Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 9 классе на тему "Средства связи в сложноподчинённом предложении"»
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Средства связи в сложноподчинённом предложении
Цели: актуализировать знания о подчинительных союзах и их правописании; ознакомить с основными средствами связи в СПП (подчинительными союзами, союзными словами, указательными словами); выявить отличие союзных слов от союзов, специфику указательных слов; закрепить умения находить главную и придаточную части, расставлять знаки препинания в СПП; развивать правильную речь; воспитывать стремление к совершенствованию грамотной устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, сигнальные карточки, тест, карточки с заданиями, презентация
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Опрос «Вспомним правило!» (приём «Белые пятна»)
Сложноподчинённые предложения – это … предложения, части которого соединены … связью, поэтому оно состоит из . . . и . . . частей.
. . . часть присоединяется к . . . при помощи . . . , . . . слов и интонации.
Союзы и . . . слова входят в . . . часть.
Придаточная часть может стоять . . . , . . . и . . . главного предложения.
Сигнальный диктант(поднять сигнальную карточку со схемой предложения).
[ ], (…). ( …), [ ]. [ ,( ), ].
Когда из школы пришёл брат, семья села обедать.
Все только и говорили о том, что произошло вчера в городе.
Холодно так, что надо одеться потеплее.
Под утро, когда буря спала, Алексей услышал звуки боя.
Кто землю лелеет, того земля жалеет.
Там, где есть герои, земля цветёт.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями.
Цифровой словарный диктант (указать, в каких словах пишется «и»)
1.Зам..рать
2.Соб..раться
3.Бл..снуть
4.Зап..реть
5.Бракосоч..тание
1, 2, 6, 8, 9, 10
6. Выт..рать
7. Заст..лать
8.Заж..гать
9. Уд..рать
10. Бл..стать
Изучение нового материала
Сообщение темы урока. Записывание темы в тетрадь.
Совместное целеполагание.
Анализ предложения «Для того, чтобы хорошо учиться, надо быть в высшей степени организованным человеком.»
Записать предложение, подчеркнуть грамматические основы, построить схему. Что является средством связи частей?
Работа с учебником
Упр. 110. (устно)
Упр. 112. ( пр. 1, 2, 6)
Правило – с.69
Физкультминутка
Закрепление изученного
Разграничение союзов и союзных слов
Работа с текстом
1) Прочитать текст, определить тему, основную мысль.
Осень
Осень – прекрасная пора года. Осенью изменяется многое: отступает летняя жара, улетают на юг птицы, опадают с деревьев листья.
Я люблю бывать в парке, когда там гостит осень. Люблю дышать воздухом, который пропитан запахом палой листвы. Люблю бродить по тропинкам, укрытым ярким шуршащим ковром. Если прислушаться, то можно услышать тихие сказки осеннего парка. Они об ушедшем лете, о скорых морозах, о будущей весне.
2) Найти сложноподчиненные предложения, выписать, составить схемы. Определить средство связи.
С двумя словами на выбор составить сложноподчинённые предложения.
Итоговый тест (Единый информационно-образовательный ресурс)
1.Верными являются утверждения:
Сложноподчинённое предложение состоит из главной и зависимой от неё по смыслу и грамматически придаточной части.
Придаточная часть всегда следует за главной частью.
Подчинительные союзы и союзные слова всегда располагаются в главной части, указательные слова располагаются в придаточной части.
В роли союзных слов выступают относительные местоимения и наречия.
2.Соотнесите предложения со схемами: А-[ ], (союз…). Б-[… то, (союзное слово…), …]. В-[… сущ., (союзное слово…), …]. Д-(союз…), [ ]. 1.Тем временем тишина, которую мы слышим всегда внутри нас, воспоминанием звуков жизни уже манила меня (А. Грин).
2.Как только мы остановились, туча комаров облепила нас (А. Беляев) 3.Всё то, чего коснётся человек, озарено его душой живою (С. Маршак).
4.По краскам осени хожу я, как во сне, и жду, когда вернётся тихий белый свет (Ю. Визбор).
3.Что является союзным словом в предложениях:
Часовню, что была на маленькой площади, уже снесли (М. Булгаков).
Я не знал, что может ожидать меня за ближайшей дверью (А. Грин).
Мог ли я думать, что впечатление окажется таким жгучим и стойким (А. Грин).
Эти места хороши тем, что непроходимые леса подходят к самому океану (К. Паустовский).
4.Когда является союзом в предложениях:
Сердце бьётся, когда его приметит взор (М. Лермонтов).
И мысль о вечности, как великан, ум человека поражает вдруг, когда степей безбрежный океан синеет перед глазами (М. Лермонтов).
Мы хорошо знали, когда Анна Николаевна была недовольна (А. Лиханов).
А Динка молчаливо и неподвижно сидит на крыльце и ждёт, когда наступит утро (В. Осеева).
Подведение итогов. Рефлексия
Метод «Микрофон»:
Сегодня на уроке я научился…
повторил…
узнал…
познакомился…
понял…
Задание на дом
Повторить материал § 13; выполнить упр. 116.
Работа с текстом
1) Прочитать текст, определить тему, основную мысль.
Осень
Осень – прекрасная пора года. Осенью изменяется многое: отступает летняя жара, улетают на юг птицы, опадают с деревьев листья.
Я люблю бывать в парке, когда там гостит осень. Люблю дышать воздухом, который пропитан запахом палой листвы. Люблю бродить по тропинкам, укрытым ярким шуршащим ковром. Если прислушаться, то можно услышать тихие сказки осеннего парка. Они об ушедшем лете, о скорых морозах, о будущей весне.
2) Найти сложноподчиненные предложения, выписать, составить схемы. Определить средство связи.
Итоговый тест (Единый информационно-образовательный ресурс)
1.Верными являются утверждения:
Сложноподчинённое предложение состоит из главной и зависимой от неё по смыслу и грамматически придаточной части.
Придаточная часть всегда следует за главной частью.
Подчинительные союзы и союзные слова всегда располагаются в главной части, указательные слова располагаются в придаточной части.
В роли союзных слов выступают относительные местоимения и наречия.
2.Соотнесите предложения со схемами: А-[ ], (союз…). Б-[… то, (союзное слово…), …]. В-[… сущ., (союзное слово…), …]. Д-(союз…), [ ]. 1.Тем временем тишина, которую мы слышим всегда внутри нас, воспоминанием звуков жизни уже манила меня (А. Грин).
2.Как только мы остановились, туча комаров облепила нас (А. Беляев) 3.Всё то, чего коснётся человек, озарено его душой живою (С. Маршак).
4.По краскам осени хожу я, как во сне, и жду, когда вернётся тихий белый свет (Ю. Визбор).
3.Что является союзным словом в предложениях:
Часовню, что была на маленькой площади, уже снесли (М. Булгаков).
Я не знал, что может ожидать меня за ближайшей дверью (А. Грин).
Мог ли я думать, что впечатление окажется таким жгучим и стойким (А. Грин).
Эти места хороши тем, что непроходимые леса подходят к самому океану (К. Паустовский).
4.Когда является союзом в предложениях:
Сердце бьётся, когда его приметит взор (М. Лермонтов).
И мысль о вечности, как великан, ум человека поражает вдруг, когда степей безбрежный океан синеет перед глазами (М. Лермонтов).
Мы хорошо знали, когда Анна Николаевна была недовольна (А. Лиханов).
А Динка молчаливо и неподвижно сидит на крыльце и ждёт, когда наступит утро (В. Осеева).