kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 5 класса по теме "Антонимы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Антонимы"»



Тема: Антонимы. Словарь антонимов.

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему), осваивать ИКТ-­технологии.

1ЛР: менять стратегию чтения, пользоваться механизмами и приёмами технологии читательской деятельности (антиципация, поиск и подбор ключевых слов, сжатие, комментированное чтение, словарно­-орфографический анализ и др.), применять приобретённые умения в жизни.

6ЛР: находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам, устанавливать связь антонимов с многозначностью слова.

3ЛР: наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.




II. Проверка домашнего задания.




1. Коллективное обсуждение отредактированных предложений.

Результаты работы сравниваются, выявляется наиболее удачный вариант правки.

Формулирование вывода. Исправить речевые ошибки можно с помощью синонимов.

2. Запись на доске (выведение с помощью компьютера подготовленных дома презентаций) схем определения синонимов (аналогично омонимам). У доски работают два­три человека.

Возможный вариант: см. материал предметного диска – схема понятия синонимы к §8.




ТОУУ

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.




III. Языковая разминка с подведением к теме урока и составлением его плана.




1. Лингвистический диктант­-ассоциация.

Учитель предлагает слова-термиы из раздела «Слово и его лексическое значение», а ученики записывают противоположную ассоциацию, с ним связанную.

1. Лексическое значение (грамматическое значение).

2. Однозначные слова (многозначные слова).

3. Пассивный словарный запас (активный словарный запас).

4. Прямое значение (переносное значение).

5. Совершенно разное значение (омонимы) – одинаковое/близкое значение (синонимы).



– На основе предложенного задания выскажите предположения, какая будет тема урока. (Антонимы.)



Методическая рекомендация. Напоминаем учителю, что учащиеся пропедевтически знакомились с антонимами в начальной школе, поэтому нужно обобщить и углубить знания об антонимах, установить их связь с многозначными словами и другими семантическими группами слов – омонимами и синонимами.



2. Упр. 101.

– Проверьте свои предположения, выполнив задания к упр. 101.

3. – Составьте план урока, используя опыт работы над омонимами и синонимами.

План записывается на доске.

Вариант плана урока:

1. Определение антонимов.

2. Работа со словарём антонимов.

3. Подбор антонимов к словам.

4. Роль антонимов в тексте.




Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.






IV. Повторение и углубление изученного.


1. Чтение учебно­научного текста упр. 102 в технологии продуктивного чтения (изучающее чтение).

– Прочитайте текст про себя.

– Что вы уже знали об антонимах и что узнали нового из этой статьи?

– Задайте вопрос к каждому абзацу текста. Для чего мы используем этот приём при чтении текста? (Чтобы лучше понять текст и легче его запомнить, составить вопросный план.)

– Запишем наш вопросный план, сравним его с планом в разделе «Подсказки». Что вы заметили? Чем нам может помочь этот план?
– А теперь сравните его с планом, который мы наметили в начале урока.

– Что ещё можно добавить в наш общий план урока?

В план на доске вносятся необходимые коррективы.

2. Чтение определения в рамке.

– Приведите свои примеры антонимов. Среди каких частей речи больше всего антонимов?

– Запишите пословицу:

Корень учения горек, а плод его сладок.

– Как вы её понимаете?

– В прямом или переносном значении употреблены в ней слова? Назовите антонимы.

– Будут ли антонимами слова корень и плод в прямом значении? Своё мнение обоснуйте, опираясь на материал упр. 102. (Слова корень и плод в прямом значении обозначают конкретные предметы, они не противопоставляются друг другу: плод может являться и корнем (корнеплодом) – морковь, свёкла, репа и др.)

– Где можно найти антонимы? (В своём словарном запасе, в словаре, в текстах.)

– Вспомните, какие ещё понятия, кроме антонимов, связаны с лексическим значением слова.

– Рассмотрите схему (см. материал предметного диска – обобщающая схема по теме «Лексика» к §9) и дополните её нужной информацией.



Регулятивные УУД

1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

3. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


1. Упр. 103 – развивается универсальное познавательное умение – извлекать информацию из словарной статьи словаря антонимов.

– Сравните информацию, полученную из словаря антонимов и толкового словаря. В чём сходство и отличие?

2. Упр. 104развивается умение самостоятельно подбирать слова­антонимы заданных частей речи и группировать антонимы по частям речи.

1­ю часть задания можно провести как предупредительный диктант, 2­ю и 3­ю ученики выполняют самостоятельно.

Словарная работа: оптимизмпессимизм с опорой на толковый словарь.

3. Упр. 105 – развивается умение устанавливать связь антонимов с многозначными словами: подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова.

Задание можно выполнять по рядам (вариантам).

Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные антонимы.

4. Упр. 106 – развивается умение находить антонимы и определять их функцию (роль) в тексте.

Антонимы усиливают выразительность, придают дополнительную смысловую нагрузку – восприятие большого и противного зверя усиливается от противопоставления разных частей тела ящера (задние ноги – передние, горизонтальное положение – вертикальное, большая голова – маленькие глазки и т.п.).

5. Дополнительный материал.

Подберите синоним и антоним:

а) мощный – … (сильный, слабый);

б) мрак – … (темнота, свет);

в) жара – … (зной, холод);

г) счастье – … (радость/благополучие, горе);

д) приятель – … (друг, враг).




Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.





Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к изучению языка.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.



VI. Итог урока.



а) – Посмотрите на план урока. Все ли пункты плана мы отработали на уроке?

– Какие вопросы остались не до конца ясными?



– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?



б) – Найдите «третье лишнее»:

1) рано, поздно, опоздать;

2) широкий, длинный, короткий;
3) большой, маленький, огромный.




Регулятивные УУД

1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



ТОУУ



VII. Домашнее задание.




1. Словарные слова записать в словарик, составить с каждым по одному предложению.

2. Жизненная задача.

Комментарий к выполнению. Задание даётся для выполнения в группах с созданием компьютерной презентации (в программе PowerPoint). Ученики уже знакомились с жизненными задачами, учителю необходимо ещё раз проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять), выбрать руководителей проектов, предложить график, по которому ребята будут докладывать о результатах работы.




Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ.



Умение создавать и использовать в практической деятельности электронные ресурсы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Антонимы"

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 21.11.2023

Номер свидетельства: 640303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Краткосрочный открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы"   5 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "kratkosrochnyi-otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-antonimy-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "279992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453307478"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока на тему "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_antonimy_2"
    ["file_id"] => string(6) "439951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511257987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства