Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организационный момент. Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | 1. Организация работы с высказыванием-эпиграфом к уроку. (слайд №1) - Посмотрите внимательно на слайд («Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать их на деле» Аристотель) Это высказывание древнегреческого ученого станет эпиграфом к нашему уроку. 2. Беседа - Как Вы понимаете эти слова? -Как Вы понимаете слова «умение прилагать знания на деле?» - Почему важно, чтобы знания находили свое применение в практической деятельности человека? - Приведите пример того, как знание правил русского языка применяется «на деле», в жизни? | 1. Работа с высказыванием Аристотеля, размещенным на слайде. 2. Анализ высказывания-эпиграфа к уроку. | Определять лексическое значение слова по контексту. Понимать основное содержание высказывания; Уметь выборочно извлекать информацию | Личностные результаты: - осознание важности учёбы и познания нового; - осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности; -осознание важности мысли, что правильная устная и письменная речь-показатель культуры и успешности человека УУД: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; 2) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения |
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися | 1. Создание проблемной ситуации, беседа по ранее изученному материалу, задание «с затруднением» (на слайде №2 размещены две группы слов: 1) каникулы, декабрь, мороз, иней; 2) снеговик, деревья, детвора, зима) - По какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены в две группы? Подберите проверочные слова для слов второй группы. Какие обязательные условия мы должны соблюдать при подборе проверочных слов? Какие слова называются однокоренными? Посмотрите внимательно на слова на слайде (на слайде появляются слова сложить, сложение, слагаемое) -Являются ли данные слова однокоренными? - Как вы думаете, почему в одном случае в корне пишется буква А, а в другом О? (учащиеся высказывают свои предположения) 2. Подведение учащихся к формулированию проблемного вопроса и определению цели урока - Почему у Вас возникают затруднения при ответе на данный вопрос? (мы еще не знаем правила «Буква а-о в корне –лаг- -- -лож ») - Какова цель нашего урока? 3. Организация планирования учебной деятельности - Что нам нужно сделать, чтобы решить проблему? Что узнать, чему научиться? | 1. Наблюдение, анализ словарного материала, ответы на вопросы по ранее изученному материалу. У учащихся возникает затруднение, они осознают недостаточность имеющихся у них знаний. 2. Формулирование проблемной темы урока, осознание цели своей дальнейшей учебной деятельности. Тема: «Буквы а-о в корне –лаг- --лож-« Цель: научиться применять условия выбора написания буквы а-о в корне –лаг- -- -лож- 3. Планирование учебной деятельности под руководством учителя - Изучить правило «Буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-» (используя для этого учебник); - составить схему или таблицу «Буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-» (в зависимости от характера информации), которая поможет облегчить восприятие учебного материала; - закрепить изученный материал на практике. | Различать случаи написания буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ, и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться критично относиться к собственному мнению; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. . |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | 1. Организация наблюдения над словарным материалом - Внимательно посмотрите на слова, записанные на слайде (слайд №3). 1. Сложить, сложение, слагаемое; 2.Предлагать, предложить - Что их объединяет? В чем их различия? -Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? 2. Подводящий диалог + составление схемы - Как Вы поняли, что безударные гласные в корнях данных слов пишутся разные? -Можем ли мы подобрать проверочное слово? - Выполните морфемный разбор слов «предлагать» и «предложить»? - Сделайте вывод, в какой морфеме находится орфограмма? - Какие гласные пишутся в корнях –лаг- -- -лож-? - Какое условие должно быть соблюдено для выбора написания буквы а-о в корне –лаг- --лож-? - Как удобнее и нагляднее изложить сформулированное нами правило: в виде схемы, таблицы? (слайд №4) 3. Организация работы с учебником - Представлено ли правило «Буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-» в учебнике? (правило в учебнике представлено). - Сравните составленную нами схему и информацию, представленную в учебнике? Верны ли наши выводы? | 1. Наблюдение 2. Анализ словарного материала, выявление закономерностей в написании буквы а- о в корне –лаг- --лож-, составление схемы «Буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-» по мере выявления новых закономерностей. (см. слайд №4) 3. Работа с информацией в учебнике, сравнительный анализ схемы и информации, представленной в учебнике. | Различать случаи написания буквы а-о в корне –лаг- -- лож-. Правильно писать буквы а-о в корне –лаг- --лож-. Вычленять корни –лаг- -- -лож-. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; - составлять схему на основе вербальной информации; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться подтверждать аргументы фактами; - учиться критично относиться к собственному мнению. |
