Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мобилизующий момент, мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Учащимся предлагается задание, написанное на доске: Изл…гать, выр…сти, расч…ска, н…чной, к…рмить, х…лмистый, ц...тата. Какое слово вызвало у вас затруднение? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы. Обучающиеся работают в группах. Определяют лексическое значение слова цитата и его правописание. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция |
2.Актуализация знаний Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | В гости к нам пришли необычные слова, посмотрите на экран. Ц..фра, ц..ркуль, синиц.., улиц.., лекц..я, сестриц..н, ц..пленок, ц..тата, ц..ган, революц..я, ц..нга Что объединяет данные слова? Подведение к теме урока и озвучивание темы. Как вы думаете, какова тема нашего урока? | Внимательно рассматривают слова, выделяют общий признак и дают ответ. Формулируют тему урока. | Познавательные: формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД умение оформлять свои мысли в устной форме; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные УУД высказывают предположения на основе наблюдений; формулируют тему (проблему) урока и его цель. |
3. Целеполагание и мотивирование Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения; постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Предлагаю вам вставить в слова пропущенные буквы. -Были ли у вас затруднения? С чем они связаны? На экране правильный вариант написания данных слов Какова цель нашего урока? | Учащиеся вставляют в слова пропущенные буквы, фиксируют затруднение Формулируют цель | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
4.Ввод нового материала Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Обратимся к правилу в учебнике (Чтение правила с использованием технологии Инсерт) В процессе чтения новой информации вы делаете на полях пометы: + я это уже знал - это новые сведения ? я хочу узнать об этом подробно Какие значки вы вынесли? Давайте вместе с вами составим пошаговый алгоритм для решения данных задач Объясните написание слов, пользуясь составленным алгоритмом. Все ли слова можно объяснить составленным алгоритмом? Предлагаю вам поработать в своих группах и решить задачу: перед вами таблица из букв, попробуйте прочитать предложение, начав с какой-либо буквы Ц. Запишите полученное предложение, правильно расставив знаки препинания. Проверим ваши наработки -Какой вывод можно сделать из составленного предложения? Как вы думаете, почему? Попробуем нарисовать кластер. Затем учащиеся попробуют нарисовать кластер по данной теме | Читают правило в учебнике п.87 и делают соответствующие пометки: Совместно с учителем составляют алгоритм. Проговаривают каждый шаг. Учащиеся читают слова, объясняют по алгоритму их написание. Учащиеся читают предложения, делают выводы Рисуют кластер (работают в парах) | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание того, как дети усваивают содержание. |
5. Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Игра «Приседание». Учащимся предлагается с хлопком и приседанием назвать слово на букву Ц | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Предлагаю выполнить упражнение 446 (учебник). | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Проговаривают условия написания букв ы-и после ц. Работа в парах. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цели: -закрепление полученных знаний на практике с помощью игровой технологии, -корректирование способов решения учащимися орфографических задач, -самостоятельная диагностика полученных умений, -формирование коммуникативной компетентности (взаимопроверка в парах), -стимулирование познавательной активности, -формирование рефлексивных и оценочных умений. | 1. Учитель: - Пришло время закрепить полученные знания. У вас на партах лежат рабочие листы. 1.Распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания 2. Посмотрим. Как справился у доски наш одноклассник. А как у вас получилось? 3. Задание на смекалку. ЦИРК, ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило? | Один ученик работает у интерактивной доски, остальные учащиеся записывают слова в тетради, объясняют их написание. Учащиеся сравнивают свое написание с доской, находят ошибки. Учащиеся объясняют разницу в написании слов | Регулятивные ( контроль, оценка , коррекция), познавательные( общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач), коммуникативные(умение выражать свои мысли). |
8.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий | 1.Словарная работа -Ребята 1-ого варианта записывают в тетрадь слова «цикада», «цикламен», а 2-ого варианта-«циновка», «цикорий». Используя толковый словарь в конце учебника, объясните их значение. Почему в этих словах пишется буква И? Запишите транскрипцию слова. 2 Работа по карточкам Карточка № 1, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц" Делегац…я, ш…рох, ц…тата, ц…кнуть, ц…трусовые, коллекц…я. Карточка №2, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц": сестриц…н, птиц…, круглолиц…й, демонстрац…я, ц…ган, ц…ркуль. ц…плёнок, ц…нга. | Работа с толковым словарем, выполнение транскрипции слова. Работают с карточками Составляют предложение с одним из данных слов. Прочитывают вслух. | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
9. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. В чем вы испытывали трудности? Что помогло их преодолеть? Оцените свою деятельность на уроке, выбрав один из смайликов. Учитель выставляет оценки. Всем спасибо. До новых встреч! | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу Учащиеся выходят к доске и прикрепляют яблоки к дереву. Взаимооценка | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
10.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Чтобы упрочить знания учащихся, учитель предлагает домашнее задание на выбор: 1.Творческое задание Написать сказку на тему «И-Ы в гостях у буквы Ц» 2.Составить словарный диктант по изученной орфограмме 3.Выполнить упр.447 | Учащиеся записывают домашнее задание, делая выбор. | Регулятивные: выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. |