Разработка урока по русскому языку
7-й класс.
Тема: "Деепричастие как часть речи"
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель урока:
- уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия, углубить знания о деепричастиях и деепричастных оборотах.
- вызвать потребность знать, расширить словарный запас, развивать умения и навыки работы с текстом
- воспитывать языковую культуру, умения работать в коллективе, любовь к русской поэзии.
Методы: проблемный, элементы КОЗ, стратегия критического мышления
Форма: групповая
Используемые учебники и учебные пособия: учебник русский язык, тексты, карточки
Используемое оборудование: компьютер,
І. Мотивационно-ориентироввочный этап:
1. Скороговорка (запись на слайде №3): Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.
Чтение и проговаривание скороговорки.
- Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча).
- Докажите, что это деепричастия.- Доказательство. Правило.
ІІ. Операционно-исполнительский этап:
Работа в группах:
2. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола).Совместное заполнение таблицы (в группах). Каждой группе раздаются листы с таблицами.
Для 1-ой группы
№ вопроса
причастие
деепричастие
1.От какой части речи образуются?
2. На какие вопросы отвечают?
3. Что обозначают?
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?
5. Как изменяются?
6. Имеют суффиксы:
Для 2-ой группы
1.Чем отличаются по морфемному составу?
причастие
деепричастие
2. Какими членами предложения могут быть?
3. На какой вопрос отвечают как член предложения?
4. Какую часть речи распространяют в предложении
5. Как обособляются?
6. Роль как средства выразительности
3а. Совместное обсуждение таблицы (слайд №4).
№ вопроса
причастие
деепричастие
1. От какой части речи образуются?
От глагола
2.На какие вопросы отвечают?
Какой?
Каков?
Что делая?
Что сделав?
3. Что обозначают?
Признак предмета по действию
Добавочное действие
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?
Глагола
прилагательного
Глагола
наречия
5. Как изменяются?
По родам, числам, падежам
Не изменяется
6. Имеют суффиксы:
-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т-
-а- (-я-);
-вши- -ши-
-в-; -учи- (уст.)
7.Чем отличаются по морфемному составу?
Имеет окончание
Не имеет окончание
8. Какими членами предложения могут быть?
Определение, сказуемое
обстоятельство
9. На какой вопрос отвечают как член предложения?
Какой?
Каков?
Как?
Когда?
Почему?
10. Какую часть речи распространяют в предложении
Существительное, местоимение
глагол
11. Как обособляются?
После определяемого существительного
Всегда обособляется
12. Роль как средства выразительности
Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”
Украшает глагол, дополняет его другими действиями;
“создает живописную картину действия”
Физминутка. Учитель читает фразеологические обороты, учащиеся показывают в движениях.
4. Работа с текстами (слайд №5):
Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:
1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
4. А.С.Пушкина “Зима!. Крестьянин, торжествуя…”:
Зима!. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
5. Э.А. Асадова “Лес”:
…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…
7. С.Я.Маршака “Словарь”:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…
8. И.А.Бунина “*”:
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
5. “Найди пару”: Представитель от каждой группы получает карточку с незаконченным текстом пословицы. Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару:
1 группа
…, не умоешься
Снявши голову, …
…, по волосам не плачут
Не замочив рук, …
Что имеем, не храним, …
…, потерявши, плачем.
2 группа
Пирога ждать,…
Спотыкаясь,…
…, не всегда брани дорогу
Не зная броду, …
…, не суйся в воду
…, не евши, спать
5.а “Аукцион фразеологических оборотов” (флипчарт №1.)
Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:
Работать хорошо - Засучив рукава
Работать плохо - Спустя рукава
Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову
Уйти (остаться ) ни с чем – Остаться с носом
Без особого на то желания - Скрепя сердце.
Задание: составить предложения с данными фразеологическими оборотами.
6.Задание на правильное употребление деепричастий в речи.
«Коварство деепричастного оборота».
В сочинении ученика были такие предложения: “ … Открыв окно, запахло соснами. Сидя у окна, в комнату влетел воробей…” - Нет ли здесь ошибки?
Совместное составление предложений. Запись в тетрадь правильных вариантов.
- Рефлексивно-оценочный этап:
подведение итогов урока. Рефлексия работы.
С каждой группы выступает один ученик: «Какие действия выполняли на уроке?» (группировали, анализировали, рассуждали, составляли, видоизменяли)
Домашнее задание: разноуровневые задания
1.Составить кроссворд на тему “Деепричастие”.
2. Составить тест на данную тему.
3. Написать мини-сочинение, используя ДО и деепричастия.