УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе;
практическое усвоение морально-этических принципов общения и
сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение
согласовывать свои действия.
Тема урока: «Словосочетание»
5 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 7» Алексеевского городского округа, Тихонова Екатерина Михайловна
Цель урока: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; дать представление о главном и зависимом слове; показать, как строится словосочетание; дать понятие о видах словосочетаний, развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Задачи: вспомнить, что такое словосочетание; учиться находить главное и зависимое слово; формировать умение вычленять словосочетания из предложения; узнать, чем отличается слово от словосочетания; учиться составлять словосочетания.
Предметные результаты: умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
УУД личностные: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: умение анализировать словосочетания с точки зрения структурной организации, планирование и регуляция своей деятельности, умение принимать решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. , М. «Дрофа», 2012.
Оборудование: учебник, проектор, экран, дидактический материал
ХОД УРОКА
1. Орг.момент. Проверка готовности к уроку
Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Зовут меня Екатерина Михайловна
- На свете разных слов немало. Мы любим, чтим родной язык. Вопросов с каждым годом стало У нас всё больше. Это так?
- Думаю, да. Но ни один из них не останется без ответа. Помогают нам в этом уроки русского языка. Вот и сегодня нам предстоит разрешить некоторые из них….
(1 мин)
2.Актуализация знаний. 3-4 мин
Для того, чтобы овладеть любым языком нужно уметь правильно произносить звуки, из которых строятся слова, уметь составлять словосочетания, предложения. Нужно научится уместно употреблять слова, расставлять в предложениях знаки препинания. Ведь, как вы знаете, от правильно расставленных знаков препинания зависит весь смысл предложения. Ребята, посмотрите на доску, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
По горизонтали:
Наука о строении словосочетаний и предложений. (Синтаксис)9 букв
Группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. (предложение)11 букв
Главный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? и подчеркивается 1 чертой (Подлежащее)10 букв
Главные члены предложения – это грамматическая ……………. предложения (Основа) 6 букв
По вертикали:
Главный член предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое) 9 букв
Правила употребления знаков препинания изучает …….Пунктуация.10 букв
Единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки. (Слово) 5 букв
Молодцы, отлично справились!
3. Мотивация.
На доске вы видите фотографии с изображением озера Байкал. * Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.) * Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.) * Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.)
Скажите, вы догадались, о чем будет идти речь на сегодняшнем занятии? Определение темы урока «Словосочетание», запись темы в тетрадь.
Как вы думаете, а какая цель сегодняшнего урока? ( вспомнить что такое словосочетание, научится выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово)
Перепишите в тетрадь эти сочетания слов.
5. Работа по новой теме урока. Объяснение материала . Работа с учебником стр. 140) Давайте вспомним с вами, что же такое словосочетание? (несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
Сейчас я раздам каждому ряду секретные конверты, в которых спрятались слова. Вам нужно подобрать к каждому слову, записанному на доске подходящие слова из конверта, чтобы получилось словосочетание. Запишите словосочетания в тетрадь. Что у вас получилось? какие трудности возникли, что приходилось делать? (изменять окончания, добавлять предлоги; с последними нельзя составить словосочетания. Вывод: словосочетание-несколько слов, связанных по смыслу и грамматически; словосочетание более точно, чем слово, называет предметы, действия, признаки
Информация главном и зависимом слове, об именных и глагольных словосочетаниях, работа по учебнику (теоретический материал стр. 141, 142)
Вывод: смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому.
6. Физкульт. минутка. К нам в гости пришел кот Леопольд. Усаживайтесь поудобнее, выполняем упражнения для разминки.
7. Работа с текстом.
На экране стихотворение. Ребята, давайте попробуем найти словосочетания в стихотворении. Кто больше?
Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы — и зима настала. Труженик-крестьянин вытащил санишки, Снеговые горы строят ребятишки. Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи, И избу соломой он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели, Не надули б снега вьюги и метели. Он теперь покоен — все кругом укрыто, И ему не страшен злой мороз, сердитый. И. Суриков
Групповая работа, дети выписывают словосочетания, называют по очереди по 1-му каждая группа Проверка записанных словосочетаний,
информация о том, что грамматическая основа и однородные члены предложения не являются словосочетаниями. Запись информации в тетрадях.
8. Закрепление материала. Выполнение упр. 393 (учебник), работа у доски, взаимопроверка.
9.Подведение итогов урока. На экране проектора
Продолжите фразу:
1.Словосочетание – это……………………..
2.Словосочетание состоит из ……………………….
3. Виды словосочетаний по главному слову ………………….
№ 1. Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
№ 2. Найди лишнее
1)зимний день,
2)писать в тетради,
3) около дома,
4) говорить громко
№ 3 .Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
Какой мы можем подвести итог сегодняшнему занятию? Выводы. Выставление оценок.
10. Домашнее задание. Объяснение д\з. Упражнение 398 на стр. 142-143, выучить правила на стр.140,141 и 142
11. Рефлексия. Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Орфографическа разминка. (4-5 мин
Сейчас я загадаю вам загадки, а вы в тетрадях запишите отгадки и в словах-отгадках выделите орфограммы.
1. Не танцует и не пляшет,
Круг рисует, ногой машет,
Упирается иглой,
И измерит всё собой
Циркуль
2. Жёлтый одуванчик
По двору идёт.
Жёлтый одуванчик
Зёрнышки клюёт. (цыпленок)
3. В золотой клубочек
спрятался дубочек(жёлудь)
4. Васька-кот услышал вдруг
Незаметный тихий звук.
Это мышка на полу
Грызла корочку в углу. (Шорох)
5. С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета (прилагательное)
6. А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно...
(Орфограммы).
7. Лег асфальтовый ремень
Через сотню деревень. ( Шоссе)
7.Лег асфальтовый ремень
Через сотню деревень. ( Шоссе)
8. В нашем цирке выступает,
Он предметы вверх бросает,
Ловок словно каскадёр.
Что же за артист? – ......(жонглёр)
9. Мы рассказ сперва читали,
После — просто повторяли.
Больше прочитать не дали, —
Что запомнили, писали.
Нет, не сочинение.
Писали... (изложение)
10. На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (Крыжовник
Самоанализ
Урок русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание» (УМК:Русский язык. 5 кл.: учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. , М. «Дрофа», 2012)
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; дать представление о главном и зависимом слове; показать, как строится словосочетание; дать понятие о видах словосочетаний, развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Задачи: вспомнить, что такое словосочетание; учиться находить главное и зависимое слово; формировать умение вычленять словосочетания из предложения; узнать, чем отличается слово от словосочетания; учиться составлять словосочетания.
Предметные результаты: умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова.
На уроке были использованы следующие виды работы: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.
В течение занятия ребята вспомнили уже имеющиеся знания, расширили их с помощью новой, самостоятельно добытой информации, учились находить и строить словосочетания, правильно употреблять в своей речи. Считаю, что цель урока достигнута.