4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности | 1. Беседа - Как звучит правило «Буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-»? Дайте развернутый устный ответ с примерами. - Решили ли мы проблему, выявленную нами в начале урока? - Каким образом нам удалось её решить? - Все ли, что запланировано нами выполнено? (необходимо закрепить «открытое» знание на практике) 2. Организация работы по составлению алгоритма - Для того, чтобы лучше закрепить изученное, составим алгоритм «буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-», который поможет нам распланировать свою работу при нахождении данной орфограммы. | 1. Ответы на вопросы учителя, воспроизведение нового знания в виде развернутого устного ответа, самоанализ проделанной работы 2. Совместное построение алгоритма «Буквы а-о в корне – лаг- -- -лож-» (см. слайд №5) | Различать случаи написания буквы а-о в корне –лаг--- -лож-. Правильно писать буквы а-о в корнях –лаг- -- -лож-. Уметь вычленять корни –лаг- -- -лож-. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | 1. Выполнение лингвистического задания (упр. №447, с.33 в учебнике). - Составьте словосочетания с существительными из левой колонки и подходящими глаголами из правой колонки. Запишите их. Обозначьте корень в именах существительных. Объясните выбор написания безударной гласной в корне на месте пропуска. Текст упражнения: (левая колонка) Пол…ожение,изл…жение,сл…гаемое,предпол…жение,прил…гательное,сл…жение (правая колонка) Изменить, высказать, закончить, просклонять, уменьшить, произвести . | 1. Закрепление правила в практической деятельности (совместное выполнение упражнения с текущим пояснение орфограммы у доски). | Различать случаи написания буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-. Правильно писать буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-. Правильно вычленять корни –лаг- -- -лож-. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - создавать развёрнутое устное высказывание. |
6. Контроль Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма | 1. Организация работы по выполнению творческого задания: составление предложений для описания рисунка в группах (упр.№450,стр.34 в учебнике) - Составьте предложения для описания рисунка, употребляя глаголы с корнем –лаг- -- -лож-(отложить, предлагать ,располагаться, расположиться, уложить) в составе творческой группы. В каждом предложении используйте не менее 1 слова по изученной орфограмме. Предложения запишите на специальной карточке, выделив орфограмму. 2. Организация взаимопроверки творческого задания в группах Проверьте сочинение своих одноклассников на соответствие следующим критериям: - созданные предложения подходят для описания представленного в учебнике рисунка. - в предложениях отсутствуют какие-либо типы ошибок и недочетов; - в каждом предложении использовано не менее 1 слова на изученную орфограмму; - орфограмма и условия её выбора выделены верно. За каждый критерий выставляется от 0 до 2 баллов. Максимум – 8 баллов. 0 баллов ставится в случае, если по критерию допущено более 1 нарушения или ошибки. 1 балл ставится в случае, если по критерию допущено 1 нарушение или ошибка. 2 балла ставится в случае, если по критерию не допущено ни одного нарушения или ошибки. | 1. Составление предложений для описания рисунка в составе творческой группы Образец выполнения задания. На рисунке изображена семья ,которая расположилась в гостиной. Дедушка отложил газету и уютно расположился в кресле. Бабушка предлагает ему чашку чая. Внучка расположилась на полу около телевизора. Она уложила куклу спать. 2. Взаимопроверка творческого задания. | Различать случаи написания буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-. Правильно писать буквы а-о в корне – лаг- -- -лож-. Правильно вычленять корни –лаг- -- -лож- Применять условия выбора написания буквы а-о в корне –лаг- -- -лож- | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | 1. Организация рефлексии, повторный анализ эпиграфа -Какая цель была поставлена перед уроком и достигнута ли она? - Почему эту цель можно считать личностно значимой для каждого из нас? - Какие шаги мы предприняли для того, чтобы достичь цели? - Что нового Вы узнали? Какие методы работы для этого использовали? - Когда следует писать буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-? - Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем? 2. Разноуровневое домашнее задание (каждый ученик самостоятельно выбирает для себя карточку с заданием в зависимости от своего уровня овладения темой). Примеры карточек с Д/з: 1. Списать слова, вставить пропущенную букву, выделить орфограмму «Буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-» (задание базового уровня). 2. Найти и записать в тетрадь 5 пословиц или поговорок, в которых представлена изученная орфограмма, выделите её, графически объяснив (задание базового уровня). 3. Подобрать материал для графического диктанта (не менее 12 словосочетаний) по теме «Буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-» (задание повышенного уровня сложности). 4. Выполнить упражнение №448,стр. 33 в учебнике(задание повышенной трудности) | 1. Рефлексия, ответы на вопросы учителя 2. Выбор карточки с Д/з | Различать случаи написания буквы а-о в корне –лаг- -- -лож-. Правильно писать буквы а-о в корне –лаг--- -лож-. Применять условия выбора написания буквы а-о в корне –лаг- -- -лож- | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций. |
Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа №36» Степанцова. С. В.
09. 11. 2020 года