Тип урока- урок «открытия» новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели урока:
Деятельностные-
Формировать навык определения стилистической окраски фразеологизмов и употребления их в разных стилях речи;
совершенствовать умение составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её.
развивать образное и логическое мышление, речь, языковую память и речевой слух;
воспитывать чувство ответственности по отношению к языку
Содержательные-
Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Русский язык
6
Русский язык: учебник 6 класса для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. часть 1. – М.: «Просвещение», 2012
«Фразеологизмы»
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Вижу по глазам ребят: огоньки в глазах горят, приступаем, чтоб успели все внести весомый вклад.
– дорисуйте смайлика, чтобы показать своё настроение (на рабочем листе - кружочки) А вот моё настроение (магнитный смайлик)
Начнём мы урок с лингвистической задачи (на доске и в рабочих листах).
Перед вами два предложения с похожими сочетаниями слов. Что в них общего и чем они (сочетания) различаются? (к доске приглашаются два ученика; они отвечают на ??, выполняют синтаксический разбор предложений) Аргументируйте свой ответ.
Он допустил три ошибки в двух словах.
Расскажите обо всём в двух словах.
Вопрос классу: Для чего необходимы вам эти знания? (умение различать свободные и устойчивые сочетания слов)
2. По следам домашнего задания
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. По мнению учёного, фразеологизмы создают как бы особый пласт в языке, по-своему отражающий жизнь народа с очень далёких времён.
Каковы пути появления в языке фразеологизмов?
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Интрига.
я предлагаю вам составить бином, в котором одно слово уже известно (оно звучало много раз) – фразеологизм, а второе надо найти самим по аналогии:
Картон – тонна – фонарь
Пасти - ……….. – полька (это слово стиль)
Какой получился бином? Стиль и фразеологизм. Можно ли соединить эти понятия?
Выполняют задание, определяя спрятанное слово по аналогии, анализируют бином с точки зрения сочетаемости составляющих его слов.
Метапредметные результаты
Поиск закономерностей
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?).
Создаёт проблемную ситуацию
- Так какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте проблемный вопрос.
(как связаны стиль и фразеологизм? зависит ли выбор фразеологизма от стиля речи?)
Рассмотрим такие предложения:
А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него.
Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с ними и поэтому оказалась за кадром.
В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой.
- Всё ли здесь верно сформулировано?
Что вызвало затруднение?
Так над чем сегодня надо поработать? Какую цель вы поставите перед собой?
А вот моя цель: совершенствовать умение учащихся уместно употреблять фразеологизмы в разных стилях речи,
Совпали наши цели?
Как вы назовёте наш урок? Запись темы урока.
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеучебные)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Но, прежде чем вы приступите к выполнению заданий, нам необходимо разработать алгоритм действия. (работа в парах)
Для этого вспомним, как вы определяли стилистические свойства слова. Возьмём три слова: говорить, докладывать, мямлить. Как определите их стилистическую окраску?
Алгоритм: определить значение слова, выражает ли слово отношение, оценку, в какой речевой ситуации можно употребить слово, в каком стиле может встретиться и сделать вывод.
Какое из этих слов ярко, образно выражает отношение к человеку? (мямлить…)
Каких слов больше в русском языке – стилистически нейтральных или стилистически окрашенных? (ответ сверьте по учебнику, стр. 100 )
Вариант вопроса: Какие слова составляют основную часть словарного состава лексики? – общеупотребительные, стилистически нейтральные.
Составляют план достижения цели.
На основе ранее изученного материала определяют стилистические свойства слова и составляют алгоритм:
определяю значение слова, выражает ли оно оценку.
выясняю, в какой речевой ситуации оно употребляется.
определяю стилистическую принадлежность слова.
.
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
Самостоятельная исследовательская работа
Цель этапа: усвоение учащимися правил работы с фразеологизмами для определения их стилистических свойств
Организует деятельность в группах
Группа 1 (выявление стилистически нейтральных фразеологизмов, особенности их употребления)
Группа 2 (подбор разговорных фразеологизмов, анализ текста )
Группа 3 (сопоставление синонимичных фразеологизмов, определение их роли в речи, создание текста)
Группа 4 (выяснение роли фразеологизмов-антонимов)
Группа 5 (определение значения книжного фразеологизма, выявление соотношения между фразеологизмами разной стилистической окраски)
Самостоятельная творческая, поисковая работа с фразеологизмами по группам
Ученики выполняют работу в группах, защищают свои минипроекты, делают выводы, составляю кластер
Метапредметные результаты
Выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся Упр.1 (стр.122)
Задание на выбор: 1) вопросы 2, 4 (выписать фраз., объяснить значение 2-3 фраз.)
2) вопросы 5,6 (проанализировать текст)
3) вопрос 7 (написать сочинение-рассуждение о роли фраз.)
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Называют ключевые слова темы.
Поднимают тучку(синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)