kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 1 классе " Правописание ЖИ и ШИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Правописание  слов с буквосочетаниями жи-ши

Цели: продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи - ши, закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и ; продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши среди других слов; развивать устную речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к процессу обучения.

Тип урока. УОНЗ

Планируемые результаты:

Предметные:

- выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;

- находить шипящие звуки в слове и вне слова;

- анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши;

- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.

Метапредметные: регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;

коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;

познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Оборудование:  тетрадь по русскому языку, раздаточный материал, иллюстрации по теме, таблица.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 1 классе " Правописание ЖИ и ШИ"»

АДМИНИСТРАЦИЯ СУЗЕМСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ - МАЙОРА АВИАЦИИ В.И. ДЕНИСОВА»





Открытый урок по русскому языку (1 класс)

Тема. Правописание  слов с буквосочетаниями жи-ши







Подготовила:

учитель начальных классов

Голубева Любовь Алексеевна







2021 г.







Суземка

Тема. Правописание  слов с буквосочетаниями жи-ши


Цели: продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи - ши, закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и ; продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши среди других слов; развивать устную речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к процессу обучения.

Тип урока. УОНЗ

Планируемые результаты:

Предметные:

- выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки;

- находить шипящие звуки в слове и вне слова;

- анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши;

- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши и их обозначение буквами.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу, первичное умение оценки ответов одноклассников.

Метапредметные: регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;

коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;

познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Оборудование:  тетрадь по русскому языку, раздаточный материал, иллюстрации по теме, таблица.

Ход урока:

I Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок,

Слушаем, запоминаем,

Вспоминаем, применяем,

Ни минуты не теряем.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

Пожелаем друг другу удачи.

II Актуализация полученных знаний. Фронтальный опрос.

- Вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».

- Речь может быть письменной и (устной).

- Речь состоит из (предложений).

- Предложения состоят из (слов).

- Слова состоят из (слогов).

- Слоги состоят из (звуков).

- Звуки делятся на гласные и (согласные).

- Гласные звуки бывают ударные и (безударные).

- Согласные звуки бывают звонкие и (глухие), твердые и (мягкие), парные и (непарные).

- Назовите парные согласные звуки (Б-П, В-Ф, Г-К , Д-Т, Ж-Ш, З-С).

- Назовите согласные, которые всегда твердые (Ж, Ш , Ц).

- Назовите согласные, которые всегда мягкие (Й, Ч, Щ).

- Назовите шипящие звуки (Ж, Ш, Ч, Щ).

III Минутка чистописания.

- А сейчас отгадайте, какие буквы мы будем писать на минутке чистописании

1) Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (Ж)

2) Её произносит змея

И ёжик сердитый немножко

Спускающий шарик и я,

Но только не так понарошку. (Ш)

- Кто даст характеристику звуку [ж]? (Согласный, звонкий, всегда твердый, парный - Ш)

- Характеристика звука –ш. (Согласный, глухой, всегда твердый, парный - Ж).

- Что общего у данных звуков? (Согласные , всегда твердые, шипящие).

- Сколько элементов имеет буква Ж (3).

Письмо буквы ж на доске с объяснением:

(Начинаем писать букву с левого полуовала немного ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, пишем полуовал. Не открывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх. Не отрывая руки, ведём вниз наклонную линию. Затем снова пишем соединительный штрих для письма правого полуовала. Пишем правый полуовал.)

- Сколько элементов имеет буква Ш (3).  

Письмо буквы ш на доске с объяснением:

( Начинаем на верхней линейки рабочей строки . Вниз пишем прямую, не доходя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки рабочей строки, линию продолжаем до верхней линейки рабочей строки, отклоняясь вправо. И так повторяем еще два раза, Завершаем писать на середине рабочей строки).

  • Подготовим наши пальчики к работе  (пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик жарить стал,

 Этот пальчик все съел,

 Оттого и потолстел.

(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

  • А сейчас открываем тетрадь со словами

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду прямо - не согнусь, за работу я возьмусь. (Повторение правила посадки за столом во время письма).

  • Пишем в тетради красиво , аккуратно, буквы друг от друга на одинаковом расстоянии.

IV Сообщение темы и цели урока.

-Какое правило вы знаете с буквами ш и ж ?

Жи да ши, жи да ши

С буквой «и» всегда пиши.

Жи и ши пиши с буквой «и». Буквосочетания жи-ши являются орфограммами

- Может, кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши.

- А чему мы будем учиться на уроке? Писать слова с жи - ши и предложения с этими словами.

--  Поставьте цель урока, используя запись на доске

Цель урока - учиться грамотно писать слова с буквосочетаниями жи-ши.

Послушайте сказку про буквы ж и ш. Работа над правилом.

Жили-были, не тужили
Буквы «Ж» и «Ш» в квартире.
Неразлучны они были.
Крепко-накрепко дружили.
(Выходят буквы Ж и Ш, держась за руки)

Автор:
Но случилось как-то вдруг
Им услышать в двери стук.
Дверь открыли, крикнув: «Ах!»
Буква «И» стоит в слезах.(входит буква И, плачет)
Плачет буква И, рыдает.

Буква И:
Нет друзей, живу одна я.
Можно с вами подружиться,
Вместе жить и веселиться?

Буквы Ж и Ш: «Проходи!»

Автор:

сказали «И»,
А за ней вприпрыжку «Ы»

Буква Ы:
«Вы меня впустите тоже,
Я на И чуть-чуть похожа!»

Автор: Буквы ей сказали дружно

Буквы Ж, Ш, И (хором):
«Это правило знать нужно.
Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»
Буква Ш: Мы, ребята, пишем с И !» (держат букву И за руки и показывают на нее)

С тех пор буквы ж, ш так и ходят с буквой и парой, крепко держась за руки.

-А зачем нам нужно знать правило жи - ши пиши с и?

Чтобы быть образованными и грамотными людьми.

V Работа по теме урока. Письмо слов с буквосочетаниями жи – ши.

К нам на урок пришел Незнайка, он нес слова с жи-ши, но споткнулся. Слова распались на слоги. Поможем Незнайке. Внимательно посмотрите, подумайте и составьте слова. ( лы, ши, жи, шки, ма, на, но, ши, жи : лыжи, машина,, шишки, ножи)

-Что объединяет эти слова? Все слова на правило жи-ши. На какой вопрос отвечают слова? Какие предметы они обозначают? ( Неодушевленные предметы). Запишите слова в два столбика, подчеркните буквосочетания жи – ши.

VI Физкультминутка «Добавлялка»:

(я буду произносить начало фразы, а вы его конец и делайте со мной движения)

Жи-жи-жи - ты мне лапку (покажи)

Же-же-же - ох устал (уже)

Жи-жи-жи – ты шнурочек (завяжи)

Же-же-же – дождь прошёл (уже)

Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа)

Жу-жу-жу я по листику (хожу)

Жа-жа-жа – не бойтесь вы (ежа)

Жи-жи-жи – в море плавают (моржи)

VII Закрепление изученного материала.

Послушайте загадки , а отгадки запишите в тетрадь.

В жаркой Африке живу,

Ем зелёную листву,

Хвастаюсь своею шеей:

Не найдёшь её длиннее.

Весь пятнистый, словно шарф.

До чего ж красив … (Жираф)

Жирафы самое высокое наземное животное планеты. Высота его достигает до 6 метров, масса от 900 килограммов до 1 т 200 кг

Живут в норке, грызут корки.
Короткие ножки; боятся кошки.
(Мыши)
Очень мирные мы змеи, 

Любим жить в лесах у рек. 

Яда вовсе не имеем 

И не знались с ним во век.

Ответ: Ужи

-На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что они обозначают? ( одушевленные существа). Подчеркните сочетания жи-ши. С какой буквой написали сочетания жи-ши?

Развитие речи. Работа над составлением предложения.

-Незнайка рассыпал не только слова, но и предложение. Оно распалось на слова. Давайте составим и запишем предложение.

елкой под ежик жил

- Где жил ежик? ( Ежик жил под елкой. Под елкой жил ежик. Жил под елкой ежик.) Письмо предложения с комментированием. Выделяем орфограммы.

- О ком говориться в предложении? Что о нем говориться? Это главные слова, без них нет предложения. Это грамматическая основа предложения.

Исправить ошибки.

-Незнайка тоже написал предложение с буквосочетаниями жи-ши. Прочитайте, что у него получилось.

У  Гришы жыл кот Рыжык.

-В каких словах он допустил ошибки? Исправьте их. Какое правило не знает Незнайка? Давайте еще раз все вместе повторим правило. Жи-ши пиши с и.

-Найдите двусложные слова в предложении.

- Почему слова Гриша и Рыжик написаны с заглавной буквы?

Самостоятельная работа

-У вас на парте у каждого карточка. Прочитайте задание, выполните.

Проверка.

- Читаем задание вслух.

Вставь буквы и запиши в тетрадь правильно, подчеркни правило жи –ши. 

Карточка.

У   Маш…  ж…л   рыж…й кот. Хвост пуш…стый,   ж…вот беленький.

- Найдите слова которые отвечают на вопрос какой? Что они обозначают? Выборочный диктант.

-Сейчас наш класс разделится на две команды. 1 вариант будет писать под диктовку слова с сочетанием ЖИ, 2 вариант будет писать слова с сочетанием ШИ

Мыши, машина, тишина,

Лыжи, снежинка, ножи.

-А теперь вы обменяетесь тетрадями и проверите правильность выполненного задания.

 VIII Подведение итогов урока. Рефлексия

Оцените свою работу, выберите смайлик: если урок понравилось, у вас всё получилось, ошибок нет, работали активно – то 1 смайлик. Если не всё получилось, работал активно, но были ошибки то – второй. Совсем не получилось: правило еще не запомнили, нужна помощь учителя - третий.

Выбирают смайлики.

- Давайте подведем итог урока по данной схеме.

Я узнал…                

Я научился...
- Какие орфограммы повторили? Как пишем жи-ши? Какие слова с буквосочетаниями жи-щи вы знаете?

Окончен урок,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам!

За то, что упорно и

Дружно трудились.

И знания точно

уж вам пригодились.

-Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку в 1 классе " Правописание ЖИ и ШИ"

Автор: Голубева Любовь Алексеевна

Дата: 09.09.2023

Номер свидетельства: 636415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "129842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415782849"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правописание предлогов и приставок конспект урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "pravopisaniiepriedloghovipristavokkonspiekturokarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "331209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464579260"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока  русского языка. Тема: "Правописание глаголов 3-го лица"."
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-pravopisaniie-ghlagholov-3-gho-litsa"
    ["file_id"] => string(6) "250917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447161779"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства