kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 6 классе «Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе. Главной целью урока является знакомство учащихся с суффиксами-чик(щик) и правилом написания букв Ч и Щ в данных суффиксах. На уроке учащиеся устно рассуждают  и  самостоятельно объясняют условия выбора орфограммы,  письменно выполняют задания в парах и группах. На уроке используются элементы проблемного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 6 классе «Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»»













Урок по русскому языку

в 6 классе

«Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»













Учитель русского языка и литературы



Белоусова Елена Михайловна





Свердловск 2017



Класс: 6

Урок №: 64

Тема урока: «Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»

Тип урока: изучение новой темы, урок – открытие.

Технология : проблемно-диалогическая

Цель урока:

овладение исследовательской компетенцией: открытие способа действий при выборе написания букв "ч" и "щ" в суффиксах имен существительных чик-, -щик-. обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение;

развивающая:

научить сравнивать, синтезировать полученную информацию, делать выводы;

воспитывающая:

- вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников;

воспитательная:

- воспитывать в учащихся любовь к слову;
- способствовать развитию творческого мышления.

Формируемые УУД

Личностные: 

  • устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение;

  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

  • владение различными видами аудирования;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  •    смысловое чтение;

  •    извлечение необходимой информации из текста;

  •    преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение      доказывать.

Регулятивные: 

  • планирование самостоятельного выполнения заданий;

  •  выбор темпа работы;

  • умение действовать самостоятельно.













Ход урока





I.Организационный момент

- Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку ?? («пять»)!

Сегодня на уроке мы будем трудиться . А все ли у нас готово к труду ? Проверьте свои принадлежности .

Слайд №1

Труд – тетрадь

Р- ручка

У- учебник

Д- дневник

Учитель .

Настроение у меня сегодня просто замечательное. Ребята , а я хочу узнать ваш настрой на сегодняшний урок . Посмотрите внимательно , у вас на партах лежит табличка , на которой изображена буква Я . Оцените свой настроение на данный момент и и закрасьте букву Я соответствующим цветом , используя при этом ручку или карандаш .

( Слайд 2) Зеленый цвет – настроение отличное , я хочу работать

Синий цвет- работать буду , но без особого желания

Красный цвет - настроение плохое , не хочу ничего делать.

-Молодцы , а теперь покажите свое настроение друг дугу , посмотрите, какая у нас буква вышла разноцветная .

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала

    1. Актуализация знаний

-Каждое утро , проснувшись , многие из вас делают утреннюю зарядку. Предлагаю и нам начать урок с зарядки , но не физической , а лингвистической. Откройте тетради , запишите число , классная работа . Упражнения будут для всех разные , но результат один . Итак, первое задание получают ребята , перед которыми находится карточка с цифрой 1 У кого то она синяя , у некоторых желтая и красная . Пожалуйста выполняйте .Ваши упражнения нацелены на развитие орфографической зоркости. В конце урока я соберу тетради и оценю вашу работу.

Карточки с заданиями

Работа по программе « Грамотей» , « Диктанты для 6 –го класса» ( 3-е учащихся работают по онлайн программе )

- Пока ребята выполняют задания , все остальные не останутся без работы . Давайте вспомним пройденный ранее материал. Скажите мне, какую часть речи мы с вами изучаем?

Триггер – упражнения

Устный « Блиц- опрос»

    1. Работа в тетрадях и у доски . Распределить слова по колонкам , определить род имен существительных

    2. Орфоэпическая разминка.

-Молодцы , ребята , вы все справились с заданиями.

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, хотела бы обратить ваше внимание на волшебную яблоню, которая выросла у нас в классе. На ней ф

А что такое суффикс ? Какова его основная задача? ( образовывать слова)

Сегодня мы еще раз окунемся в удивительный и огромный мир суффиксов . Каждый суффикс имеет свое значение , учит видеть характер человека .

Учитель создает проблемную ситуацию . Стадия вызова.

Обратите внимание на доску, что вы видите ? ( транскрипцию слов)

Прочитайте слова вслух , назовите их общий грамматический признак.

( существительные)

Произнесите эти слова , что можно сказать о произношении ?Запишите

( 2 ученика у доски записывают данные слова )

[п'ир'иб'`эщ'ик]- перебежчик сменщик

[п'ир'ип'`ищ'ик]- переписчик мойщик

[смащ'ик].  - смазчик

[абй'эщ'ик- объездчик

парк'`этч'ик]- паркетчик

- Ребята , внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают?

Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).

А что такое профессия? ( работа со словом)

Итак , давайте проверим , как вы выполнили задание ?

Может кто -то написал не так как ребята? ( читают написанное)

Посмотрите , я вам дала всего одно задание , но справились вы с ним по разному. Почему?

В выборе какой морфемы у вас вышли затруднения?

Что мы не знаем и что нужно узнать ?( (побуждение к формулировке проблемы)

Какая проблема встала перед нами?

Формулируют проблему( записать проблему на доске)

- Как осуществить выбор суффикса - чик-, щик- в существительных? 

- Какова же будет тема нашего урока?

( записывается тема урока)

Формулируют тему урока:

” Правописание суффиксов -чик- и -щик- в именах существительных”.



III. Поиск способов решения проблемы



-Ребята , давайте вернемся к словам .

А теперь посмотрите правильный вариант написания слов( учитель на доске пишет правильный вариант) . Исправьте ошибки в ваших тетрадях , если они есть.

Я неслучайно распределила все слова в два столбика . Это вам поможет открыть правило

Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам). Учитель записывает мнения ребят на доске

- Есть ещё новые идеи? (побуждение к гипотезам). Прочитайте первый столбик, вслушайтесь в звучание, обратите внимание на орфографию

- Я вам дам маленькую подсказку. Выделите корни . Посмотрите на конечную букву . (подсказка к решающей гипотезе).Что влияет? -.( последняя буква в корне)

- Как эту мысль проверить? (побуждение к проверке). Что нужно сделать со словами каждого столбика? (подсказка к плану). Что дала проверка? ( ответы учащихся)

-Назовите еще раз эти согласные .(д-т,з-с, ж)

-Попробуйте самостоятельно сформулировать правило

( в именах существительных со значением « лицо « и « профессия»пишется чик после д-т,з-с,ж, в остальных – щик).

1. Работа с материалом учебника. Учащиеся сверяют свои наблюдения с правилом в учебнике

-Вот вы и вывели правило , а теперь попробуйте представить его в виде схем. Для этого я подарю вам « Путеводную звезду» , которая будет вести вас к знаниям , ладошку- помощницу , которая означает всегда только 5 . ( работают самостоятельно , затем проговаривают написанное)

2. Создание схемы – модели рассмотренного правила

( в это время звучит джазовая музыка)

- Ребята , выполняя это задание , какую музыку вы услышали , вернее стиль музыки? (Джаз)

- Как вы думаете , как называют человека , исполняющего джаз ?

Посмотрите внимательно на доску, почему я вывесила название этой профессии , из каких букв состоит это слово ? Как это слово связано с темой нашего урока? (Слово ДЖАЗИСТ содержит все согласные буквы, после которых пишется суффикс --? чик-.

Итак, ДЖАЗИСТ еще одна наша запоминалка , вернее ,слово-запоминалка.

- Вот сколько мы работы с вами проделали , повторили изученное , вывели новое правило , составили схему.

А теперь я предлагаю вам немного подвигаться , проведем небольшую физминутку

Физминутка « Танец маленьких утят»



IV.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Ну , теперь вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.

1 задание .Работа по учебнику Упражнение №292. ( устно первые 5 слов) Обязательно обратить внимание на образец рассуждения, который предлагает нам автор. Именно по этому образцу мы будем работать(стр.153).



V. Закрепление знаний.



1. Задание « Кто такой?» Лексический диктант .Записать ответ на доске .

- Вы должны по лексическому значению узнать профессию человека , записать, объяснив орфограмму. Обязательно на суффикс чик или щик ( дети выходят к доске , читают задание классу и записывают слова)



2. Задание . Составить предложение с одним из слов.

-Ребята , какой вывод о проделанной работе можно сделать ? Чему вы немного можете ?

3.Задание . Работа в парах .Зрительно – слуховой диктант( видеодиктант).

Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.

Следующее задание вы выполните сообща , одна голова хорошо , а две лучше . Сейчас вы просмотрите видеодиктант , состоящий из слов на изучаемую нами тему .

- Перед вами карточки , в которых имеются 3 колонки . Ваша задача распределить увиденные и услышанные слова в зависимости от значения .

- Ребята , какая еще орфограмма присутствует в словах . Кто внимательно читал правило , тот обязательно скажет .(Мягкий знак перед суффиксом чик (щик) )

- Посмотрите на ваши слова , о какой профессии вы не слышали ? ( ямщик)

- Что обозначает это слово ? Каково его лексическое значение? Давайте обратимся к словарю( дети находят данное слово и его лексическое значение) Придумайте и запишите предложение с этим словом.

4. Задание .» Собери пазл». Работа со словарями.

- Хотели бы вы узнать еще о профессиях , которые существовали в далекие времена . Тогда вам нужно будет собрать пазлы. Работать мы будем сообща. Для этого вам нужно объединиться в группы , у каждого из вас карточка с определенным цветом .

1. группа – слово Бакенщик

2 группа - Лудильщик

3группа – шарманщик

4 группа - шарманщик

Составить предложение со словом , которое больше всего вызвало у вас интерес

6.Задание « Корректировщики» « Магический квадрат

Цель: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их

- А теперь мы перенесемся в наше время и побудем корректировщиками. Что означает эта профессия? Кто такие корректировщики?

Учитель .

На слайде предложения , найти ошибки в орфограммах и оцени себя сам.( 1шибка- 5 б., 2-3- 4 б., 4-5-3б)

7. Задание « Как строилась школа»

Чтобы построить нашу школу работало много людей. Сначала взялись за дело инж...неры-................................., которые намет...ли гр...ниц...

котлована. …............................. вырыли котлован для фундамента и

…............................. г...товились к его закла...к... . Арм...туру уст...навливали …......................... и ….............................. . Когда стены были закончены …............................. возвели крышу. Пока клали стены и возв...дили крышу …................................... (з,с)гружали стройм...т...риалы. Слесари-............................. т...нули к дому трубы и уст...навливали б...тареи для от...пления.

Зав...ршили работу плотники, ….................................... штукатуры, м...ляры.

Слова для справок: пл...ниров...ики, экск...ватор...ики, б...тон...ики, арм...тур...ики, свар...ики, камен...ики, гру...ики, вод...прово.....ики, кров...ль...ики, ст...коль...ики.

Задания на синих карточках

Составить объявления о приеме на работу , используя слова на данные суффиксы



VI . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



-А теперь , домашнее задание . Открыли дневники , записали. Выучить параграф 52 , записать 5 слов на выученное правило . Но на этом задание не закончилось . Обратите внимание на уголок парты , посмотрите на цвет геометрической фигуры. Выходя из класса вы получите конверты такого же цвета В конверте дополнительное задание . ( разноцветные конверты на парте)

1)Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой;

2)В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;

3)Выполнить упражнения 244, 245

VII .Рефлексия. Подведение итогов

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Каким образом?

- Где можно применить новые знания?

Приём «Рефлексивный экран».

Я смог…

Я научился…

Я узнал…

Я злился , потому что…

Я радовался тому, что….

Я выйду с урока…..

-Урок был очень увлекательным, интересным. Вот и не осталось у нас ни одного зеленого яблока на яблоне . Как вы думаете почему они исчезли? Вы работали очень активно, и ваши яблоки успели поспеть. Угощайтесь и набирайтесь сил на следующий урок. До свидания!























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по русскому языку в 6 классе «Правописание суффиксов – ЧИК- и –ЩИК-»

Автор: Белоусова Елена Михайловна

Дата: 18.08.2021

Номер свидетельства: 585425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому  языку. 6 класс Правописание суффиксов -чик, -щик."
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "253026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447508040"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов -чик-, -щик-" "
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "187591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426529730"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов -чик-, -щик-" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "187575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426528599"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Правописание суффиксов -чик, -щик "
    ["seo_title"] => string(35) "pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "129265"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415650445"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "251753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447275012"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства