Урок по русскому языку в 1 классе " Правописание ЖИ и ШИ"
Урок по русскому языку в 1 классе " Правописание ЖИ и ШИ"
Тема. Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши
Цели: продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи - ши, закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и ; продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши среди других слов; развивать устную речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к процессу обучения.
Тип урока. УОНЗ
Планируемые результаты:
Предметные:
- выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;
- находить шипящие звуки в слове и вне слова;
- анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши;
- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.
Личностные:
- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.
Метапредметные: регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;
коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;
познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.
Оборудование: тетрадь по русскому языку, раздаточный материал, иллюстрации по теме, таблица.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 1 классе " Правописание ЖИ и ШИ"»
АДМИНИСТРАЦИЯ СУЗЕМСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ - МАЙОРА АВИАЦИИ В.И. ДЕНИСОВА»
Открытый урок по русскому языку (1 класс)
Тема. Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши
Подготовила:
учитель начальных классов
Голубева Любовь Алексеевна
2021 г.
Суземка
Тема. Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши
Цели: продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи - ши, закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и ; продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши среди других слов; развивать устную речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к процессу обучения.
Тип урока. УОНЗ
Планируемые результаты:
Предметные:
- выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;
- находить шипящие звуки в слове и вне слова;
- анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши;
- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.
Личностные:
- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.
Метапредметные: регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;
коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;
познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.
Оборудование: тетрадь по русскому языку, раздаточный материал, иллюстрации по теме, таблица.
Ход урока:
I Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Слушаем, запоминаем,
Вспоминаем, применяем,
Ни минуты не теряем.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»
Пожелаем друг другу удачи.
II Актуализация полученных знаний. Фронтальный опрос.
- Вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».
- Речь может быть письменной и (устной).
- Речь состоит из (предложений).
- Предложения состоят из (слов).
- Слова состоят из (слогов).
- Слоги состоят из (звуков).
- Звуки делятся на гласные и (согласные).
- Гласные звуки бывают ударные и (безударные).
- Согласные звуки бывают звонкие и (глухие), твердые и (мягкие), парные и (непарные).
- Что общего у данных звуков? (Согласные , всегда твердые, шипящие).
- Сколько элементов имеет буква Ж (3).
Письмо буквы ж на доске с объяснением:
(Начинаем писать букву с левого полуовала немного ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, пишем полуовал. Не открывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх. Не отрывая руки, ведём вниз наклонную линию. Затем снова пишем соединительный штрих для письма правого полуовала. Пишем правый полуовал.)
- Сколько элементов имеет буква Ш (3).
Письмо буквы ш на доске с объяснением:
( Начинаем на верхней линейки рабочей строки . Вниз пишем прямую, не доходя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки рабочей строки, линию продолжаем до верхней линейки рабочей строки, отклоняясь вправо. И так повторяем еще два раза, Завершаем писать на середине рабочей строки).
Подготовим наши пальчики к работе (пальчиковая гимнастика)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)
А сейчас открываем тетрадь со словами
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду прямо - не согнусь, за работу я возьмусь. (Повторение правила посадки за столом во время письма).
Пишем в тетради красиво , аккуратно, буквы друг от друга на одинаковом расстоянии.
IV Сообщение темы и цели урока.
-Какое правило вы знаете с буквами ш и ж ?
Жи да ши, жи да ши
С буквой «и» всегда пиши.
Жи и ши пиши с буквой «и». Буквосочетания жи-ши являются орфограммами
- Может, кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши.
- А чему мы будем учиться на уроке? Писать слова с жи - ши и предложения с этими словами.
-- Поставьте цель урока, используя запись на доске
Цель урока - учиться грамотно писать слова с буквосочетаниями жи-ши.
Послушайте сказку про буквы ж и ш. Работа над правилом.
Жили-были, не тужили Буквы «Ж» и «Ш» в квартире. Неразлучны они были. Крепко-накрепко дружили. (Выходят буквы Ж и Ш, держась за руки)
Автор: Но случилось как-то вдруг Им услышать в двери стук. Дверь открыли, крикнув: «Ах!» Буква «И» стоит в слезах.(входит буква И, плачет) Плачет буква И, рыдает.
Буква И: Нет друзей, живу одна я. Можно с вами подружиться, Вместе жить и веселиться?
Буквы Ж и Ш: «Проходи!»
Автор:
сказали «И», А за ней вприпрыжку «Ы»
Буква Ы: «Вы меня впустите тоже, Я на И чуть-чуть похожа!»
Автор: Буквы ей сказали дружно
Буквы Ж, Ш, И (хором): «Это правило знать нужно. Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ» Буква Ш: Мы, ребята, пишем с И !» (держат букву И за руки и показывают на нее)
С тех пор буквы ж, ш так и ходят с буквой и парой, крепко держась за руки.
-А зачем нам нужно знать правило жи - ши пиши с и?
Чтобы быть образованными и грамотными людьми.
V Работа по теме урока. Письмо слов с буквосочетаниями жи – ши.
К нам на урок пришел Незнайка, он нес слова с жи-ши, но споткнулся. Слова распались на слоги. Поможем Незнайке. Внимательно посмотрите, подумайте и составьте слова. ( лы, ши, жи, шки, ма, на, но, ши, жи : лыжи, машина,, шишки, ножи)
-Что объединяет эти слова? Все слова на правило жи-ши. На какой вопрос отвечают слова? Какие предметы они обозначают? ( Неодушевленные предметы). Запишите слова в два столбика, подчеркните буквосочетания жи – ши.
VI Физкультминутка «Добавлялка»:
(я буду произносить начало фразы, а вы его конец и делайте со мной движения)
Жи-жи-жи - ты мне лапку (покажи)
Же-же-же - ох устал (уже)
Жи-жи-жи – ты шнурочек (завяжи)
Же-же-же – дождь прошёл (уже)
Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа)
Жу-жу-жу я по листику (хожу)
Жа-жа-жа – не бойтесь вы (ежа)
Жи-жи-жи – в море плавают (моржи)
VII Закрепление изученного материала.
Послушайте загадки , а отгадки запишите в тетрадь.
В жаркой Африке живу,
Ем зелёную листву,
Хвастаюсь своею шеей:
Не найдёшь её длиннее.
Весь пятнистый, словно шарф.
До чего ж красив … (Жираф)
Жирафы самое высокое наземное животное планеты. Высота его достигает до 6 метров, масса от 900 килограммов до 1 т 200 кг
Живут в норке, грызут корки. Короткие ножки; боятся кошки. (Мыши) Очень мирные мы змеи,
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век.
Ответ: Ужи
-На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что они обозначают? ( одушевленные существа). Подчеркните сочетания жи-ши. С какой буквой написали сочетания жи-ши?
Развитие речи. Работа над составлением предложения.
-Незнайка рассыпал не только слова, но и предложение. Оно распалось на слова. Давайте составим и запишем предложение.
елкой под ежик жил
- Где жил ежик? ( Ежик жил под елкой. Под елкой жил ежик. Жил под елкой ежик.) Письмо предложения с комментированием. Выделяем орфограммы.
- О ком говориться в предложении? Что о нем говориться? Это главные слова, без них нет предложения. Это грамматическая основа предложения.
Исправить ошибки.
-Незнайка тоже написал предложение с буквосочетаниями жи-ши. Прочитайте, что у него получилось.
У Гришы жыл кот Рыжык.
-В каких словах он допустил ошибки? Исправьте их. Какое правило не знает Незнайка? Давайте еще раз все вместе повторим правило. Жи-ши пиши с и.
-Найдите двусложные слова в предложении.
- Почему слова Гриша и Рыжик написаны с заглавной буквы?
Самостоятельная работа
-У вас на парте у каждого карточка. Прочитайте задание, выполните.
Проверка.
- Читаем задание вслух.
Вставь буквы и запиши в тетрадь правильно, подчеркни правило жи –ши.
Карточка.
У Маш… ж…л рыж…й кот. Хвост пуш…стый, ж…вот беленький.
- Найдите слова которые отвечают на вопрос какой? Что они обозначают? Выборочный диктант.
-Сейчас наш класс разделится на две команды. 1 вариант будет писать под диктовку слова с сочетанием ЖИ, 2 вариант будет писать слова с сочетанием ШИ
Мыши, машина, тишина,
Лыжи, снежинка, ножи.
-А теперь вы обменяетесь тетрадями и проверите правильность выполненного задания.
VIII Подведение итогов урока. Рефлексия
Оцените свою работу, выберите смайлик: если урок понравилось, у вас всё получилось, ошибок нет, работали активно – то 1 смайлик. Если не всё получилось, работал активно, но были ошибки то – второй. Совсем не получилось: правило еще не запомнили, нужна помощь учителя - третий.
Выбирают смайлики.
- Давайте подведем итог урока по данной схеме.
Я узнал…
Я научился... - Какие орфограммы повторили? Как пишем жи-ши? Какие слова с буквосочетаниями жи-щи вы знаете?