Урок 113. Тема урока: Личные местоимения
Задачи урока:
-Повторить личные местоимения
-Познакомиться с грамматическими признаками личных местоимений
Ход урока
I Организационный момент Встаньте ровненько, настройтесь на работу.
Подпишите число, Классная работа. Один ученик комментирует.
II Самоопределение к деятельности
- Прочитайте четверостишие
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я.
Р. Рождественский
- Какая часть речи чаще встречается в этом тексте?
- Назовите их.
- Как называются такие местоимения? (Данная группа указывает на лица, поэтому местоимения называются личными.)
Сформулируйте тему урока (Личные местоимения.)
- Почему эти местоимения называют личными?
- Что вы о них знаете?
- В соответствии с темой сформулируйте задачи урока.
(Повторить, какие местоимения называются личными, познакомиться с грамматическими признаками личных местоимений, научиться их определять.)
Минутка чистописания
- Снова обратимся к четверостишию. На минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной, после ь или ъ разделительных знаков. Может сама быть словом.
(Вспомним написание буквы)
Яяб Яяв Яяг
- Назовите согласные буквы по алфавиту.
Словарная работа.
- Повторим написание словарных слов.
- Какое слово можно исключить?
Они – сделайте звуко-буквенный разбор слова
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова они.)
Работа по теме урока
На доске:
Я, МЫ, ОНИ, ТЫ, ОН, ВЫ, ОНА, ОНО.
- На какие две группы можно разбить данные местоимения? (Первая группа - местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа - множественное число.)
В: Как изменяются местоимения? (По числам.) ????
На доске запись: Ед. ч.: Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО.
Мн. ч.: МЫ, ВЫ, ОНИ.
- Личные местоимения делятся на три лица. Выделим эти группы.
- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя. (Местоимение Я.)
- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (Местоимение МЫ.)
- Это местоимения 1-го лица, вставьте их в таблицу.
- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (С помощью местоимения ТЫ.)
- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (С помощью местоимения ВЫ.)
- Это местоимения 2-го лица. Вставьте их в таблицу.
- Посмотрите на доску и назовите местоимения 3-го лица. (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.) вставьте их в таблицу.
- Учебник с 54.
- Рассмотрите таблицу в учебнике.
- Какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам? (Местоимения 3-го лица, ед. числа.)
- Расскажите по таблице о грамматических признаках местоимений.
(я- лицо, число, и т.д.)
В: - Что значит назвать грамматические признаки местоимения?
Физкультминутка
Закрепление изученного материала Работа по учебнику
1). Упр. 113 (с. 54).
Самостоятельное выполнение.
(Взаимопроверка.) Работа в парах.
- Оцените работу одноклассника
2).Упр. 114 (с. 54-55).
Прочитайте.
Назовите местоимения по их грамматическим признакам!
Запишите предложения, вставляя местоимения. По вариантам
вариант -1,2 предложение, 2 вариант – 3,4 предложение.
3). - Вспомним с какой целью употребляются местоимения в речи?
- Запишем предложение под диктовку.
Я слушаю мелодию дождя.
(Я - показать, что человек говорит о себе).
- Разберите его по членам предложения и частям речи.
VII. Рефлексия Тестовая работа
1. 2) 2. 2) 3.3) 4. 2) 5. 2)
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какое задание было интересно выполнять?
Что показалось вам трудным?
IX. Запишите домашнее задание Упр. 116 (с. 55).