Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник русского языка под редакцией И.В.Гусаровой
Ход урока:
Синтаксическая разминка (на экране – предложение)
Если хочешь достигнуть цели своего стремления, спрашивай вежливей о дороге, с которой сбился.
- Прокомментируйте мысль У.Шекспира.
- Соберите всю информацию об этом предложении.
(Обучающиеся дают подробную характеристику предложению, строят его схему).
- Какой раздел лингвистики изучает предложение?
- Что ещё, кроме предложения, изучает синтаксис?
- Дайте научное определение понятия «словосочетание».
Задание. Запишите в тетрадь словосочетание «спрашивай о дороге» и выполните его синтаксический разбор (в случае затруднения обращайтесь к плану разбора на странице 437 учебника).
- Оказывается, пока нам не хватает знаний для выполнения полного синтаксического разбора словосочетания
- Запишем в тетрадях тему урока и определим задачи.
- Вопросы, на которые мы должны получить ответы в ходе урока(на экране)
1. Функции словосочетания.
2. Строение словосочетания.
3. Типы словосочетаний по характеру смысловых отношений между компонентами.
4. Виды грамматической связи в словосочетании.
Просмотровое чтение (материал учебника на стр.60)
Отвечаем на вопросы, приводим примеры.
Знакомство с материалом рубрики «Берём на заметку».
Задание. Из упражнения 48 выписать только словосочетания.
- Назовите известные вам типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные, местоимённые).
- Определите тип словосочетания по характеру смысловых отношений между компонентами (объектное, обстоятельственное, определительное).
Достигнуть цели, спрашивай вежливее, своего стремления.
- Какие словосочетания называются восполняющими?
Изучающее чтение ( стр. 61-62 учебника).
- Есть новая для нас информация по видам грамматической связи в словосочетании? (Словосочетание полное и неполное)
- Выполните упражнение 49(1,2), определяя вид грамматической связи в словосочетании.
Задание. Составьте словосочетания со словами-паронимами: