kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Безударные гласные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использваны различные формы организации учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Безударные гласные"»

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»



Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;

создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.

Планируемые результаты: научатся способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге. Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.

Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.

Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.




Задачи:

1.Образовательная – отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;


2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь;

содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся;

развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим.

умение работать в паре, самостоятельность, трудолюбие;

создать благожелательную творческую атмосферу.


Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык»,Т.А.Ладыженская. Москва «Просвещение», 2012. , карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.


метапредметных результатов:


- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции;

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.

- освоить способ проверки парных согласных на конце слов;

- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

предметных результатов:

- анализировать устную речь;

- подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы.






Сценарий урока

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I.Организационный момент


Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке



Мотивирующий приём:

положительный настрой на урок русского языка





- Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу . Я желаю вам хорошего настроения Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!

Слушают, настраиваются на урок






- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности




II.Актуализация знаний



Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации



Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог.

Жила- была бабушка Орфографушка и была у ее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку.

На доске записано стихотворение:

Л..са вд..ли в..днее,

С..нее н..б..са.

Заметней и м лее

На пашне п..л..са.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

Какое правило вы применили?









Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)

Как проверить безуд. гласный в корне?

По какому алгоритму действовали?




Давайте вспомним алгоритм и проверим себя ( Слайд № 1)





























Записывают текст

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударение,

Чтоб развеять все сомнения!





Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением



Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо

найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.


Вспоминают , а потом прочитывают алгоритм








Беседа, диалог


личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;





- познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;

- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;



- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение













Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова:

Личностные УУД:

Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

Предметные:

определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

- познавательные:

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

III. Формулирование темы урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.


Продуктивное задание: определить тему урока











IV. Работа с учебником (открытие новых знаний)



Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста


Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных способом объяснения лексического значения слов.

















V. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление

Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника























VI.Работа в парах.

Упражнение на формирование орфографичекой зоркости.

Продуктивное задание:

исправить ошибки


Мотивирующий приём:

Просьба оказать помощь ученику Васе



































VII. Физкультминутка


Цель: здоровьесбережение, активизация внимания
















VIII.Закрепление изученного

1.Отгадывание загадок

Способы: фронтальная работа, обратная связь,

индивидуальная работа


Средства: комментирование.


























2.Работа по упражнению учебника №32, стр19





















- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.

Запись на доске: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением»



Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)


Да, сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.


Давайте выразительно прочитаем страницы учебника и выясним, как нам советуют действовать лингвисты при выборе безударной гласной в корне слова ( стр. 19,

Итак, какой способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам?

Приведите примеры из упражнения № 29























Применяя правило, выполнить упражнение учебника № 30


((Слайд № 2)



Проверим результаты вашей работы

Слайд № 3






Работаем в паре.



Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал :

Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель.
Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.

Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте!

Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки

Почему Вася допустил так много ошибок?

Какое же правило не знал Вася?


Давайте поможем Васе и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением!




Ребята, обратите внимание, что некоторые слова на эту орфограмму Вася все – таки написал правильно. Назовите их.




- Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы:

К.рмушка(корм),  маслёнок(масло),  кр.льчиха( кролик),   см.льчак (смелый),   б.глец ( бег), старичок ( старый),  ц.почка ( цепь),     д.чурка ( дочь),   с.сновый ( сосны),   д.тишки ( дети).

Физкультминутка (а, я, о, е) на слайде № 7

а-хлопаем в ладоши

я-встаём

о-присядем

е- подскок








Отгадаем загадки, запишем отгадки, а также проверочное слово. Правильно оформим запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова

В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных.



1.Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора. (Глаза - глаз - глазки)

 

2.Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето. (Трава - травы, травка)

 3. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода - воды - водный)

4.Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова - совы - совушка)


Вставьте пропущенную букву, оставляя лишь то слово, которое является проверочным. Работаем по цепочке


















- Мы с

-Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением









Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова







Читают текст на стр. 19 два ученика по частям: один – теорию, другой - примеры

Обе ученицы проговаривают правило, приводят примеры слов.

Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное































2примера учащиеся записывают на доске коллективно, а потом по два примера записывают самостоятельно.











Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова



























Обучающиеся работают в паре







Обучающиеся в порядке очередности выполнения заданий ( по 2 предложения каждая группа) исправляют ошибки и называют проверочное слово.



Не знал правило.

Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

Еще раз проговаривают правило и приводят свои примеры по цепочке!



Залила ( лить), звенит (звень- у Есенина), нарядилась (наряд) появилась (явь), молодая(молод, молоденький)





















Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики.

































В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных, объясняя лексическое значение слова.






Глаза - глаз - глазки







Трава - травы, травка





Вода - воды – водный



Сова - совы - совушка







По очереди, «цепочкой» вставляют пропущенную букву. Объясняя, почему оставили это слово.

Формулирование темы урока:

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;





Работа с учебником

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

- предметные УУД:

выведение способа проверки безударных гласных в корне слова

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
















Формулирование правила, его запоминание:

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

- предметные УУД:

выведение способа проверки безударных гласных в корне слова

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;









Работа в парах:

- регулятивные :

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;


- коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-договариваться, приходить к общему решению;


Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
























































Закрепление изученного:

-регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

- личностные:

- сохранять интерес к учебному материалу;

- предметные:

подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова.
























































VIII. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа, работа в парах


- Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно по вариантам, ведь вы уже многому научились.


Вспомните правила правильной посадки при письме.


Слайд № 8 с заданием по вариантам для самостоятельной работы.

( в карточку – заготовку запишите только буквы корня слова)

- Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок?

- Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом ответа на слайде.





- Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.




Ручку правильно держу,

тетрадь наклонно положу,

Сяду ровно, не согнусь,

Ни к кому не повернусь.


Выполняют самостоятельно на карточках заготовках.


Самопроверка



Взаимопроверка..

Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.








Самостоятельное выполнение задания у:

- регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.


Предметные:

- применять правила правописания безударных гласных в корне слова;


Взаимопроверка:

- Регулятивные:

оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).


- коммуникативные:

осуществлять действие взаимоконтроля.



- личностные:

- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).


IX. Рефлексия.

Итог урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.


Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Выберите нужную фишку :

КРАСНУЮ - Я умею проверять безударные гласные. 
ЖЁЛТУЮ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
Зеленую – Я сегодня не смог ,но завтра научусь.

Сегодня на уроке я:

научился…..




было интересно…


было трудно ….




мои ощущения….
















- Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов.



- Мне это пригодиться ….я буду грамотным.

- Было трудным….



- Было интересно …

- Понравилось больше всего ….

Рефлексия:

- личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;


- регулятивные УУД:

оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;


- познавательные УУД:

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;


- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания;



X. Выставление оценок за урок.


Выставляет оценки за урок, комментируя их



XI. Домашнее задание

Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения.

Прочитайте задание к домашней работе ( № 33, стр. 19).

Все ли вам понятно?
















Данный урок является первым в теме « Правописание корней», вторым в разделе «Орфография».


Тип урока – изученного нового материала.


Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности:

- коллективная;

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Педагогическая деятельность была построена на методах:


по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации).


по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный


по принципу распределения знаний:

- изучение нового материала;


о характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).


методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в парах, группах).


С целью здоровьесбережения использована физминутка, двигательная активность при работе в группах, смена видов деятельности.


Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, логического мышления, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.





21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Безударные гласные"

Автор: Полякова Нина Александровна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок - презентация по русскому языку по теме "Безударный гласный в корне слова" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(93) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-biezudarnyi-ghlasnyi-v-kornie-slova-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "249547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446914712"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка "Безударные гласные звуки, обозначение их на письме""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_biezudarnyie_ghlasnyie_zvuki_oboznachieniie_ikh"
    ["file_id"] => string(6) "373135"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482657442"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация к уроку русского языка на тему "Безударная гласная в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_na_tiemu_biezudarnaia_ghlasnaia_v_korni"
    ["file_id"] => string(6) "439358"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1510944809"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока русского языка "Ударные и безударные гласные. Способы проверки безударного гласного""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_udarnyie_i_biezudarnyie_ghlasnyie_sposoby_provi"
    ["file_id"] => string(6) "420537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496666848"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока русского языка на тему "Безударные падежные  окончания имён существительных в единственном числе."4 класс "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-biezudarnyie-padiezhnyie-okonchaniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "148408"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419692676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства