьтесь к выступлению.

2 группа

Разделите слова на две группы. Подпишите название каждой группы. Приклейте слова на лист. Подготовьтесь к выступлению группы.

3 группа

Прочитайте. Запишите предложения, дополняя их подходящими по смыслу словами с мягким знаком. Подготовьтесь к выступлению группы.

4 группа

Приложение № 2

Разгадайте ребусы (на ноутбуке). Впишите слова в соответствующую строку на листочке.

Подготовьтесь к выступлению. (Получаются слова: зверь, рысь, пальцы, медведь, коньки, мель.)

5 группа

Учебник с. 51 упр. 29.





Слабоуспевающим учащимся можно предложить следующие задания:

  1. учебник, с. 50 упр.25.

Прочитай и запиши предложение, раскрывая скобки.

Если ученик закончил работу первым, ему можно предложить выполнить это же задание индивидуально за компьютером в ЭФУ, а затем осуществить проверку всем классом.


  1. индивидуальное задание на ноутбуке в программе SMART Notebook.

Вставить в предложения подходящие по смыслу слова.

Личностно-ориентированный подход.



Работа в группах. Выполнение дифференцированных заданий.









ИКТ- компетентность
















ИКТ- компетентность







ИКТ- компетентность




Самостоятельная работа с учебником.

Индивидуальная помощь учителя.

ИКТ- компетентность





Самостоятельная работа с компьютером. Индивидуальная помощь учителя.

ИКТ- компетентность

Повторить правила работы в группах.

Алгоритм защиты групповой работы:

1.Что нужно было сделать в этом задании?

2.Справились? Почему так считаете?

3. Как работали? Самостоятельно или вместе?

4.Кто помогал? В чём?

5. Что помешало? Что сделать, чтобы справиться в следующий раз?

Проверка: используется документ-камера, выступление представителя группы у интерактивной доски.


Проверка: выступление у доски.




Проверка: выступление у доски.






Проверка: используется документ-камера, выступление представителя группы у интерактивной доски.


Проверка: используется документ-камера, выступление одного из учеников у интерактивной доски.


Проверка: на интерактивной доске по ЭФУ.


П роверка: на интерактивной доске.

V

Рефлексия деятельности

(итог урока).

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели. Какую учебную цель ставили? Удалось ли её решить? Достигли ли индивидуальных целей те, кто их ставил перед собой?


Диалог по поставленным вопросам.

VI

Домашнее задание

С. 51 упр. 28



Приложение 1

Физминутка

Если учитель называет слово с мягким знаком на конце слова, дети поднимаются на носочки, руки вверх, если прозвучит слово с мягким знаком в середине слова, ребята наклоняются вперёд, кончиками пальцев рук доставая до пола.

Коньки, лось, пальцы, снегирь, письмо, пескарь, ходьба, лошадь, резьба, зорька, олень, карась.

Задания на карточках

1 группа

Спишите, заменяя выделенные слова противоположными по значению с мягким знаком. Подчеркните мягкий знак. Подготовьтесь к выступлению.

Здоровый ребёнок, слабый голос, большой дом, весёлый рассказ, ближний рейс.

2 группа

Группе выдаётся лист ватмана, на котором обозначены 2 колонки, клей, ножницы, цветные маркеры, конверт с разрезанными словами.


Разделите слова на две группы. Подпишите название каждой группы на основании признака, по которому разделили. Приклейте слова на лист. Подготовьтесь к выступлению группы.

СТАЛЬНОЙ

ПЛЫТЬ

МЫЛЬНИЦА

СНЕГИРЬ

ВОЗЬМИ

ЧИТАТЬ



Дополнительный вопрос: На какие три группы можно разделить эти слова?


3 группа


Прочитайте. Запишите предложения в тетрадь, дополняя их подходящими по смыслу словами с мягким знаком. Подготовьтесь к выступлению группы.


Пришла … . Часто идёт … . С полей собрали … и … .

Приложение № 2


4 группа


Разгадайте ребусы. Напишите слова в соответствующую строчку. Подготовьтесь к выступлению.

1

2

3

4

5

6




Используемая литература

  1. Волина В. В. «Весёлая грамматика». – М.: Знание, 1995.

  2. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Справочное пособие по русскому языку» 1-2 кл. (1-4). – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"

Автор: Шеффер Лилия Александровна

Дата: 27.10.2019

Номер свидетельства: 524317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект урока по русскому языку тема: " Мягкий знак- показатель мягкости согласных".Технология семи модулей обучения. "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnykh-tiekhnologhiia-siemi-moduliei-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121224"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413906585"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"."
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykamiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnoghozvuka"
    ["file_id"] => string(6) "319428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460827252"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Мягкий знак – показатель мягкости. Две работы буквы ь"."
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-dvie-raboty-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "248628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446745856"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Мягкий знак- показатель мягкости""
    ["seo_title"] => string(35) "miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti"
    ["file_id"] => string(6) "291647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455175264"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока русского языка  во 2 классе.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных."
    ["seo_title"] => string(86) "plankonspiekturokarusskoghoiazykavo2klassiemiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453982586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства