kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чередование а-о в корнях лаг- - лож- (конспект+интерактивная доска)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буква О-А в корнях –лаг- -лож-

Цель: выяснить совместно с учащимися условие написание букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о-а в корнях –лаг- -лож-;  развивать образное и логическое мышление.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь, откройте тетради, запишите число, классная работа

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. (Слайд 1)

- Эта страна имеет много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы проехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители.

- В стране Русского Языка много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете на поезде. Все заняли свои места. А какое впечатление от путешествия вы получите, мы узнаем в конце урока.

- Итак, начинаем наше путешествие. Вперёд навстречу знаниям! (Включить поезд)

II.  Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

- Ребята, наш поезд прибыл на первую станцию. Это Станция Догадок (слайд 2).

- Давайте вспомним, на какие группы делятся слова с безударной гласной в корне? (на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся)

- Что значит проверяемые? (Это значит, что мы можем подобрать такое слово, где эта бы гласная стояла в сильной позиции или под ударением)

- Что значит непроверяемые? (Это значит, что проверочное слово подобрать нельзя, т. е. в случае затруднения надо обратиться к словарю)

- Что значит чередующиеся? (Это значит, что выбор нужной гласной зависит от какого-либо условия)

- Внимание! На доске вам даны слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными в корне (слайд 3). Распределите их на 2 колонки: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне.

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

- Давайте с вами проверим. (Возле доски один человек)

- Докажите правильность вашего ответа.

- Молодцы! Путь свободен, можем двигаться дальше!

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- А теперь наш поезд прибывает на станцию Новых Знаний. Здесь каждый попробует заполнить свой рюкзак знаний новыми идеями. (слайд 4)

IV. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Обратите внимание на эту группу слов.

На слайде слова: (слайд 5)

Излагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.

- Давайте мы с вами попробуем распределить на два столбика. Как будем распределять?

- Выделим корни и поставим ударение.

- Что мы можем сказать о гласных в корне? (безударные)

- Подчеркнём их.

- Мы с вами видим, что в этих словах происходит чередование гласных. (подписать)

- Какие гласные чередуются? (а\\о)

- Можем ли мы проверить безударную гласную в корне? (нет, здесь будет «работать» другое правило)

- Какая проблема стоит теперь перед нами? (Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.)

- Сформулируйте тему урока.

- Запишем тему урока. (слайд 6)

- Запишите эти слова (слайд 7)

- Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву а? а в словах 2-го столбика – букву о?

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корнях –лаг- -лож-? Попробуйте сформулировать правило. (слайд 8)

Выслушивание предположений детей

- Прочитаем правило. (слайд 8)

- В учебнике вы можете прочитать об этом правиле в параграфе 51.

- Сделаем вывод, какая версия оказалась верной?

- Ребята, кто знает, что такое полог? (слайд 9)

- От чего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- -лож-?

- Какой цели мы должны достичь на уроке?

Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм.

- Молодцы! Продолжаем наше путешествие!

- Мы прибываем на станцию Сказочная. (слайд 10)

- Послушайте лингвистическую сказку о двух братьях ЛАГ и ЛОЖ

В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили-были, не тужили 2 брата-близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож. С виду они были похожи, и мало кто задумывался, как их различить. Так и ходили они по городу, и все их путали.

Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. И вот пошли они служить в армии. Вызовут брата Лаг в цель стрелять, а он не умеет, так за него брат Лож выходит и все цели поражает. Командир в армии очень серьёзный был, звали его Суффикс А. Вот однажды надоело это командиру и решил он: как пойдёт  Лаг стрелять, так стану за его спиной, не уйду никуда, пока в цель не попадёт. С тех пор перестали путать лаг и лож. Ведь Лаг всегда с командиром ходил, а Лож и до этого стрелять отлично умел!

             На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.

Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

- О чём эта сказка?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение.

- А вот и станция «Напиши-ка» (слайд 11) Здесь мы с вами будем закреплять наши знания разными заданиями.

1. Работа с сигнальными карточками.

- У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами А и О. (а- красная карточка, о – зелёная). Я буду называть слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне  и поднять соответствующую карточку.

Предлагать, положительный, располагающая, положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное, сложение, приложение, предложение, слагаемое., разложить, излагать.

2. От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные (1 ученик у доски по цепочке). Обозначьте орфограмму. (Слайд 12)

изл_гать                             

предл_гать                         

предпол_гать                    

сл_гать                               

прил_гать

возл.гать                         

3. Грамматическая зарядка. Я буду читать слова, если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - встаём

Прилагать усилия, сложить вещи, отложить празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело, радостное предположение, расположиться у костра

4. Запишите предложения 1 вариант – 1 и 3, 2 вариант - 2 и 4, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. (слайд 13)

- Расскажите ещё раз правило правописания корней –лаг- -лож-

5. Перед вами таблица: её вы должны заполнить буквами а или о.

  1. разл.жить
  2. предл.гать
  3. отл.жить
  4. распол.жить
  5. пол.жение
  6. пол…г
  7. зал.жить
  8. безотл.гательный
  9. изл.жение
  10. сл.гать
  11. ул.жить

- А теперь давайте проверим! (слайд 14)

- Остановка конечная - Станция словарей (слайд 15)

- Посмотрите на предложения (слайд 16). Подумайте, какой глагол написан под прямоугольником: класть или положу.  Почему?

Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.

- Запишите любые 2 предложения на выбор.

- Итак, это была последняя остановка в нашем сегодняшнем путешествии. Но в стране Русский Язык есть ещё очень много других городов и станций, и там мы с вами тоже обязательно побываем. (Слайд 17)

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выберите карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. (прикрепить в окошко поезда)

- Спасибо вам за урок! Можете быть свободны!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«лаг-лож 5 класс»

Буква О-А в корнях –лаг- - -лож-

Цель: выяснить совместно с учащимися условие написание букв а и о в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора букв о-а в корнях –лаг- - -лож-; развивать образное и логическое мышление.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь, откройте тетради, запишите число, классная работа

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. (Слайд 1)

- Эта страна имеет много городов. В некоторых из них вы побываете. Чтобы проехать из одного города в другой, вам нужно выполнить задания, которые предложат жители.

- В стране Русского Языка много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете на поезде. Все заняли свои места. А какое впечатление от путешествия вы получите, мы узнаем в конце урока.

- Итак, начинаем наше путешествие. Вперёд навстречу знаниям! (Включить поезд)

II. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

- Ребята, наш поезд прибыл на первую станцию. Это Станция Догадок (слайд 2).

- Давайте вспомним, на какие группы делятся слова с безударной гласной в корне? (на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся)

- Что значит проверяемые? (Это значит, что мы можем подобрать такое слово, где эта бы гласная стояла в сильной позиции или под ударением)

- Что значит непроверяемые? (Это значит, что проверочное слово подобрать нельзя, т. е. в случае затруднения надо обратиться к словарю)

- Что значит чередующиеся? (Это значит, что выбор нужной гласной зависит от какого-либо условия)

- Внимание! На доске вам даны слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными в корне (слайд 3). Распределите их на 2 колонки: в первую колонку с проверяемыми гласными в корне, во вторую с непроверяемыми гласными в корне.

З…ма, в…сёлый, к…бинет, в…лшебник, уд…вительный, в…кзал

- Давайте с вами проверим. (Возле доски один человек)

- Докажите правильность вашего ответа.

- Молодцы! Путь свободен, можем двигаться дальше!

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- А теперь наш поезд прибывает на станцию Новых Знаний. Здесь каждый попробует заполнить свой рюкзак знаний новыми идеями. (слайд 4)

IV. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Обратите внимание на эту группу слов.

На слайде слова: (слайд 5)

Излагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.

- Давайте мы с вами попробуем распределить на два столбика. Как будем распределять?

- Выделим корни и поставим ударение.

- Что мы можем сказать о гласных в корне? (безударные)

- Подчеркнём их.

- Мы с вами видим, что в этих словах происходит чередование гласных. (подписать)

- Какие гласные чередуются? (а\\о)

- Можем ли мы проверить безударную гласную в корне? (нет, здесь будет «работать» другое правило)

- Какая проблема стоит теперь перед нами? (Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.)

- Сформулируйте тему урока.

- Запишем тему урока. (слайд 6)

- Запишите эти слова (слайд 7)

- Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву а? а в словах 2-го столбика – букву о?

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корнях –лаг- - -лож-? Попробуйте сформулировать правило. (слайд 8)

Выслушивание предположений детей

- Прочитаем правило. (слайд 8)

- В учебнике вы можете прочитать об этом правиле в параграфе 51.

- Сделаем вывод, какая версия оказалась верной?

- Ребята, кто знает, что такое полог? (слайд 9)

- От чего зависит чередование гласных а-о в корнях –лаг- - -лож-?

- Какой цели мы должны достичь на уроке?

Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм.

- Молодцы! Продолжаем наше путешествие!

- Мы прибываем на станцию Сказочная. (слайд 10)

- Послушайте лингвистическую сказку о двух братьях ЛАГ и ЛОЖ

В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили-были, не тужили 2 брата-близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож. С виду они были похожи, и мало кто задумывался, как их различить. Так и ходили они по городу, и все их путали.

Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. И вот пошли они служить в армии. Вызовут брата Лаг в цель стрелять, а он не умеет, так за него брат Лож выходит и все цели поражает. Командир в армии очень серьёзный был, звали его Суффикс А. Вот однажды надоело это командиру и решил он: как пойдёт Лаг стрелять, так стану за его спиной, не уйду никуда, пока в цель не попадёт. С тех пор перестали путать лаг и лож. Ведь Лаг всегда с командиром ходил, а Лож и до этого стрелять отлично умел!

На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.

Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

- О чём эта сказка?

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение.

- А вот и станция «Напиши-ка» (слайд 11) Здесь мы с вами будем закреплять наши знания разными заданиями.

1. Работа с сигнальными карточками.

- У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами А и О. (а- красная карточка, о – зелёная). Я буду называть слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне и поднять соответствующую карточку.

Предлагать, положительный, располагающая, положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное, сложение, приложение, предложение, слагаемое., разложить, излагать.

2. От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные (1 ученик у доски по цепочке). Обозначьте орфограмму. (Слайд 12)

изл_гать

предл_гать

предпол_гать

сл_гать

прил_гать

возл..гать

3. Грамматическая зарядка. Я буду читать слова, если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - встаём

Прилагать усилия, сложить вещи, отложить празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело, радостное предположение, расположиться у костра

4. Запишите предложения 1 вариант – 1 и 3, 2 вариант - 2 и 4, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. (слайд 13)

- Расскажите ещё раз правило правописания корней –лаг- - -лож-.

5. Перед вами таблица: её вы должны заполнить буквами а или о.

  1. разл..жить

  2. предл..гать

  3. отл..жить

  4. распол..жить

  5. пол..жение

  6. пол…г

  7. зал..жить

  8. безотл..гательный

  9. изл..жение

  10. сл..гать

  11. ул..жить

- А теперь давайте проверим! (слайд 14)

- Остановка конечная - Станция словарей (слайд 15)

- Посмотрите на предложения (слайд 16). Подумайте, какой глагол написан под прямоугольником: класть или положу. Почему?

Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.

- Запишите любые 2 предложения на выбор.

- Итак, это была последняя остановка в нашем сегодняшнем путешествии. Но в стране Русский Язык есть ещё очень много других городов и станций, и там мы с вами тоже обязательно побываем. (Слайд 17)

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выберите карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. (прикрепить в окошко поезда)

- Спасибо вам за урок! Можете быть свободны!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чередование а-о в корнях лаг- - лож- (конспект+интерактивная доска)

Автор: Горлопанова Ольга Николаевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202274

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства