Урок по русскому языку в 6 классе «Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»
Урок по русскому языку в 6 классе «Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»
Урок русского языка в 6 классе. Главной целью урока является знакомство учащихся с суффиксами-чик(щик) и правилом написания букв Ч и Щ в данных суффиксах. На уроке учащиеся устно рассуждают и самостоятельно объясняют условия выбора орфограммы, письменно выполняют задания в парах и группах. На уроке используются элементы проблемного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 6 классе «Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»»
Урок по русскому языку
в 6 классе
«Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»
Учитель русского языка и литературы
Белоусова Елена Михайловна
Свердловск 2017
Класс: 6
Урок №: 64
Тема урока: «Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»
Тип урока: изучение новой темы, урок – открытие.
Технология : проблемно-диалогическая
Цель урока:
овладение исследовательской компетенцией: открытие способа действий при выборе написания букв "ч" и "щ" в суффиксах имен существительных чик-, -щик-. обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение;
развивающая:
научить сравнивать, синтезировать полученную информацию, делать выводы;
воспитывающая:
- вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников;
воспитательная:
- воспитывать в учащихся любовь к слову; - способствовать развитию творческого мышления.
Формируемые УУД
Личностные:
устойчивый познавательный интерес к русскому языку;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение;
осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.
Познавательные:
владение различными видами аудирования;
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
смысловое чтение;
извлечение необходимой информации из текста;
преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.
Регулятивные:
планирование самостоятельного выполнения заданий;
выбор темпа работы;
умение действовать самостоятельно.
Ход урока
I.Организационный момент
- Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку ?? («пять»)!
Сегодня на уроке мы будем трудиться . А все ли у нас готово к труду ? Проверьте свои принадлежности .
Слайд №1
Труд – тетрадь
Р- ручка
У- учебник
Д- дневник
Учитель .
Настроение у меня сегодня просто замечательное. Ребята , а я хочу узнать ваш настрой на сегодняшний урок . Посмотрите внимательно , у вас на партах лежит табличка , на которой изображена буква Я . Оцените свой настроение на данный момент и и закрасьте букву Я соответствующим цветом , используя при этом ручку или карандаш .
( Слайд 2) Зеленый цвет – настроение отличное , я хочу работать
Синий цвет- работать буду , но без особого желания
Красный цвет - настроение плохое , не хочу ничего делать.
-Молодцы , а теперь покажите свое настроение друг дугу , посмотрите, какая у нас буква вышла разноцветная .
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала
Актуализация знаний
-Каждое утро , проснувшись , многие из вас делают утреннюю зарядку. Предлагаю и нам начать урок с зарядки , но не физической , а лингвистической. Откройте тетради , запишите число , классная работа . Упражнения будут для всех разные , но результат один . Итак, первое задание получают ребята , перед которыми находится карточка с цифрой 1 У кого то она синяя , у некоторых желтая и красная . Пожалуйста выполняйте .Ваши упражнения нацелены на развитие орфографической зоркости. В конце урока я соберу тетради и оценю вашу работу.
Карточки с заданиями
Работа по программе « Грамотей» , « Диктанты для 6 –го класса» ( 3-е учащихся работают по онлайн программе )
- Пока ребята выполняют задания , все остальные не останутся без работы . Давайте вспомним пройденный ранее материал. Скажите мне, какую часть речи мы с вами изучаем?
Триггер – упражнения
Устный « Блиц- опрос»
Работа в тетрадях и у доски . Распределить слова по колонкам , определить род имен существительных
Орфоэпическая разминка.
-Молодцы , ребята , вы все справились с заданиями.
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, хотела бы обратить ваше внимание на волшебную яблоню, которая выросла у нас в классе. На ней ф
А что такое суффикс ? Какова его основная задача? ( образовывать слова)
Сегодня мы еще раз окунемся в удивительный и огромный мир суффиксов . Каждый суффикс имеет свое значение , учит видеть характер человека .
Обратите внимание на доску, что вы видите ? ( транскрипцию слов)
Прочитайте слова вслух , назовите их общий грамматический признак.
( существительные)
Произнесите эти слова , что можно сказать о произношении ?Запишите
( 2 ученика у доски записывают данные слова )
[п'ир'иб'`эщ'ик]- перебежчик сменщик
[п'ир'ип'`ищ'ик]- переписчик мойщик
[смащ'ик]. - смазчик
[абй'эщ'ик- объездчик
парк'`этч'ик]- паркетчик
- Ребята , внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают?
Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).
А что такое профессия? ( работа со словом)
Итак , давайте проверим , как вы выполнили задание ?
Может кто -то написал не так как ребята? ( читают написанное)
Посмотрите , я вам дала всего одно задание , но справились вы с ним по разному. Почему?
В выборе какой морфемы у вас вышли затруднения?
Что мы не знаем и что нужно узнать ?((побуждение к формулировке проблемы)
Какая проблема встала перед нами?
Формулируют проблему( записать проблему на доске)
- Как осуществить выбор суффикса - чик-, щик- в существительных?
- Какова же будет тема нашего урока?
( записывается тема урока)
Формулируют тему урока:
” Правописание суффиксов -чик- и -щик- в именах существительных”.
III. Поиск способов решения проблемы
-Ребята , давайте вернемся к словам .
А теперь посмотрите правильный вариант написания слов( учитель на доске пишет правильный вариант) . Исправьте ошибки в ваших тетрадях , если они есть.
Я неслучайно распределила все слова в два столбика . Это вам поможет открыть правило
Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам). Учитель записывает мнения ребят на доске
- Есть ещё новые идеи? (побуждение к гипотезам). Прочитайте первый столбик, вслушайтесь в звучание, обратите внимание на орфографию
- Я вам дам маленькую подсказку. Выделите корни . Посмотрите на конечную букву . (подсказка к решающей гипотезе).Что влияет? -.( последняя буква в корне)
- Как эту мысль проверить? (побуждение к проверке). Что нужно сделать со словами каждого столбика? (подсказка к плану). Что дала проверка? ( ответы учащихся)
-Назовите еще раз эти согласные .(д-т,з-с, ж)
-Попробуйте самостоятельно сформулировать правило
( в именах существительных со значением « лицо « и « профессия»пишется чик после д-т,з-с,ж, в остальных – щик).
1. Работа с материалом учебника. Учащиеся сверяют свои наблюдения с правилом в учебнике
-Вот вы и вывели правило , а теперь попробуйте представить его в виде схем. Для этого я подарю вам « Путеводную звезду» , которая будет вести вас к знаниям , ладошку- помощницу , которая означает всегда только 5 . ( работают самостоятельно , затем проговаривают написанное)
2. Создание схемы – модели рассмотренного правила
( в это время звучит джазовая музыка)
- Ребята , выполняя это задание , какую музыку вы услышали , вернее стиль музыки? (Джаз)
- Как вы думаете , как называют человека , исполняющего джаз ?
Посмотрите внимательно на доску, почему я вывесила название этой профессии , из каких букв состоит это слово ? Как это слово связано с темой нашего урока? (Слово ДЖАЗИСТ содержит все согласные буквы, после которых пишется суффикс --? чик-.
Итак, ДЖАЗИСТ еще одна наша запоминалка , вернее ,слово-запоминалка.
- Вот сколько мы работы с вами проделали , повторили изученное , вывели новое правило , составили схему.
А теперь я предлагаю вам немного подвигаться , проведем небольшую физминутку
Физминутка « Танец маленьких утят»
IV.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
-Ну , теперь вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.
1 задание .Работа по учебнику Упражнение №292. ( устно первые 5 слов) Обязательно обратить внимание на образец рассуждения, который предлагает нам автор. Именно по этому образцу мы будем работать(стр.153).
V. Закрепление знаний.
1. Задание « Кто такой?» Лексический диктант .Записать ответ на доске .
- Вы должны по лексическому значению узнать профессию человека , записать, объяснив орфограмму. Обязательно на суффикс чик или щик ( дети выходят к доске , читают задание классу и записывают слова)
2. Задание . Составить предложение с одним из слов.
-Ребята , какой вывод о проделанной работе можно сделать ? Чему вы немного можете ?
3.Задание .Работа в парах .Зрительно – слуховой диктант( видеодиктант).
Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.
Следующее задание вы выполните сообща , одна голова хорошо , а две лучше . Сейчас вы просмотрите видеодиктант , состоящий из слов на изучаемую нами тему .
- Перед вами карточки , в которых имеются 3 колонки . Ваша задача распределить увиденные и услышанные слова в зависимости от значения .
- Ребята , какая еще орфограмма присутствует в словах . Кто внимательно читал правило , тот обязательно скажет .(Мягкий знак перед суффиксом чик (щик) )
- Посмотрите на ваши слова , о какой профессии вы не слышали ? ( ямщик)
- Что обозначает это слово ? Каково его лексическое значение? Давайте обратимся к словарю( дети находят данное слово и его лексическое значение) Придумайте и запишите предложение с этим словом.
4. Задание .» Собери пазл». Работа со словарями.
- Хотели бы вы узнать еще о профессиях , которые существовали в далекие времена . Тогда вам нужно будет собрать пазлы. Работать мы будем сообща. Для этого вам нужно объединиться в группы , у каждого из вас карточка с определенным цветом .
1. группа – слово Бакенщик
2 группа - Лудильщик
3группа – шарманщик
4 группа - шарманщик
Составить предложение со словом , которое больше всего вызвало у вас интерес
6.Задание « Корректировщики» « Магический квадрат
Цель: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их
- А теперь мы перенесемся в наше время и побудем корректировщиками. Что означает эта профессия? Кто такие корректировщики?
Учитель .
На слайде предложения , найти ошибки в орфограммах и оцени себя сам.( 1шибка- 5 б., 2-3- 4 б., 4-5-3б)
7. Задание « Как строилась школа»
Чтобы построить нашу школу работало много людей. Сначала взялись за дело инж...неры-................................., которые намет...ли гр...ниц...
котлована. …............................. вырыли котлован для фундамента и
…............................. г...товились к его закла...к... . Арм...туру уст...навливали …......................... и ….............................. . Когда стены были закончены …............................. возвели крышу. Пока клали стены и возв...дили крышу …................................... (з,с)гружали стройм...т...риалы. Слесари-............................. т...нули к дому трубы и уст...навливали б...тареи для от...пления.
Зав...ршили работу плотники, ….................................... штукатуры, м...ляры.
Слова для справок: пл...ниров...ики, экск...ватор...ики, б...тон...ики, арм...тур...ики, свар...ики, камен...ики, гру...ики, вод...прово.....ики, кров...ль...ики, ст...коль...ики.
Задания на синих карточках
Составить объявления о приеме на работу , используя слова на данные суффиксы
VI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-А теперь , домашнее задание . Открыли дневники , записали. Выучить параграф 52 , записать 5 слов на выученное правило . Но на этом задание не закончилось . Обратите внимание на уголок парты , посмотрите на цвет геометрической фигуры. Выходя из класса вы получите конверты такого же цвета В конверте дополнительное задание . ( разноцветные конверты на парте)
1)Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой;
2)В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;
3)Выполнить упражнения 244, 245
VII .Рефлексия. Подведение итогов
Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли ее достичь?
- Каким образом?
- Где можно применить новые знания?
Приём «Рефлексивный экран».
Я смог…
Я научился…
Я узнал…
Я злился , потому что…
Я радовался тому, что….
Я выйду с урока…..
-Урок был очень увлекательным, интересным. Вот и не осталось у нас ни одного зеленого яблока на яблоне . Как вы думаете почему они исчезли? Вы работали очень активно, и ваши яблоки успели поспеть. Угощайтесь и набирайтесь сил на следующий урок. До свидания!