Буква О-А в корнях –лаг- -лож-
Цель: выяснить совместно с учащимися условие написание букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о-а в корнях –лаг- -лож-; развивать образное и логическое мышление.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь, откройте тетради, запишите число, классная работа
- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. (Слайд 1)
- Эта страна имеет много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы проехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители.
- В стране Русского Языка много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете на поезде. Все заняли свои места. А какое впечатление от путешествия вы получите, мы узнаем в конце урока.
- Итак, начинаем наше путешествие. Вперёд навстречу знаниям! (Включить поезд)
II. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения
- Ребята, наш поезд прибыл на первую станцию. Это Станция Догадок (слайд 2).
- Давайте вспомним, на какие группы делятся слова с безударной гласной в корне? (на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся)
- Что значит проверяемые? (Это значит, что мы можем подобрать такое слово, где эта бы гласная стояла в сильной позиции или под ударением)
- Что значит непроверяемые? (Это значит, что проверочное слово подобрать нельзя, т. е. в случае затруднения надо обратиться к словарю)
- Что значит чередующиеся? (Это значит, что выбор нужной гласной зависит от какого-либо условия)
- Внимание! На доске вам даны слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными в корне (слайд 3). Распределите их на 2 колонки: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне.
З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал
- Давайте с вами проверим. (Возле доски один человек)
- Докажите правильность вашего ответа.
- Молодцы! Путь свободен, можем двигаться дальше!
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- А теперь наш поезд прибывает на станцию Новых Знаний. Здесь каждый попробует заполнить свой рюкзак знаний новыми идеями. (слайд 4)
IV. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
- Обратите внимание на эту группу слов.
На слайде слова: (слайд 5)
Излагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.
- Давайте мы с вами попробуем распределить на два столбика. Как будем распределять?
- Выделим корни и поставим ударение.
- Что мы можем сказать о гласных в корне? (безударные)
- Подчеркнём их.
- Мы с вами видим, что в этих словах происходит чередование гласных. (подписать)
- Какие гласные чередуются? (а\\о)
- Можем ли мы проверить безударную гласную в корне? (нет, здесь будет «работать» другое правило)
- Какая проблема стоит теперь перед нами? (Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.)
- Сформулируйте тему урока.
- Запишем тему урока. (слайд 6)
- Запишите эти слова (слайд 7)
- Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву а? а в словах 2-го столбика – букву о?
- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корнях –лаг- -лож-? Попробуйте сформулировать правило. (слайд 8)
Выслушивание предположений детей
- Прочитаем правило. (слайд 8)
- В учебнике вы можете прочитать об этом правиле в параграфе 51.
- Сделаем вывод, какая версия оказалась верной?
- Ребята, кто знает, что такое полог? (слайд 9)
- От чего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- -лож-?
- Какой цели мы должны достичь на уроке?
Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм.
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие!
- Мы прибываем на станцию Сказочная. (слайд 10)
- Послушайте лингвистическую сказку о двух братьях ЛАГ и ЛОЖ
В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили-были, не тужили 2 брата-близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож. С виду они были похожи, и мало кто задумывался, как их различить. Так и ходили они по городу, и все их путали.
Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. И вот пошли они служить в армии. Вызовут брата Лаг в цель стрелять, а он не умеет, так за него брат Лож выходит и все цели поражает. Командир в армии очень серьёзный был, звали его Суффикс А. Вот однажды надоело это командиру и решил он: как пойдёт Лаг стрелять, так стану за его спиной, не уйду никуда, пока в цель не попадёт. С тех пор перестали путать лаг и лож. Ведь Лаг всегда с командиром ходил, а Лож и до этого стрелять отлично умел!
На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.
Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
- О чём эта сказка?
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение.
- А вот и станция «Напиши-ка» (слайд 11) Здесь мы с вами будем закреплять наши знания разными заданиями.
1. Работа с сигнальными карточками.
- У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами А и О. (а- красная карточка, о – зелёная). Я буду называть слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне и поднять соответствующую карточку.
Предлагать, положительный, располагающая, положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное, сложение, приложение, предложение, слагаемое., разложить, излагать.
2. От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные (1 ученик у доски по цепочке). Обозначьте орфограмму. (Слайд 12)
изл_гать
предл_гать
предпол_гать
сл_гать
прил_гать
возл.гать
3. Грамматическая зарядка. Я буду читать слова, если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - встаём
Прилагать усилия, сложить вещи, отложить празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело, радостное предположение, расположиться у костра
4. Запишите предложения 1 вариант – 1 и 3, 2 вариант - 2 и 4, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. (слайд 13)
- Расскажите ещё раз правило правописания корней –лаг- -лож-.
5. Перед вами таблица: её вы должны заполнить буквами а или о.
- разл.жить
- предл.гать
- отл.жить
- распол.жить
- пол.жение
- пол…г
- зал.жить
- безотл.гательный
- изл.жение
- сл.гать
- ул.жить
- А теперь давайте проверим! (слайд 14)
- Остановка конечная - Станция словарей (слайд 15)
- Посмотрите на предложения (слайд 16). Подумайте, какой глагол написан под прямоугольником: класть или положу. Почему?
Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.
- Запишите любые 2 предложения на выбор.
- Итак, это была последняя остановка в нашем сегодняшнем путешествии. Но в стране Русский Язык есть ещё очень много других городов и станций, и там мы с вами тоже обязательно побываем. (Слайд 17)
- Рефлексия учебной деятельности
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выберите карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. (прикрепить в окошко поезда)
- Спасибо вам за урок! Можете быть свободны!