Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Употребление деепричастий в речи.»
Тема: Употребление деепричастий в речи.
Эпиграф: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко
сказанное русское слово». Н.В.Гоголь.
Цели урока:
Дидактическая: закрепить и обобщить понятия "деепричастие и его грамматические признаки", "стили речи";
Воспитательная воспитывать культуру речи, любовь к слову, русскому языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
Развивающая: развивать речь студентов, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, абстрактное мышление, память.
Задача урока: на основе актуализации знаний о роли деепричастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера выявить особенности употребления деепричастий в речи.
Тип урока: Комбинированный.
Метод: Слово учителя, проверка индивидуально выполненных учебных заданий, коррекция и формулировка выводов, составляющих материал темы.
Привести примеры фразеологических оборотов, используя деепричастия. Объяснить, как оформляются на письме фразеологические обороты.
Дать определение фразеологическому обороту.
Ход урока:
I.Вводная часть.
1. Беседа с группой, постановка цели урока.
(1 слайд) Тема урока: Употребление деепричастий в речи. Типы экономических систем. В центре внимания на уроке – деепричастие. Основополагающий вопрос урока: Какова роль деепричастия в тексте, как оно «живёт» в нём, как «работает»?
(2 слайд) Цели урока.
(3 слайд) Эпиграф.
II.Основная часть.
1. Анализ текста из стихотворения Р. Саути, в переводе А. Шмульяна
(текст у каждого на столе в дидактическом материале, который подготовлен учителем):
(4 слайд)
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздуваясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(5 слайд) Задание:
Что вы «видите» и что вы «слышите», произнося эти строки?
Слова какой части речи помогли вам увидеть и услышать то, о чём пишет поэт? Какую же роль играет деепричастия?
«Дорисуйте» действия одушевлённых и неодушевлённых предметов, используя деепричастия и деепричастные обороты.
Между деревьев, __________ , бежал ручеёк.
Крупные капли дождя, _______ , падали на землю.
Птицы, ________ , летели на юг.
Морские волны, ______ , плескались у берега.
Прочитайте предложения, объясните знаки препинания.
Как изменилось содержание предложений, когда в них включили
деепричастия и деепричастные обороты?
(8 слайд) 2. Употребление деепричастий в книжном стиле.
(9 слайд) Задание:
Разделившись на три группы, вам необходимо подготовить презентации мини-исследований по предложенным текстам с заданиями к ним.
- Презентации мини-исследований студентов, работающих в группе.
Анализ фрагмента из «Алых парусов» А.Грина (1 группа)
Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. «Стряхни этого пассажира», – посоветовала Ассоль цветку. Жук не удержался и с треском полетел в сторону. А она, волнуясь и трепеща, пошла дальше к склону холма и скрылась в его зарослях. (По А.Грину).
Задания:
1.Определите тип речи.
2.Слова, каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему?
3.Какую роль играют деепричастия, обозначающие добавочные действия жука?
4.Какую роль играют деепричастия, «дорисовывающие» действия Ассоль?
Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод.
(10 слайд) Вывод:
Этот текст является повествованием, а в повествовании мир предстаёт в динамике, в движении. Автор рассказывает о сменяющих друг друга действиях, как бы создавая ленту кадров.
В отрывке автор использует не только глаголы, но и деепричастия.
Деепричастия помогают создать зримый образ жука, передать его характер. Мы видим, как нелегко жуку взобраться на цветок, но он упрямо стремиться достичь своей цели.
Деепричастия становятся выразительным средством, помогающим передать состояние Ассоль.
Анализ фрагмента из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (2 группа)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Задания:
1.Выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты. Проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке;
2.Почему крестьянин «на дровнях обновляет путь», «торжествуя»? Какую роль играет это деепричастие?
3.Как «дорисованы» действия лошадки и кибитки? Что помогает увидеть и почувствовать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая»?
4.какую роль играют деепричастные обороты, «дорисовывающие» действия дворового мальчика?
Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод.
Используйте материалы из рубрики «Заглянем в словарь!»:
Дровни – сани с плоским настилом для перевозки дров, леса и других грузов.
Кибитка – крытая повозка для перевозки почты, грузов, пассажиров. Чем больше перевезёт ямщик, тем больше получит денег.
(11-12 слайд) Вывод:
В отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» в 14 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов. Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы. Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», так как ей трудно передвигаться с грузом по снегу. Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой, помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести. Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.
Анализ фрагмента из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». (3 группа)
В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.
Задания:
1.Определите тип речи.
2.Слова, каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему?
3.Какую роль играют деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами»?
4.Какое состояние лошади передают деепричастные обороты «навострив уши», «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу»?
Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод.
(13 слайд) Вывод:
Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия. Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок. Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения. Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.
(14 слайд) Вывод:
Итак, писатели и поэты не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
(15 слайд) 3.Употребление деепричастий в разговорной речи.
Учащиеся отмечают, что деепричастия могут употребляться в пословицах, поговорках, фразеологических оборотах.
(16 слайд) - Кто быстрее? Восстановим в памяти некоторые пословицы.
Не давши слова, крепись,……………………(а давши, держись).
Не считай себя мастером,…………………….(не изучив ремесла).
Что имеем, не храним,………………………….(потерявши, плачем).
Не узнав горя,………………………………(не узнаешь и радости).
Сделав худо,…………………………………………(не жди добра).
Не зная броду,………………………………………(не лезь в воду).
Не отведав горького,………………………(не узнаешь и сладкого).
Снявши голову,……………………………..(по волосам не плачут).
(17 слайд) - Проверка домашнего задания. Предлагаем студентам привести примеры фразеологических оборотов. (Предварительно вспомним, что такое фразеологизмы).
Примеры: положа руку на сердце, повесив нос, не отрывая глаз, не подав виду и др.
Студенты составляют предложения, включив в них фразеологические обороты. Обращаем внимание, что на письме они запятыми не выделяются.
Мальчик шел повесив нос. Он говорил положа руку на сердце.
Составленные предложения студенты записывают в тетрадь.
(18 слайд) 2. Употребление деепричастий в научном стиле.
(19 – 21 слайд) Типы экономических систем.
(22 - 24 слайд) Традиционная система.
(25 - 27 слайд) Командная система.
(28 - 30 слайд) Рыночная система.
(31 - 32 слайд) Смешанная система.
(33 - 38 слайд) Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?»
(39 слайд) Задание:
Замените придаточные предложения деепричастными оборотами.
Сопоставьте простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами и сложноподчинённые с обстоятельственными придаточными. В каких из них мысль выражена более ёмко, компактно, динамично?
Какой вывод о роли деепричастных оборотов можете сделать из этого наблюдения? Определите тип экономической системы.
(40 слайд) 1.Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками, тем самым они приближают такую экономику к натуральному хозяйству. (традиционная)
Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками, приближая такую экономику к натуральному хозяйству.
(41 слайд) 2.Государство, которое гарантирует производителю продажу продукции, создает такие предпосылки, чтобы из-за приблизительности планирования не возник дефицит одних товаров и избыток других. (командная)
Государство, гарантируя производителю продажу продукции, создает такие предпосылки, чтобы из-за приблизительности планирования не возник дефицит одних товаров и избыток других.
(42 слайд) 3.Производитель очень рискует, так как он не имеет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар. (традиционная)
Производитель очень рискует, не имея никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.
(43 слайд) 4.Частные лица и фирмы, которые выбирают самую передовую технологию производства, решают вопрос так, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. (рыночная)
Частные лица и фирмы, выбирая самую передовую технологию производства, решают вопрос так, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче.
(44 слайд) 5.Производители должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. (командная)
Производители должны выполнять государственный план, обозначая, что производить.
(45 слайд) 6. Фирмы, которые производят однородную продукцию, заставляют конкурентов искать наилучшие способы производства. (рыночная)
Фирмы, производя однородную продукцию, заставляют конкурентов искать наилучшие способы производства.
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вспомните, каков основополагающий вопрос нашего урока. Прочитайте его ещё раз.
Как бы вы теперь на него ответили?
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
IV. Домашнее задание. (46 слайд)
К какой экономической системе относится современный Казахстан? Проанализировать особенности этой экономической системы в тетрадях, используя деепричастия и деепричастные обороты.